6 августа 2020

Science Bar Hopping Online. Как мы организовали два научных онлайн-фестиваля с лекциями о космосе, геноме и 5G

Science Bar Hopping — это городской фестиваль, на котором ученые читают лекции в барах. Обычно это масштабное мероприятие: примерно в 20 барах за один вечер проходит около 40 научных лекций.

В 2020 году из-за запрета на массовые мероприятия Science Bar Hopping прошел в онлайн-формате. Мы запустили научную рассылку и вебинары с их авторами-учеными. И провели два онлайн-марафона, каждый из которых состоял из параллельных потоков лекций и длился 5 часов. В этом тексте мы рассказываем, как всё организовали.

Так выглядела заглушка перед началом фестиваля

Онлайн-фестивали Science Bar Hopping прошли 17 мая и 14 июня. На каждом из них выступили по десять ученых. Лекции длились примерно по 40 минут, после чего зрители могли задать вопросы в прямом эфире. Присоединиться к трансляции можно было в любое время и из любой точки мира.

Как мы организовали онлайн-трансляцию для многотысячной аудитории

Первый Science Bar Hopping в этом году должен был пройти 19 апреля в Москве, но из-за введения режима самоизоляции его отменили. Как только стало понятно, что читать лекции в барах в ближайшее время будет невозможно, мы решили проводить фестиваль онлайн. 

Ольга Шитикова
Главный эксперт дирекции популяризации Фонда инфраструктурных и образовательных программ

— У меня не укладывалось в голове, что действительно всё могут закрыть. Верить в это не хотелось. Хорошо помню свою фразу: ну театры же не закроют? «Закроют», — сказала нам наш руководитель Елена Санарова. И я поняла, что всё серьезно. Но как можно совсем отменить наш фестиваль? Я верила в то, что его ждут люди и мы не можем пропасть минимум на полгода. Попробовать уйти в онлайн, сохранив аудиторию? Придумать, как поддержать и заинтересовать наше сообщество в это нелегкое время, максимально сохранив атмосферу? Всем было очевидно, что должно быть только так.

Поэтому во время подготовки фестиваля для нас было важно выдержать фирменный стиль — добавить анимацию, логотипы, заглушки — и иметь возможность контролировать происходящее онлайн. Мы решили сделать прямую трансляцию лекций, а в качестве площадки выбрали «ВКонтакте», где у нас есть два паблика.

Во время офлайн-мероприятий онлайн-трансляцию для нас организует техническая команда. В этот раз мы тоже обратились к ней. В итоге получилась следующая схема: техническая команда получает видео и звук от спикеров фестиваля, накладывает на него анимацию и выводит в прямой эфир. По сути, это была такая же онлайн-трансляция, как те, которые мы делаем с наших офлайн-мероприятий.

Екатерина Юшкевич
Продюсер мероприятий «Бумаги»

— Это было круто с точки зрения контроля ситуации, потому что техники могли в какой-то момент что-то попридержать или, наоборот, вывести в эфир, но сложно с точки зрения механики. И так как для технической команды это тоже был первый такой опыт, не всё прошло гладко.

Зачем мы доставляли микрофоны в села и садоводства

С самого начала мы решили обеспечить качественный звук и картинку во время трансляций. Но у большинства выступающих в доступе были только встроенные в ноутбуки микрофон и камера.

Чтобы повысить качество звука, мы организовали доставку микрофонов и камер более высокого качества спикерам домой.

Екатерина Юшкевич
Продюсер мероприятий «Бумаги»

— За это нам пришлось поплатиться: оказалось, что почти никого из наших спикеров нет в городе. В итоге, мне кажется, наши доставки стоили дороже всего оборудования, взятого в аренду: мы развозили микрофоны и камеры в села, садоводства, деревни и так далее.

Еще один важный фактор, который пришлось учитывать при подготовке: качество интернета на дачах у спикеров было нестабильным — это могло создать проблемы во время трансляции. Мы об этом знали и подготовили на этот случай специальные заглушки с сообщением для зрителей о том, что пока трансляция не работает здесь, можно подключиться к параллельному потоку. К счастью, эти заглушки не пригодились.

Почему на некоторых выступлениях пели петухи, а другие проходили из машины

Мы уделяем большое внимание оформлению наших мероприятий, поэтому на фестивале было важно поработать с фоном, на котором выступают спикеры. Ведь он был в целом единственным визуальным впечатлением для зрителей.

С помощью декораторов мы разработали фоны для ведущих: Сергея Гаврилова и Евгения Шматко. У нас есть неоновые элементы, которые мы используем на офлайн-фестивалях, и мы хотели задействовать их во время онлайн-трансляции. А чтобы они органично смотрелись в кадре, попросили декораторов помочь с оформлением.

То же самое мы планировали сделать и для спикеров, но учли трудности с доставкой оборудования и в итоге отказались от этой идеи. Во время репетиций просто просили ученых перейти в тихое место, если было слишком шумно, или светлое, если там, откуда они говорили, было слишком темно.

Так, Иван Ямщиков, научный сотрудник Института Макса Планка в Лейпциге и автор подкаста «Проветримся!», специально повесил на стену своего дома в Ленобласти ковер. Биоинформатик Андрей Афанасьев должен был выйти в эфир, стоя посреди поля, с красивым фоном и хорошим сигналом, но в итоге рассказывал о геноме из машины: в поле поднялся сильный ветер.

Другой наш участник, основатель Open Data Science Алексей Натекин, выступал из избы в деревне Шадырицы, где у его родителей фермерское хозяйство. Его рассказы про большие данные периодически сопровождались криками петухов.

Андрей Афанасьев проводит лекцию из машины
Алексей Натекин рассказывает про большие данные из избы

Как мы взаимодействовали со зрителями

И последняя в списке, но не последняя по значимости трудность — зрительный контакт: ни спикеры, ни организаторы не видели гостей фестиваля. И если выступающие за время самоизоляции к этому более-менее привыкли, то для нас как для организаторов это было сложно.

Несмотря на статистику, которую можно получить по трансляции во «ВКонтакте», выборка получается слишком широкая. Соцсеть была официальным партнером мероприятия и помогала нам таргетировать трансляцию на молодых людей из больших городов. «ВКонтакте» размещала нашу трансляцию в витрине популярных видео, где ее замечали пользователи и подключались к прямому эфиру. Для «ВКонтакте» в этом был свой плюс: наша трансляция помогала разнообразить контент в витрине.

В результате охваты каждого фестиваля Science Bar Hopping Online превысили миллион. Но наблюдать за аудиторией, как в баре, когда там находится 30–50 слушателей и мы видим практически каждого человека, было невозможно.

Фестиваль смотрели зрители из России, Беларуси, Украины, Казахстана и Германии. В России, кроме Петербурга и Москвы, в Science Bar Hopping Online приняли участие зрители из Екатеринбурга, Перми, Казани и других городов.

Сейчас записи петербургского и московского прямых эфиров сохранены в наших пабликах во «ВКонтакте». Отдельные лекции можно посмотреть и на ютьюб-канале проекта.

Авторы: Ольга Кузина
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Блог «Бумаги»
Exit mobile version
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.