3 ноября 2017

Какие русские песни поют во время протестов: плейлист 1917–2017 годов

Какой революционный хит начала ХХ века какое-то время был государственным гимном, с какой песней петербуржцы выходили на митинг в защиту Исаакиевского собора и в какой стране песня «Ляписа Трубецкого» стала протестным гимном?

На просветительском фестивале «Кампус» антрополог Рустам Фахретдинов из Европейского университета — партнера проекта — рассказал о главных революционных песнях с 1917 по 2017 год.

«Рабочая Марсельеза»

Слова П. Л. Лаврова, 1875 год. Основа мелодии — вариация La Marseillaise из песни Р. Шумана «Два гренадера» (слова Г. Гейне, русский текст М. Михайлова)

«Рабочая Марсельеза», она же «Русская Марсельеза», была самой популярной песней революций 1905 и 1917 годов, а с февраля 1917-го до начала 1918 года выполняла роль государственного гимна.

Секрет популярности «Русской Марсельезы» в том, что ее поэтический размер, лексика и структура сюжета (контраст хорошего и плохого миров, резкий насильственный переход из одного в другой) идентичны параметрам жестокого романса — самого популярного жанра русской демократической песни рубежа XIX–XX веков.

Отречемся от старого мира!
Отряхнем его прах с наших ног!
Нам враждебны златые кумиры,
Ненавистен нам царский чертог!
Мы пойдем в ряды страждущих братий,
Мы к голодному люду пойдем,
С ним пошлем мы злодеям проклятья,
На борьбу мы его позовем:

Вставай, подымайся, рабочий народ!
Вставай на врагов, брат голодный!
Раздайся крик мести народной!
Вперед!

«Махнем в деревню»

Песня стиляг конца 1950-х. Автором первой версии назвал себя Марк Розовский (в конце 1950-х был студентом филфака МГУ). Здесь — версия, бытовавшая в 1970-е в Норильске. В основе мелодии — песня Tres Palabras кубинца Освальдо Фарреса 1943 года

Пример песен стиляг 1950-х годов. Стиляги ориентировались на зарубежные и западные джазовые композиции, их песни ассоциировались с протестом уже по той причине, что не были санкционированы государством. Некоторые песни вошли в советский студенческий репертуар и бытовали полуофициально.

Вот получим диплом, гоп-стоп-дуба,
Махнем в деревню.
Соберем мужиков, гоп-стоп-дуба,
Распашем землю.
Посеем рожь, овес, ячмень
И кукурузу.
И прославим колхоз, гоп-стоп-дуба,
По всему Союзу.

Жил в деревне старик, гоп-стоп-дуба,
Ел лаптем кашу.
Заманили его, гоп-стоп-дуба,
В джаз-банду нашу.
Старик стал клевым чуваком:
Через соломку
Попивает коктейль, стоп-гоп-дуба,
И самогонку.

На дороге стоишь, гоп-стоп-дуба,
Юбка с разрезом.
Крепко держишь быка, гоп-стоп-дуба,
За хвост облезлый.
Ах ты, чува моя, чува,
Тебя люблю я.
Вытри губы скорей, гоп-стоп-дуба,
Дай поцелую.

«Атланты»

1963 год, слова и музыка А. Городницкого

«Атланты» были легальной песней, и в 50-летний юбилей Октябрьской революции получили Первую премию конкурса на лучшую песню для советской молодежи: жюри оценило ее революционный потенциал. Она стала одним из песенных символов Ленинграда-Петербурга.

Так получилось, что из песен бардов 1960–70-х годов именно она (а не диссидентские песни Галича или Кима) сохранила актуальность и стала песней общегражданского протеста. В частности, это гимн «Маршей в защиту Санкт-Петербурга».

Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо
На каменных руках,
Атланты держат небо
На каменных руках.

Держать его махину —
Не мед со стороны.
Напряжены их спины,
Колени сведены.
Их тяжкая работа
Важней иных работ:
Из них ослабни кто-то —
И небо упадет,
Из них ослабни кто-то —
И небо упадет.

Текст Городницкого для «Марша в защиту Петербурга» 18 марта 2017 года (опубл. 16 марта 2017 года)

Опять тревожны ночи,
Как в тот далекий год.
Опять бои грохочут
У Пулковских высот.
В лихую эту пору
Сплотимся мы опять,
Чтоб наш великий город
Не дать разворовать.
Не будем жить во мраке,
Глотая горький дым.
Любимый наш Исакий
Вовек не отдадим.
Пока щебечут птички
И солнце в синеве,
Не отдадим «Публички»
Чиновничьей Москве.
Опять тревожны ночи,
Как в тот далекий год.
Опять бои грохочут
У Пулковских высот.
В лихую эту пору
Сплотимся мы опять,
Чтоб наш великий город
Не дать разворовать.

«Перемен»

Слова и музыка В. Цоя, песня группы «Кино», 1986 год. Вошла в фильм «Асса» 1987 года

«Перемен» — неофициальный гимн перестройки. До сих пор это фактически главная российская протестная песня. Рок-музыка после полуподвального существования в годы перестройки легализовалась, и ее протестный потенциал вышел на улицы.

26 марта 2017 года в Москве ее пели на шествии по Тверской, 12 июня в Петербурге — на Марсовом поле. 1 мая на Марше в защиту Петербурга включали «Перемен» с машины звукоусиления. Это единственная или почти единственная песня по ходу шествия, не посвященная Ленинграду-Петербургу.

Вместо тепла зелень стекла,
Вместо огня дым.
Из сетки календаря выхвачен день.
Красное солнце сгорает дотла,
День догорает с ним.
На пылающий город падает тень.

Перемен требуют наши сердца,
Перемен требуют наши глаза,
В нашем смехе и в наших слезах,
И в пульсации вен
Перемен!
Мы ждем перемен.

«Всё идет по плану»

Из одноименного альбома Е. Летова и «Гражданской обороны», 1988 год. На пластинке — 1989 год

«Всё идет по плану» — саркастическая композиция в адрес перестройки, ставшая одной из самых популярных песен людей, рожденных в эти годы. По ней многие осваивали гитару. Можно сказать, это символ смутного протеста конца 1990-х — начала 2000-х годов.

Всё идет по плану
Границы ключ переломлен пополам,
А наш батюшка Ленин совсем усоп,
Он разложился на плесень и на липовый мед,
А перестройка всё идет и идет по плану,
А вся грязь превратилась в голый лед
И всё идет по плану.

А моя судьба захотела на покой,
Я обещал ей не участвовать в военной игре,
Но на фуражке на моей серп и молот и звезда,
Как это трогательно — серп и молот и звезда,
Лихой фонарь ожидания мотается,

И всё идет по плану.

No pasaran!

Слова и музыка Гривы, 2000 год. Гимн радикального экологического движения начала 2000-х. На ролике — Укроп из группы «Политзек», август 2011 года, времена кампании по защите Химкинского леса

No pasaran — пример песни, которая была очень популярна, но в маленькой группе людей — среди радикальных экологов начала 2000-х годов. Эти люди жили преимущественно в мегаполисах, а летом устраивали лагеря протеста в районах экологически резонансных строек, пытаясь мобилизовать население. Это эпоха героев, которые подменяли собой широкое протестное движение, отчасти имитировали его.

Переполненные жаждою наживы люди,
Только мы пока что еще живы будем.
Палки ставить и втыкать в колеса будем!
И пускать машины под откосы будем!

Ведь им не пройти,
Мы встанем на пути!
Протестов счастливая пора!
Ведь им не пройти,
Мы встанем на пути!
Все вместе: no pasaran!

«Превед, Медвед!»

Дебют 29 февраля 2011 года на «Дожде». Исполнили Обломов, Собчак, Парфенов

Главный бум песенного протестного творчества в постсоветскую эпоху пришелся на конец срока Медведева, особенно когда стало ясно, что на выборы пойдет не Медведев, а Путин, а эпоха «Свобода лучше, чем не свобода» заканчивается. Осень 2011-го — весна 2012-го — это белоленточные протесты. Еще это время Pussy Riot и главных хитов группы «Рабфак». Резонансные песни появились уже в начале 2011 года.

Е-е! Здесь Вася Обломов, Ксения Собчак и Леонид Парфенов.
И российский народ. Весь.
Все до единого здесь.

Дмитрий Анатольевич, нам вас жалко!
За олигарха вступилась Пугачева Алка,
А ваших сторонников след простыл.
Вот российский народ про вас и забыл!
Все обсуждают премьер-министра:
Уйдет он медленно или быстро?
Народ на митингах топчет снег,
А вас как будто бы больше нет!

Вот выступили бы на Поклонной горе
Или на Сахарова в декабре!
Сказали бы свое слово публично,
А премьер-министру можно и лично —
О том, что думает наш президент.
За вас же голосовал огромный процент!
Как победить коварный госдеп?
Страна в смятении, а вас всё нет!

«Свобода»

Слова и музыка Ю. Шевчука, премьера — онлайн-концерт на moskva.fm 21 апреля 2011 года. В ролике — «Нашествие 2017» (июль 2017 года)

Тошно душе среди равнодушных стен.
Холод клише, сумерки перемен.
Они за столом поют что-то про свой уют,
Сытую ночь к черному дню…
Серая ночь, в окнах дымит рассвет.
Солнце взойдет, а может быть, больше нет.
Ночь без любви, пусты, между людьми — мосты,
Нет ничего, есть только ты.

Свобода, свобода, так много, так мало.
Ты нам рассказала, какого мы рода.
Ни жизни, ни смерти, ни лжи не сдаешься.
Как небо под сердцем, в тоске моей бьешься.

«Богородица, Путина прогони!»

Группа Pussy Riot, исполнена 21 февраля 2012 года в храме Христа Спасителя

(Хор) Богородица, Дева, Путина прогони,
Путина прогони, Путина прогони.

Черная ряса, золотые погоны,
Все прихожане ползут на поклоны,
Призрак свободы на небесах,
Гей-прайд отправлен в Сибирь в кандалах.

Глава КГБ, их главный святой,
Ведет протестующих в СИЗО под конвой,
Чтобы святейшего не оскорбить,
Женщинам нужно рожать и любить.

Срань, срань, срань господня,
Срань, срань, срань господня.

«Превед Медвед!», «Свобода» — песни кануна белоленточных протестов. А «Богородица, Путина прогони» — песня, благодаря которой русская революционная песня впервые, пожалуй, после «По долинам и по взгорьям» стала явлением международного масштаба. Утвердился оригинальный визуальный образ революционера-певца. Песня не была запрещена в России, а участниц группы осудили за хулиганство. Процесс Pussy Riot стал самым громким процессом в России 2012 года.

«Стены»

Оригинал — Луис Льях, 1968 год, польская версия — Яцек Качмарский, 1978 год. В Беларуси в ходе протестов 2010-го использовалась белорусская версия. Русский текст — Кирилл Медведев, группа «Аркадий Коц», 2012 год

«Стены» — одна из важных песен протеста сегодня, но пока не особо популярная. На митингах ее поют единицы: почти никто не знает текст. Неизвестно, что с ней будет дальше, но пока песня не приживается — это судьба большинства переводных песен в России.

Однажды дед говорил мне,
Когда светало вдали,
Мы с ним у дверей стояли,
И телеги мимо ползли.
Видишь ли эти стены?
За ними мы все живем,
И если мы их не разрушим,
То заживо здесь сгнием.

Давай разрушим эту тюрьму!
Здесь этих стен стоять не должно!
Так пусть они рухнут, рухнут, рухнут!
Обветшавшие давно.
И если ты надавишь плечом,
И если мы надавим вдвоем,
То стены рухнут, рухнут, рухнут
И свободно мы вздохнем!

L’Estaca (Lluis Llach)

L’avi Siset em parlava
de bon matí al portal
mentre el sol esperàvem
i els carros vèiem passar.

Siset, que no veus l’estaca
on estem tots lligats?
Si no podem desfer-nos-en
mai no podrem caminar!

«Воины света»

Группа «Ляпис Трубецкой», конец 2012 года, клип снимался осенью 2013 года. Неофициальный гимн Евромайдана (ноябрь 2013-го — февраль 2014-го)

«Воины света» не самая популярная песня «Ляписа Трубецкого». В России. Она могла пройти незамеченной, если бы не Евромайдан, где была исполнена. Это песня, очень вовремя написанная — за год до Евромайдана. Она стала его неофициальным гимном, что очень символично и отражает интернационализм участников событий: гимном украинского движения стала русская песня белорусского исполнителя. Ролик с песней самый просматриваемый ролик «Ляписа».

Рубиновые части, солнца зари
Рубят злые страсти, сжигают внутри.
Прыгай выше неба, брат и сестра;
Золотые искры — брызги костра.
Радуйся молоту в крепкой руке!
Водопад, молодость — в быстрой реке.
Бей барабан — пам, пам!
Баррикады, друзья, шум, гам.

Воины света, воины добра
Охраняют лето, бьются до утра.
Воины добра! Воины света!
Джа Растафарай бьются до рассвета.

Бонус: «Петербургский романс»

Слова и музыка А. Галича, 22 августа 1968 год, написан в ходе «Пражской весны»

«Петербургский романс» — диссидентская протестная песня Галича. Я включил ее в завершение как песню петербургской тематики и в преддверии очередного революционного юбилея: грядет 50 лет Маю 1968 года и вводу советских войск в Чехословакию. Это песня о том, что для каждого есть та площадь, на которую он по разным причинам не может не выйти.

…Быть бы мне поспокойней,
Не казаться, а быть!
…Здесь мосты, словно кони —
По ночам на дыбы!

Здесь всегда по квадрату
На рассвете полки —
От Синода к Сенату,
Как четыре строки!
Здесь, над винною стойкой,
Над пожаром зари
Наколдовано столько,
Набормотано столько,
Наколдовано столько,
Набормотано столько,
Что пойди — повтори!


Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.