«Культурно-искусствоведческий беспредел»: зачем журналисты пожаловались чиновникам на граффити с Хармсом

Вчера стало известно, что чиновники велели закрасить портрет Даниила Хармса на фасаде дома 11 по улице Маяковского. Об этом рассказали жильцы, которые, во-первых, пытаются сохранить граффити, а во-вторых — не хотят оплачивать покраску.
Позднее выяснилось, что запрос в КГА отправили журналисты: Вадим Кузьмицкий и главный редактор «Канонера» Дмитрий Ратников. «Бумага» попросила Ратникова объяснить, зачем они написали чиновникам, подняли очередную волну недовольства среди горожан и создали почти федеральную новость.
Фото: Паша Кас
— Какие цели вы преследовали, когда обращались с запросом в профильные ведомства?
— Мы совершаем одни и те же действия после появления подобных больших рисунков, поскольку городское законодательство прямо запрещает размещение крупной рекламы и изображений в историческом центре Петербурга. В случае с Малым проспектом П. С. (рисунок на брандмауэре ко Дню Победы — прим. «Бумаги») и с двумя случаями на Обводном канале, в том числе с поздравлением президента Путина, мы отправляли такие запросы в комитет по градостроительству и архитектуре. Он должен выдавать разрешение на подобные рисунки. Комитет в таких случаях всегда говорит, что не может сам принять решение о художественной ценности того или иного изображения. Для этого нужно пройти художественную секцию градостроительного совета, где этим занимаются эксперты.
— К чему приводили ваши запросы в предыдущих случаях?
— Поздравление Путина на Обводном закрасили. По двум другим адресам, насколько я знаю, будут приняты аналогичные меры.
На углу Обводного канала и Серпуховской улицы на стене надпись «Трезвая Россия» и огромное изображение резиновой лодки. Там, чтобы закрасить, ждут потепления: технология требует, чтобы было в течение нескольких дней более пяти градусов тепла.
Фото: Дмитрий Ратников / «Канонер»
— В случае с портретом Хармса на улице Маяковского были ли какие-то отличия в действиях чиновников или в процедуре?
— Нет, это рядовой запрос. Меня немного удивил результат. Мы спрашивали, законно изображение или нет. В итоге районная администрация сделала всё в соответствии со своими полномочиями, но немного забегая вперед. Чиновники не стали выяснять законность, а сразу отправили управляющей компании письмо с просьбой предоставить разрешительную документацию, а если ее нет, закрасить портрет.
— Для вас принципиально содержание граффити, личность автора или заказчика?
— У нас так получается, что любой человек, обладающий каким-то количеством денег, может заказать у промышленных альпинистов нарисовать всё, что заблагорассудится, на какой-нибудь стене. Есть ли у этого человека талант или нет — никого не волнует. Примеры последних лет с тем же Цоем, Павлом Дуровым и другими картинами доказывают, что ни один чиновник не замечает самого процесса разрисовывания стен. Букву П рисовали несколько дней, чиновники даже ходили туда, но никого не остановили, в итоге она провисела год или полтора.
— То есть даже одобрение жителей дома не является аргументом в пользу граффити?
— Смотря каких жителей. Тут есть опасность, что жители будут защищать граффити не с художественной точки зрения, а с бытовой — им иначе придется за свой счет его закрашивать. В целом же подход к облику исторического города сформирован законодательно: и на городском, и на федеральном, и на мировом уровне. Рисунок на лицевых стенах дома — это дело не только жильцов дома, это дело всего города.
В случае с Хармсом работали неплохие художники, в отличие от трех других примеров. Этот рисунок мне лично нравится, но такой подход совершенно некорректен
Мне другое непонятно. Почему не пойти с тем же Хармсом и не разрисовать какой-нибудь убогий панельный дом на проспекте Авиаконструкторов? Почему все хотят реализоваться именно в центре города? Я надеюсь, что, если мы будем переключать внимание с того, какие «бессмысленные чиновники«, и начнем рассуждать на саму тему, приводить разные аргументы, может появиться хотя бы какая-то регламентация подобных вопросов. Важно, чтобы в этом могли принимать участие другие жители города.
— Что первостепенно для вас сейчас: усовершенствовать процедуру или избавиться от рисунка на фасаде?
— Во-первых, нужно узнать, проходила ли картина согласование и каковы мнения экспертов на этот счет, чтобы понять, к кому апеллировать. Во-вторых, хочется объяснить художникам, что такой культурно-искусствоведческий беспредел для Петербурга, на мой взгляд, неприемлем. Конечно, в случае с Хармсом работали неплохие художники, в отличие от трех других примеров. Этот рисунок мне лично нравится, но такой подход совершенно некорректен.
Толпе у нас достаточно какого-то первого мнения более или менее известного источника: либо человека, либо издания
Нет четкого желания стереть или оставить этот портрет. Мне кажется, что необходима регламентация, чтобы ясно и четко зафиксировать, какие рисунки, какого размера и на каких местах могут быть в центре города. Кроме того, это должно широко обсуждаться, причем не после появления очередного искусствоведческого вандализма, а до него.
— Как вы относитесь к шумихе, которая поднялась после публикации, когда люди стали выступать в защиту рисунка?
— Толпе у нас достаточно какого-то первого мнения более или менее известного источника: либо человека, либо издания. Его хватает, чтобы составить якобы свою точку зрения и дальше ее лоббировать. Эта толпа не способна на внимательный анализ всех аргументов и изучение ситуации. Но такова природа толпы, и к этому нужно относиться философски.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.
Читайте еще
Кто такие «Осколки» и какие граффити они рисуют в Петербурге
Американский художник комментирует петербургский стрит-арт: от пластиковой мухи до граффити в поддержку Сенцова
«Если чего-то в городе не хватает, я попробую это сделать»: создатель пингвина на канале Грибоедова — о своих работах
Третья волна коронавируса
В Ленобласти изменили антиковидные ограничения. Спортивные мероприятия и цирки шапито — под запретом
«Хеликс» выяснил, что у пожилых вырабатывается больше антител после COVID-19. А у женщин иммунный ответ растет до полугода — в отличие от мужчин
Иммунитет к COVID-19 имеет 65 % взрослого населения Петербурга, сообщили в комздраве. Власти не видят оснований для ужесточения ограничений
Как растет число заболевших и умерших из-за коронавируса в Петербурге — показываем на графиках
Городская многопрофильная больница № 2 вернется к работе в штатном режиме. Пациентов с коронавирусом переводят в другие стационары
Лето в Петербурге
История не для арахнофобов. В ЖК «Я — Романтик» нашествие пауков — узнали, почему так и каково жить с ними по соседству 🕸
Роспотребнадзор наконец-то нашел петербургское озеро, в котором можно купаться! Оно находится в Озерках
Дорогу в Приморском районе затопило — а петербуржец как раз захватил доску для сап-серфинга. Угадайте, что было дальше 🏄‍♂️
Петербург снова в воде. После ливня затоплены улицы, железнодорожная станция и жилой дом
От тучи до ливня. Посмотрите, как на город надвигалась гроза ⚡️
Вакцинация от коронавируса
В Смольном объяснили, кто в Петербурге сможет привиться вакциной «Спутник Лайт»
В «Галерее» запустят пункт вакцинации от коронавируса. Он сможет принимать до 1000 человек в день
Иммунитет к COVID-19 имеет 65 % взрослого населения Петербурга, сообщили в комздраве. Власти не видят оснований для ужесточения ограничений
Петербуржцев теперь прививают в уличных шатрах. Горожане их высмеивают: сравнивают с цирком и предлагают вакцинировать в парадных
В парке 300-летия открыли первый шатер для вакцинации от коронавируса. Он может принимать по 50 человек в день
Коллеги «Бумаги»
Как «Независимая ассоциация врачей» отговаривает россиян прививаться
У противников вакцинации появилось два новых аргумента против прививок
Сам себе телевизор
Гид по пригородам Петербурга
В Петяярви — маршрут для долгой бодрой прогулки и идеальные места для пикников. Осмотрите заброшенную финскую ГЭС с водопадом и лесные озера
В Гатчине — не только дворец и парки. Осмотрите замок мальтийских рыцарей, деревянную дачу с башней и старинную слободу, где жили егеря
В Орехове — самая высокая точка Карельского перешейка, заказник с дикими зверьми и озера. Летом в полях цветет рапс и пасутся лошади
В Лебяжьем — «кладбище поездов», столетние дома и военные форты. Прогуляйтесь по местам писателя Бианки и останьтесь до вечера, чтобы увидеть закат над заливом
В Приморске — старая финская кирха и пирс, на котором испытывают ледоколы. Прогуляйтесь по берегу залива и заказнику с морскими видами
Подкасты «Бумаги»
В этом подкасте ученые устраивают мозговой штурм — и придумывают, как достичь бессмертия! Среди вариантов — редактирование генома и цифровые двойники
Откуда произошел наш язык и чем схожи русский, английский и санскрит? Александр Пиперски — о том, как говорили древние индоевропейцы
Как работают вакцины против COVID-19 и от чего зависит их эффективность? Слушайте в лекции Ирины Якутенко
«Болезнь не делает из тебя другого человека — она вскрывает то, что уже есть». В подкасте «Волосы отрастут» Ульяна Шкатова рассказывает о лечении меланомы и блоге про рак
«Это ответственная работа, где твой начальник онлайн 24/7». Как мужчины берут отпуск по уходу за ребенком и зачем борются со стереотипами о маскулинности

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.