14 января 2020

Почему люди верят в легенды про «распятых мальчиков» и жвачки с наркотиками и как меняются городские страшилки? Рассказывает антрополог

Как появляются городские легенды, почему многие верят во врачей-убийц и «распятого мальчика» и какие страшилки люди рассказывают друг другу сейчас?

«Бумага» поговорила с научным сотрудником Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС, одним из авторов книги «Опасные советские вещи. Городские легенды и страхи в СССР» Анной Кирзюк о современных городских легендах и о том, как они меняются.

Как появляются городские легенды и почему так просто поверить в «группы смерти»

— Легенды появляются, потому что люди в них нуждаются. Городская легенда зачастую содержит некий скрытый и социально-значимый месседж, который выражает наши страхи или желания.

Возьмем для примера историю про «группы смерти», где молодых людей якобы доводят до самоубийства. В России действительно существует проблема подростковых суицидов, процент которых довольно высок (по данным Следственного комитета, в 2018 году в России было почти 800 случаев; это на 14 % больше, чем в 2017 году — прим. «Бумаги»).

Это большая социальная проблема, но она существует независимо от игр. У нее множество причин, докопаться до которых рядовому человеку сложно. Гораздо проще поверить, что во «ВКонтакте» есть злодеи, которые доводят наших детей до самоубийства. А главное, все понимают, что надо сделать, чтобы подростки перестали погибать. В разгар паники по поводу «групп смерти» в некоторых школах проводили собрания, на которых педагоги советовали родителям обращать внимание, что дети делают в интернете, под какими паролями заходят и с кем общаются. Получается, благодаря этой страшной истории родители наконец получали моральное право следить за своими детьми.

Очень большая часть современных легенд появляется потому, что люди не могут контролировать детей и испытывают по этому поводу тревогу. Например, каждую осень становится популярной история про дилеров, которые раздают детям возле школ «наркожвачки» (жвачки с героином внутри). Или про женщину, которая просит школьниц сфотографировать ее, а потом заманивает их в машину к педофилам. Есть легенда про кражу органов: якобы на обочине дорог находят мертвых 6–8-летних девочек с вырезанными почками и 50 тысячами рублей в кармане.

Не менее популярны легенды о смертельно опасных играх, появившихся в подростковой среде. Например, «Беги или умри», суть которой якобы заключается в том, что надо успеть перебежать дорогу перед близко идущей машиной. Или «Фея огня», в которой маленьким девочкам некие злодеи в интернете предлагают открыть в квартире газ, зажечь спичку и таким образом стать феей Винкс. Подобные истории рассказывали и в 90-х годах — якобы после какой-то ужасной игры в компьютерном клубе дети совершают самоубийства.

Почему в крупных терактах обвиняют сотрудников спецслужб, а в эпидемиях — врачей

— Большой блок современных легенд появляется из-за тревоги перед чужаками. Сюда относятся истории про незнакомцев, которые в кинотеатрах или ночных клубах заражают ничего не подозревающих людей ВИЧ-инфицированными иголками. В советское время, когда слова «ВИЧ» вообще никто не знал, говорили, что больные туберкулезом люди разбрасывают на детских площадках марли, пропитанные мокротой. А еще рассказывали, что больные сифилисом пьют из общественных стаканов для газировки.

В 2017–2019 годах мы постоянно видим в соцсетях предупреждения об опасном американском или израильском парацетамоле с проволокой внутри. Этот сюжет тоже не нов: в 1953 году были легенды о врачах, которые якобы дают пациентам таблетки с проволокой, а еще заражают детей через прививки и снабжают аптеки ватой, зараженной тифом.

После терактов и масштабных катастроф появляются легенды и слухи, связанные с недоверием к властям. Например, после пожара в торговом центре «Зимняя вишня» в Кемерове в интернете стали активно распространяться слухи, что власть скрывает истинное количество жертв. Потом появились легенды, будто по жилым домам ходят полицейские и люди в штатском и заставляют очевидцев стирать видео и фотографии с пожаром. И, наконец, пошли слухи, что власть не просто скрывает количество жертв, но сама устроила этот пожар. Якобы охранники [в торговом центре] или полицейские блокировали путь к выходам из горящего здания.

Подобные легенды появлялись и раньше — например, говорили, что к взрывам жилых домов [в Буйнакске, Москве и Волгодонске] в сентябре 1999 года причастна ФСБ.

Есть и куда более давние истории. Например, в 1830 году в Российской империи началась холерная эпидемия, а затем и холерные бунты. Их триггером стали слухи, что власти, врачи или военные специально распространяют болезнь, чтобы убить «лишних» в государстве людей.

В других странах также появляются похожие истории. Например, когда в 2001 году жители французской Пикардии пострадали от разлива реки Соммы, появились очень активные слухи, что наводнение стало результатом целенаправленных усилий французского правительства: якобы вода была специально перенаправлена из Сены, чтобы защитить от возможного наводнения Париж. В США сих пор выходят книги, [якобы] доказывающие, что теракт 11 сентября 2001 года на самом деле устроило американское правительство.

Как придумать легенду, которая сработает

— В июле 2014 года, в разгар военного конфликта на востоке Украины, в социальных сетях начали писать о «распятом мальчике» из Славянска. 12 июля сюжет о нем показали в вечернем эфире «Первого канала». Эта история получила широкое распространение. В том числе потому, что она вызывала у аудитории сильные эмоции.

Американский психолог Крис Белл и его коллеги из Стенфордского университета сформулировали так называемую теорию «эмоционального отбора»: чем более сильные эмоции вызывает легенда – например, чем она более отвратительна и страшна, — тем лучше она запоминается и быстрее распространяется.

Кроме того, популярность получают те легенды и слухи, которые содержат некий важный для сообщества месседж. Например, легенда о «распятом мальчике» подтвердила уже сформированное у аудитории «Первого канала» мнение, что украинцы — это изверги, способные на любое злодеяние.

Важно еще и то, что в основе «новости» лежит очень древний и узнаваемый фольклорный сюжет о кровавом навете: евреи берут нашего христианского младенца — это почти всегда мальчик — и издеваются над ним. Например, помещают в бочку с гвоздями, тыкают ножами, режут, чтобы из него вытекла вся кровь. Все слышали подобные истории, они глубоко сидят в нашей культурной памяти — именно это и обеспечивает успех легенды о «распятом мальчике».

Кстати, похожая легенда ходила во время Первой мировой войны. Весной 1915 года в газетах Великобритании и Канады появилась новость, что немцы якобы поймали канадского молодого солдата и распяли его на стене, где он истек кровью. В некоторых историях канадцев было трое, а стена менялась на дерево или крест. Солдаты рассказывали об этом друг другу в госпиталях, писали в письмах домой. В итоге это привело к большому патриотическому подъему — всем хотелось отомстить извергам-немцам. Хотя точно мы этого не знаем, но можем предположить, что эта легенда намеренно распространялась властями и журналистами, чтобы повысить количество добровольцев, желающих отправиться на фронт. Можно долго доказывать, какие немцы или украинцы злодеи, а можно просто рассказать историю о распятом мальчике.

Что такое городская легенда сейчас и почему ожившие покойники нас больше не пугают

— Современная легенда — это короткая история с установкой на достоверность. Обычно она подается как рассказ о событиях, которые имели место в реальности.

В традиционной легенде действуют персонажи сверхъестественного мира — Богородица, Иисус, ожившие покойники, черти, дьявол. Они вторгаются в наш мир и помогают нам или, наоборот, вредят. В современной легенде их место занимают обычные люди. А само действие разворачивается в хорошо знакомых нам реалиях.

Чтобы ответить на вопрос, почему так происходит, надо увидеть разницу между городской и сельской коммуникацией. В сельской культуре очень сильны личные связи: люди друг друга знают, помогают в беде, вместе празднуют свадьбы и хоронят мертвых. В отличие от деревни, жители которой более-менее социально однородны, принадлежат к одной этнической группе и конфессии, город наполнен незнакомцами. Они «другие» — этнически, конфессионально или социально. Эта инаковость и анонимность вызывает тревогу и рождает большое количество городских легенд.

В СССР городские легенды собирали сотрудники органов госбезопасности. Для них это был важный инструмент измерения общественных настроений. Изучая эти тексты, они понимали, что люди думают о власти и как относятся к ее решениям. Без внимания не оставались даже самые нелепые слухи. Например, в 1920 году крестьяне говорили, что их заставят платить новый налог — по два фунта тараканов (это около 400 граммов) с человека.

В современной России городские легенды собирают фольклористы, и делают это исключительно из академического интереса. Мне неизвестны случаи, чтобы государство как-то активно интересовалось фольклором и вмешивалось в процесс его изучения.

В России только в 2014 году появилась исследовательская группа «Мониторинг актуального фольклора», которая целенаправленно и на регулярной основе исследует городские легенды. Для сравнения, американские фольклористы систематически занимаются городскими легендами, начиная с 1960-х годов.

Как ученые исследуют городские легенды?

— Прежде всего мы общаемся с людьми. Это могут быть как заранее спланированные интервью, так и сбор информации в естественной среде: у всех нас есть друзья, знакомые, которых можно поспрашивать на предмет знакомства с теми или иным современными легендами.

Например, исследуя сюжет о «наркожвачках», мы говорили с обеспокоенными родителями, которые делились этой легендой в соцсетях, с учителями, детьми. Алгоритм беседы описать сложно, он зависит от собеседника, коммуникативной ситуации. При изучении «групп смерти» один из участников нашей исследовательской группы мониторил «суицидальные» сообщества онлайн: заходил под выдуманными никами и наблюдал, что там происходит. Мы опрашивали своих детей и их одноклассников, а также просили знакомых сообщать нам всё, что они услышат о «группах смерти». Так, коллеги нам рассказали, что на родительских собраниях учителя просили их быть бдительными и следить, чтобы дети не вступали в «группы смерти».

При помощи специальных инструментов (мы используем базу данных «Интегрум») мы можем увидеть, как та или иная история распространяется в СМИ, соцсетях, и как она меняется. Отслеживая распространение текста онлайн и офлайн, мы получаем объемную картину, узнаем, почему люди рассказывают друг другу ту или иную легенду.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь на «Бумагу» там, где вам удобно
Все тексты
Четвертая волна коронавируса
За последний год в России умерли 2,4 миллиона человек. Это худший показатель смертности со времен войны
Оправдана ли паника из-за омикрон-штамма? Ирина Якутенко — о самом необычном варианте коронавируса
❗️ Роспотребнадзор ограничит срок действия ПЦР-теста 48 часами. Для приезжающих из стран, с которыми не возобновлено авиасообщение, введут двухнедельный карантин
Законы о QR-кодах в транспорте могут не успеть принять до Нового года, пишут «Ведомости». Предположительный срок — февраль
Спикер Госдумы открыл в телеграме комментарии под постом о QR-кодах — и получил больше 600 тысяч сообщений. О чем люди писали чаще всего?
Новый год — 2022
В Петербурге запустили почту Деда Мороза — письмо можно отправить в Великий Устюг. Как это работает?
12-метровая горка, карусель и маркет. Как этой зимой выглядит двор «Никольских рядов»
В Ленобласти можно бесплатно заготовить новогоднюю елку. Рассказываем как
В Петербурге запустили бота по поиску катков и лыжных трасс в каждом районе
Сколько потратят на украшение Петербурга к Новому году? А на главную ярмарку? Одна картинка
Как меняется Петербург
В Ломоносове появилось новое общественное пространство — на месте бывшего пустыря
В саду Дружбы закончились работы по благоустройству. Показываем, как изменилось общественное пространство
Ради строительства Большого Смоленского моста хотят снести восемь исторических домов. Что это за здания?
Смольный может построить велодорожку из Лахты до Смолячкова. На «технико-экономическое обоснование» проекта выделили 11 млн рублей
Новый мост через Неву свяжет два берега Невского и Красногвардейского районов. Что известно о разводной переправе и как она может выглядеть
Вакцинация от коронавируса
В Петербурге задержали четырех человек, организовавших бизнес по продаже поддельных QR-кодов. Позднее прокуратура отменила возбуждение уголовного дела
В Петербург поступила новая партия вакцины «Спутник V» — более 100 тысяч доз
Что известно про новый штамм коронавируса B.1.1.529? Насколько он опасен и заражен ли им кто-то в России?
В общественном транспорте Петербурга не будут вводить QR-коды. А что насчет такси?
В Ленобласти введут обязательную вакцинацию вслед за Петербургом. Рассказываем, кого она коснется
Коллеги «Бумаги»
Обвинительные клоны
Непрофессиональное заболевание
Как читать новости о ковиде?
Научпоп
В России вручили премию «За верность науке». Лучшим научно-просветительским проектом года стал Science Slam 🙌
Мы заполнили два вагона поезда Москва — Петербург молодыми учеными. Что было дальше?
«Мир знаний» — ежегодный фестиваль научного кино. Как он изменился и что покажут в этот раз
Фестиваль научных и исследовательских фильмов «Мир знаний» проведут в Петербурге с 1 по 6 декабря. Тема этого года — космос
Почему у облаков в Петербурге бывают ровные края? Мы узнали у популяризатора астрономии и синоптика. Обновлено
Подкасты «Бумаги»
Мы всегда онлайн! Не пора отдохнуть от интернета? В этом подкасте обсуждаем зависимость от соцсетей и диджитал-детокс
Как большие данные изменили науку? В этом подкасте слушайте, что можно узнать о соцсетях, дружбе и неравенстве благодаря big data
Как понять, что вы живете в гетто? Слушайте лекцию о том, почему происходит сегрегация в городах
Зимовка в теплой стране — это дорого и сложно? А что с границами? В этом подкасте планируем побег от холодов
Нанохлеб, «графеновики» и 3D-печать домов: в этом подкасте обсуждаем новые материалы и придумываем, что взять с собой в постапокалипсис
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.