5 августа 2014

«Технологии — это завлекуха»: команда мюзикла «Пола Негри» — об экспериментах с 3D в театре

Сегодня в Петербурге играют последний перед московскими гастролями мюзикл «Пола Негри» — масштабный проект, в котором впервые использовалась технология задней 3D-проекции. «Бумага» рассказывает, как город, никогда не блиставший в области технологий, оказался первым, где поставили 3D-спектакль, и почему в Америке и Европе завидуют русской постановке.

Фото: Дарья Савельева
Известные в России мюзиклы, вроде петербургского «Бала вампиров» или московского «Чикаго», идут по франшизе. По такому же принципу в Москве появился масштабный мюзикл «Метро», поставленный польским режиссером Янушем Юзефовичем, автором «Полы Негри». В качестве примера известного полностью российского мюзикла можно назвать трагически известный «Норд-Ост». «До появления „Норд-Оста“ считалось, что бродвейская модель в России работать не может, поскольку туристическая инфраструктура у нас практически не развита, а москвичи не будут покупать довольно дорогие билеты и каждый день заполнять зал на тысячу мест», — писала журналист Марина Шимадина. Помимо того что «Пола Негри» — одна из немногих громких премьер на поле русской постановки в музыкальном театре, это еще и инновационный проект с точки зрения использования технологий. Мюзикл представляет собой рассказ о теперь почти забытой звезде немого кино Поле Негри, блиставшей в период, когда в синематографе только появился звук. По мнению режиссера постановки, время, когда разворачивалась драматическая история, перекликается с современностью: трехмерное изображение стало изобретением, сопоставимым по своей значимости с возникновением звукового кино.
Януш Юзефович
режиссер:

— Переход от немого кино к звуковому стал революцией, и мне показалось, что было бы интересно рассказать этот сюжет с помощью самой новой технологии — 3D. Причем в мюзикле есть эпизод с Чарли Чаплиным, который уже тогда, в 20-е годы, мечтал сделать кино объемным. Я всегда делал мультимедийный театр, использовал приемы кино, поэтому, когда возникло 3D, я решил — почему бы и нет.

В случае «Полы Негри», когда живых людей соединяют с трехмерным изображением, возникала проблема тени — использовать технологию в чистом виде было нельзя. Поэтому в постановке Юзефовича используется обратная 3D-проекция, новая и довольно дорогая технология (операционные затраты на один спектакль составляют от полутора до двух миллионов рублей), которую прежде никто не применял. Сейчас, по словам команды мюзикла, прием пришлось запатентовать, в том числе и после ситуации, когда на «Полу Негри» подали в суд из-за того, что технологию обратной проекции якобы еще в начале 2000-х изобрели в Самаре. Использование 3D позволяет во много раз чаще менять декорации. «Сколько раз мы меняем декорации в „Поле Негри“ — десять, двадцать? Если бы мы делали это в рамках старого театра, в какие карманы мы тащили бы все это? — рассказывает Януш Юзефович. — 3D — это очень удобно, потому что физически это не существует. Технология дает безграничные возможности, позволяет реализовывать то, о чем раньше мы и не мечтали. Это, с одной стороны, интересно, а с другой, опасно — ведь можно все».
Уверенности, что 3D в театре будет работать, изначально не было. Но генеральный продюсер постановки Геннадий Миргородский говорит, что, познакомившись с технологией, сразу поверил в ее будущую популярность у зрителей. «Конечно, поскольку не было статистики, никто не знал, насколько успешной будет постановка», — говорит Миргородский. Юзефович же рассказывает, что посмотреть «Полу Негри» в Петербург приезжало множество его коллег из разных стран. Станет ли мюзикл всемирно известной франшизой, как, например, «Призрак оперы», сказать невозможно, но, по словам Геннадия Миргородского, интерес со стороны западных компаний уже есть. «Мы надеемся, что будем, не как большинство людей здесь, покупать лицензии на западные мюзиклы, а будем их продавать и в России, и за ее пределами», — говорит Януш Юзефович. Россия никогда не славилась своими мюзиклами — подобный жанр-праздник требует от площадки высокой технологичности, а технологий в русском театре все еще опасаются. В Петербурге, например, всего две площадки, удовлетворяющие техтребованиям «Полы Негри» по глубине сцены: театр имени Ленсовета и «Балтийский дом». В Москве такая площадка и вовсе одна — это театр Российской армии. Оснащение площадки световым, звуковым и кинопроекционным оборудованием команда проекта производила самостоятельно. Теперь весь этот парк оборудования поедет в столицу.
«Мы надеемся, что будем, не как большинство людей здесь, покупать лицензии на западные мюзиклы, а будем их продавать и в России, и за ее пределами»
Высокие требования мюзикл предъявляет и к артистам: здесь банально важна не только драматическая игра, но и умение петь и танцевать. Школы, воспитывающей артистов такого формата, в нашей стране нет. Правда, создатели «Полы Негри» рассказывают, что все звезды, задействованные в мюзикле, вроде Андрея Носкова и Гоши Куценко, много и с энтузиазмом работают за вполне приемлемый гонорар. Использование в постановке трехмерного изображения налагает на артистов еще и дополнительные требования: 3D-технология обязывает к особенной четкости исполнения. «Дисциплина была нашей самой главной проблемой, — рассказывает Януш Юзефович. — В театре не привыкли работать с такой точностью и в таком режиме». Сам период выпуска спектакля был очень небольшой — три недели. «В силу того, что у нас нет своей площадки, Януш обречен собирать все в течение всего нескольких недель, у нас нет роскоши долго ковыряться», — рассказывает Геннадий Миргородский. «Если в обычном театре можно себе позволить сыграть чуть правее или чуть левее, то здесь это невозможно. Ты выйдешь из виртуального мира и разрушишь ту сказку, которая есть, — делился спецификой работы в мюзикле артист Андрей Носков на премьере постановки. — Точность должна быть во всем: в движении, репликах, звуках». В авангарде российского мюзикла Петербург никогда не значился, и тем не менее первый 3D-мюзикл возник именно здесь. Геннадий Миргородский объясняет этот факт привязанностью команды к Петербургу, а также сообщает, что это своего рода маркетинговый ход — сначала прогреметь в Петербурге и уже из него попасть в Москву.
Геннадий Миргородский
генеральный продюсер:

— У нас в стране, вообще, с мюзиклом непонятно. Но Москва ушла не на десять шагов вперед, а лишь на пару. И мы считаем, что не потребуется больших усилий, чтобы догнать ее. Москва — это еще не Бродвей.

Внедрение новых технологий в мюзикл, по мнению режиссера, на природу жанра никак не влияет, зрители относятся к ним с интересом. «Мы сыграли больше шестидесяти спектаклей, и все прошли с аншлагом, — говорит Миргородский. — Технологии — это завлекуха, замануха, это то, что привлекает зрителя, удовлетворяет существующий запрос на новые впечатления. Очевидно, что только одними ими мы не смогли бы ничего сделать. В театре главное — энергетика». На создание 3D-графики для постановки ушло полтора года, картинку отрисовывала польская компания Platige Image. Она же будет заниматься и другими ближайшими проектами команды: мюзиклом «Джульетта и Ромео» и семейным шоу «Питер Пэн». Перед началом работ над мюзиклом «Пола Негри» проводился тендер. «Мы привлекали наши отечественные компании, в том числе просили сделать эскизы ребят, которые создавали „Вий“. К сожалению, у нас пока не понимают, как создавать некиношный вариант, пригодный для театральной коробки», — рассказывает Миргородский.
«Технологии — это завлекуха, замануха, это то, что привлекает зрителя, удовлетворяет существующий запрос на новые впечатления. Очевидно, что только одними ими мы не смогли бы ничего сделать. В театре главное — энергетика»
В ноябре в Петербурге пройдут премьерные показы второго мюзикла команды «Полы Негры» — постановки «Джульетта и Ромео». В новой работе Юзефовича сюжет будет развиваться преимущественно вокруг внутренних отношений семьи Капулетти и рассказывать о переменившемся положении женщины в обществе — отсюда перестановка имен в названии спектакля и смена времени, в котором разворачиваются действия, — с XIV века на 2050–2070-е годы. Одно из новшеств, которое будет использовано в «Джульетте и Ромео» — product placement, внедрение в постановку скрытой рекламы. «Может, это станет поводом для критиков посмотреть на нашу работу иначе, а, возможно, вызовет еще большие аплодисменты», — считает Яна Зяблина, PR-консультант проекта, представитель компании Papa Marketing.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Exit mobile version
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.