8 сентября 2020

«Приходится разрешать детям есть на уроке». Петербургские учителя — о первой неделе учебного года с новыми правилами

В школах Петербурга 1 сентября начался новый учебный год. Из-за мероприятий по профилактике коронавируса дети приходят в школу в разное время и разными маршрутами, за каждым классом закреплен собственный кабинет, а в столовую можно попасть только по расписанию.

«Бумага» поговорила с учителями о том, как в их школах прошли праздничные линейки, с какими сложностями они сталкиваются из-за новых правил и как на нововведения реагируют дети.

Кирилл Загустин

учитель истории в школе Выборгского района

— 1 сентября очень сильно отличалось [от того, чтобы бывает обычно]. Наша администрация приняла решение провести линейку только для 1 и 11 классов — для тех, кто в школу только приходит, и тех, кто из школы в конце года уходит (постановление об этом приняло правительство Петербурга — прим. «Бумаги»). Линейка была достаточно короткой, мы планировали 20 минут, уложились в полчаса, потому что с нового года у нас действует особый порядок захода классов в школу — по расписанию.

За каждым классом, как в начальной школе, закреплен свой кабинет, все классы заходят в учреждение в свой промежуток времени. [Это делается для того], чтобы в фойе не было толкучки и потоки детей не смешивались. Этим требованиям следовать удается — даже те ребята, которые приходят в 10 утра, к началу второго урока, уже в 10:05 сидят в кабинете с выложенными учебниками и тетрадями. Небольшая жертва в 5–7 минут от урока не превращается в 15.

Удивительно, но никто из детей не пытается саботировать эти «корономеры», если можно их так назвать. Я не могу вспомнить, чтобы кто-то злонамеренно пытался убегать и уходить. Бывает, что дети хотят пообщаться с кем-то из другого класса, с теми, кто занимается в другом крыле. Старшие и младшие ребята одинаково философски относятся к этому вопросу — в конце концов, мы уже полгода живем в особом эпидемиологическом режиме, поэтому, мне кажется, они вполне примирились с этим.

Контроля в школе стало гораздо больше. Например, если ученик не приходит в школу или если его не было вчера, тут же звонят родителям и спрашивают, что с ребенком. «Свинтить» из школы стало гораздо сложнее — на этажах стоят дежурные, и они не пускают даже в гардероб. А если пускают, то спрашивают: что, зачем, где и куда. Прийти в школу позже тоже непросто. Всегда начинаются вопросы: где ты был, где справка, если нет справки, звонят родителям, потому что без нее в школу не пустят. Записка от родителей не работает, если она написана день в день, только заранее.

На переменах ученики отдыхают все вместе, но рекреации разделены на зоны, и учителя, которые вели у них урок, контролируют, чтобы дети не бегали по школе. У них достаточно свободного пространства, чтобы отдохнуть. В это время кабинеты дезинфицируются, проветриваются и так далее.

Недовольств пока не было. Есть один класс, девятый, который в столовую ходит после второго урока, когда готовы завтраки, но не готовы обеды. Они хотят пообедать, но не завтраком. Мы стараемся решить эту проблему.

Анастасия Семенова

учительница русского языка из школы в Красносельском районе

— Первого сентября была линейка только для 1 и 11 классов, у остальных были «Урок победы» и классный час. Но школа записала видеолинейку, так что без поздравления школьники не остались.

Сейчас дети заходят классами, каждый в свое время. Единственное, что оказалось неудобным — это смещение уроков для 5–6 классов на 8:10. Дети на уроках еще очень сонные — в принципе, как и учителя, которые приходят в школу к 7:40. А 7–8 классы приходят к 10 утра и очень рады возможности высыпаться. Пропускать [уроки] ученики не стремятся, но теперь часто ходят в медкабинет — с температурой 37 и выше мы их отправляем домой.

Родители же просто довольны, что мы наконец-то вышли с дистанционного обучения, поэтому согласны на любые условия.

Ангелина

учительница русского языка и литературы в школе Центрального района

— 1 сентября прошло в необычном формате: у нас всегда капустник, на который учителя готовят веселые музыкальные представления, это один из самых любимых детьми праздников. В этом году он проводился на улице, только для 1 и 11 классов и вместо веселого представления было лишь несколько выступлений наших учителей из музыкального цикла. Остальные классы были расстроены, что их не пустили.

Правил появилось много. Учителя постоянно находятся с классами, то есть у учителей вообще нет свободного времени. Дети томятся в классе или рядом с классом, у них нет возможности походить по школе. Они не могут общаться с другими классами. Есть только одна перемена, на которой дети имеют возможность поесть в столовой, у моего одиннадцатого — это после пятого урока, поэтому приходится разрешать детям есть на уроке. В принципе, график уроков сбился, иногда дети едят в столовой во время урока, а во время перемены учатся.

Мы очень стараемся [выполнять все новые требования]. В нашей школе всего 150 учеников, классов мало, дети довольно ответственные. Но всё равно кто-то опаздывает и может пересечься с другими классами. В любом случае дежурный администратор следит за дистанцией между детьми. [Некоторые дети] пользуются тем, что мы выпускаем на уроках в туалет и теперь надолго там задерживаются.

Родители моего класса никакого недовольства не выражают. Но в школу поступали звонки от них с просьбой разрешить определенному ребенку приезжать в другое время, так как им неудобно привозить его. К сожалению, мы не можем ни для кого делать исключения.

Юлия

учительница информатики из школы в Приморском районе

— Для линейки 1 сентября во дворе школы на асфальт нанесли разметку для классов и их родителей. В это время у других были праздничные классные часы в своих кабинетах.

На входе в школу всем замеряют температуру. Регулярно в кабинетах включают рециркуляторы. Учителя-предметники сами ходят по классам, а не дети приходят к ним. Учителю тяжеловато всё же переносить с собой свои методические материалы: классы разные, каждому нужно разное. Приходится много бегать с этажа на этаж.

Также у нас есть график выхода из школы. Учителя-предметники контролируют это время. Если нужно — задерживают на 10–15 минут после того, как прозвенел звонок с последнего урока, чтобы не было столпотворения в гардеробе.

Родители оказались ответственными, детей привозят строго к назначенному времени. Ученики не всегда понимают, что нельзя смешиваться с другими классами на переменах, что нужно идти в столовую четко в свое время. Различий между старшими и младшими особых нет, а сидеть в своих кабинетах им даже нравится.

Фото на обложке: Екатерина Аболмасова / «Коммерсантъ»

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.