18 июня 2015

«Здесь, в России, так не шутят»: Рой Андерссон — о юморе, рекламе и русской культуре

На предпремьерный показ своего нового фильма «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии» в Петербург приехал Рой Андерссон, один из самых известных шведских кинорежиссеров. Популярный благодаря своему чувству юмора и визуальному стилю, он когда-то начинал со съемок рекламных роликов. Уже за дебют — рекламу дезодоранта — Андерссон получил «Золотого льва» Венецианского фестиваля рекламы. А его полнометражные фильмы отмечены Гран-При Берлинале и главным призом кинофестиваля в Венеции.
«Бумага» узнала у режиссера, чем ему нравится русская культура, почему не близок юмор россиян и что ему хотелось бы продвигать, случись сейчас вернуться в рекламу.
Фото: Venice Film Festival
— В свое время я начинал с работы в рекламе. В те годы в этой сфере было очень много людей из художественной среды, из искусства. Сегодня же реклама полностью перешла в руки бизнеса, и единственное, что стало важно, — это выгода. Когда я был молод, мы с друзьями специально приходили в кино пораньше, чтобы посмотреть рекламу. А теперь люди стараются пропустить все рекламные блоки, приходят позже, чтобы их не видеть. Шаг за шагом реклама утратила свою ценность как художественное произведение. Это, конечно, обидно.
Сейчас, все же надеюсь, мне не придется возвращаться к съемкам рекламы, но я всегда помню, что мне нужно платить зарплаты своей команде и оплачивать студию. Конечно, если бы мне в голову пришла достойная идея, я бы ее реализовал. Вот про что мне, может быть, и хотелось сделать рекламу, так это про образование. Что-то про школы и про то, что нужно больше читать, внимательнее относиться к своим знаниям. Мне действительно очень хочется, чтобы современные люди были хорошо образованы, чтобы они были умными.
Но с шоколадом и шампунями я больше не хочу работать. Тем более что компании, которые производят косметику, в основном американские, жутко дотошные: так делай, так не делай. Мне это неинтересно, такая работа в прошлом.
За свою карьеру я снял, наверное, больше двух сотен рекламных роликов. И среди них только три или четыре, за которые мне немного стыдно. Я считаю, что, когда ты снимаешь кино, на тебя ложится большая ответственность: ты становишься на службу гуманизма.
Гуманизм, кстати, по моему мнению, — отличительная черта всей русской культуры, которую я очень ценю и большим поклонником которой себя считаю. Не знаю, можно ли кого-то кроме Чехова и Гоголя назвать смешным. Я же сторонник такого юмора, как в фильмах у Милоша Формана и подобных ему режиссеров. Мне кажется, здесь, в России, так не шутят. Русская культура не очень смешная, она более меланхоличная, что ли.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.