21 ноября 2019

Почему в Петербурге повышают цены на проезд, куда пойдут деньги и могут ли жетоны подорожать еще больше?

С 1 января 2020 года в Петербурге повысят цены на проезд в общественном транспорте: стоимость разового билета вырастет на 10 рублей. Коснутся ли нововведения льготников и пользователей «Единой карты петербуржца», чем власти объясняют необходимость роста цен и может ли проезд в метро и автобусе подорожать еще больше?
«Бумага» отвечает на главные вопросы о повышении тарифов в общественном транспорте Петербурга.

Цены на проезд повышают на 10 рублей. Подорожают и метро, и автобусы, и маршрутки?

Смольный официально подтвердил, что с 1 января 2020 года повысится стоимость разового проезда на наземном и подземном общественном транспорте, который принадлежит городу.
Соответственно, цены вырастут в метро, автобусах, троллейбусах и трамваях. Коммерческие рейсы (маршрутные автобусы и рейсы с буквой «К» в названии) продолжат самостоятельно выставлять цены за проезд. Однако их количество собираются сократить в следующем году в рамках транспортной реформы.
Рост цен коснется именно разового билета, когда пассажир оплачивает проезд наличными. В автобусах билет будет стоить 50 рублей, а жетон в метро — 55 рублей.
Оплата проезда по банковской карте также вырастет примерно на 10 рублей — с учетом системы некоторых льгот. Например, Смольный планирует сохранить скидку для пользователей карты «Мир».

Говорили, проезд по «Подорожнику» и для льготников не подорожает. Но цены в итоге повысили?

Да. Стоимость проезда в общественном транспорте для пользователей «Подорожника» и «Единой карты петербуржца» также увеличится с января 2020 года. Губернатор Петербурга Александр Беглов сказал, что тарифы вырастут на 2 рубля. Для пользователей льготных проездных билетов (пенсионеров, студентов, школьников и так далее) рост цен составит примерно на 4 %.
До выборов о повышении цен на проезд не говорили. Беглов призывал чиновников не жалеть деньги для льготников и сделать проезд для них в электричке бесплатным. Первые сообщения о планах повысить цены появились в октябре: несколько СМИ писали об этом со ссылкой на чиновников. Однако в публикациях утверждалось, что это не коснется «Подорожника».
В ноябре в Смольном официально заявили, что стоимость проезда по «Подорожнику» всё же повысится на 4 %. При этом Беглов сказал, что самые популярные тарифы вырастут на 2 рубля (до 46 рублей в метро и 41 рубля в автобусах) — это примерно на 5–6 % больше.
Как говорят в Смольном, цены увеличивали исходя из анализа данных перевозчиков о затратах на следующий год и с учетом инфляции.

Зачем вообще нужно повышать цены на проезд? Куда пойдут деньги?

Официальная позиция властей такая: цены нужно повышать, потому что перевозчикам (Метрополитену, ГУП «Пассажиравтотранс» и другим) не хватает денег — их расходы не покрываются доходами.
По словам Беглова, сейчас город вынужден восполнять 44 % расходов Метрополитена, 40 % расходов перевозчиков электротранспорта и 45 % расходов автобусных перевозчиков.
Александр Беглов, губернатор Петербурга:
— Хочу подчеркнуть, бюджетная компенсация за проезд растет почти в два раза быстрее, чем расходы города в целом. Повышение тарифов на транспорт необходимо.
В Смольном подчеркивают, что повышают именно разовый проезд (по билету или жетону), чтобы рост цен минимально коснулся жителей города. По данным властей, наличными оплачивают проезд только 15 % пассажиров. 10 % платят банковскими картами, 33 % — пользуются «Подорожником», 42 % — льготными проездными.
Чиновники считают, что жетоны в основном покупают туристы или люди, которые приехали в Петербург в командировку, — именно за их счет планируют увеличить доходы перевозчиков. В 2020-м году власти ожидают увеличение турпотока за счет электронных виз.
При этом в Смольном говорят, что деньги пойдут не только перевозчикам, но и городу: например, власти обещают расширить парк общественного транспорта.

Какие еще могут быть причины для повышения цен?

Противники повышения цен на проезд считают, что таким образом власти хотят собрать больше денег для проведения транспортной реформы. Сразу после объявления о повышении цен Александр Беглов снизил установленные субсидии перевозчикам почти на 3 млрд рублей. При этом он выделил 11,2 млрд рублей на «работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа наземным городским транспортом по регулируемым тарифам в автобусах», которые связывают с транспортной реформой.
Оппозиционный депутат Борис Вишневский считает, что после внедрения транспортной реформы на выделенные городом 11,2 млрд рублей заключат контракты с перевозчиками, «которые сейчас возят по коммерческим маршрутам, а перейдут на социальные».
Борис Вишневский, депутат Закса:
— Уйдут многие удобные маршруты, и на те же перемещения придется тратить больше времени и денег. Всё это — удар по карману горожан. Именно они, а не губернатор и не депутаты, голосующие за такой бюджет, заплатят за транспортную реформу.
К тому же после сокращения субсидий метрополитен не сможет покрывать расходы даже с повышенными ценами, заявил вице-губернатор Петербурга Эдуард Батанов.

Кто-то пытался протестовать против роста цен?

Да. Петербуржцы несколько раз выходили на одиночные и коллективные пикеты против повышения цен.
Например, движение «Весна» заявило, что изменения тарифов «не только нанесут удар по кошельку жителей и гостей города, но и спровоцируют их чаще пользоваться личным автотранспортом, усугубляя дорожную ситуацию и экологию». Активисты прошли по метро с плакатами: «Вы голосовали за это 8 сентября?», «Город задыхается в пробках» и «Необходимо развивать общественный транспорт».
Депутат Борис Вишневский предложил увеличить субсидии перевозчикам за счет сокращения субсидий оператору платной трассы ЗСД «Магистраль северной столицы», чтобы сдержать рост цен на проезд в пределах 5 рублей. Но эту идею в Заксе отклонили.

А почему цены раньше не повышали?

Повышали, но не в последние три года. Последний раз это произошло в 2017 году: тогда стоимость разового проезда выросла на 10 рублей. До этого она росла на 2–3 рубля раз в один-два года. Подробности можете посмотреть на нашей инфографике.
Znak.com связывает отсутствие роста в 2018 и 2019 годах с президентскими и губернаторскими выборами.

Это всё вообще законно?

В Федеральной антимонопольной службе опасаются, что увеличение цен не подпадает под законодательно установленные случаи. ФАС отмечает, что унитарные предприятия, в том числе ГУП «Пассажиравтотранс», создаются «для осуществления деятельности в целях решения социальных задач, в том числе для оказания услуг гражданам по минимальным ценам». А повышение цен идет вразрез с этим.

Подорожает ли проезд еще больше?

Возможно. По данным «Фонтанки», проезд по «Подорожнику» и «Единой карте петербуржца» будет дорожать постепенно. В середине 2020 года цены могут вырасти еще на 4 %.
В разговоре с журналистами вице-губернатор Эдуард Батанов заверил, что субсидий хватит, чтобы повысить цены только на 10 рублей. «Это расчет на весь год», — отметил чиновник.
В ФАС опасаются, что на ценах также могут отразиться планы властей запретить наружную рекламу в общественном транспорте (в рамках транспортной реформы). Из-за потери доходов от рекламы и отказа от коммерческих перевозок, по мнению антимонопольной службы, в будущем билеты могут подорожать еще больше.
Фото на обложке: Ольга Визави / Фотобанк «Лори»
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Новости

все новости

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.