3 июля 2020

Яхт-клуб на Петровской косе — последнее место в Петербурге для бюджетного яхтинга. Что известно о будущем территории, за которую борются застройщики, профсоюзы, спортсмены и город

Речной яхт-клуб профсоюзов — один из старейших в России и на сегодняшний день единственный в Петербурге, способный принимать яхты. Территорию на Петровской косе называют «золотой», и уже несколько лет идут разговоры о ее реконструкции.

Яхтсмены опасаются, что на месте клуба появятся элитные ЖК, как произошло с территорией вокруг. Однако этой зимой власти запретили здесь капитальное строительство, включив территорию в перечень зеленых насаждений.

По просьбе «Бумаги» журналистка Юлия Галкина рассказывает, что известно о будущем клуба на Петровской косе, как за него борются яхтсмены, профсоюзы и застройщики и чего ждут арендаторы.

Что такое Речной яхт-клуб сегодня

В этом году яхт-клуб отмечает 160-летие — его основали в 1860-м. За годы существования он менял расположение и название, в раннесоветское время перешел профсоюзной организации (у которой остается и сейчас), а с середины 1930-х обосновался на Петровском острове, на намыве.

В позднесоветское время и 1990-е территория Речного яхт-клуба профсоюзов (официальное название с 1996 года) «деградировала и захламлялась», как пишет краевед Сергей Петров в книге «Крестовский, Елагин, Петровский. Острова Невской дельты»:

«В порядке поддерживали лишь причалы для яхт да рестораны. Словно эхо войны чернеет недостроенное здание бывшей судоверфи ВЦСПС (ее снесли в 2018 году — прим. «Бумаги»), а в бухте ремонтные мастерские, разведя несусветный беспорядок, пытаются оживить ржавеющие катера и яхты».

Сегодня Речной яхт-клуб — единственный, способный принимать яхты (остальные три — на реконструкции). Еще это последнее место в относительном центре Петербурга, где можно заниматься яхтингом, не будучи долларовым миллионером: экипажи яхт, находящихся на балансе клуба, могут пользоваться судами безвозмездно.

Территория Речного яхт-клуба — 13,5 гектара. Имущество (флот спортивных парусных яхт и недвижимость) в соотношении 75 на 25 % принадлежит петербургской и российской профсоюзным федерациям. Земля у них — в постоянном бессрочном пользовании. Второй крупный интересант — Школа высшего спортивного мастерства по водным видам спорта (ШВСМ), подведомственная городу. На Петровской косе она проводит занятия по парусному спорту. Школа с 2000-х годов управляет причальной стенкой яхт-клуба.

Фото: Егор Цветков / «Бумага»

На въезде в яхт-клуб — шлагбаум и пункт охраны: проезд для автомобилистов — 200 рублей, для пешеходов — бесплатно. До прошлого года тут оставалось несколько заведений общепита, они работали в основном в сезон (который в этом году из-за пандемии коронавируса официально так и не открыли). Исключение — ресторан «Паруса» (как и расположенный в модернистском здании яхт-клуба банкетный зал «Море», он входит в группу Parusa RMC). С конца июня здесь можно выпить кофе или поужинать на летней веранде с видом на Малую Невку.

Раньше на Петровской косе, 9 также работали ресторанный комплекс Milo и кофейня Coffee To Sail. Цены в них были вполне демократичные, чуть выше средних по городу. Представители обоих заведений так и не ответили на вопрос «Бумаги» о том, планируют ли они работать здесь в 2020-м.

Среди других арендаторов Речного яхт-клуба профсоюзов — компания «Яхтенные сезоны», которая специализируется на сдаче в аренду яхт и катеров и на обучении яхтингу. Тут же проводит тренировки (стоимостью от 2500 рублей) яхтенная школа «Сила ветра» — свои отношения с яхт-клубом команда решила не комментировать.

Вид на ресторан «Паруса» и бар
Главное здание яхт-клуба

Территория яхт-клуба при этом довольно неухоженная. «Сразу за шлагбаумом по правую руку — грязноватая речка Керосиновка. Там, в дальнем углу, у ее впадения в Малую Невку, на крошечном пятачке ютятся яхты некогда крепкого, а ныне разгромленного яхт-клуба ВМФ. <…> Главное здание клуба — стекло и бетон — изрядно обветшало», — описывал ее в мае журналист «Санкт-Петербургских ведомостей» Михаил Рутман.

Как новый статус территории может повлиять на будущее яхт-клуба

Зимой 2020 года петербургские депутаты проголосовали за запрет капитального строительства на территории Петровской косы, исключение — спортивные объекты яхт-клуба. 12,8 гектара включат в перечень зеленых насаждений общего пользования (ЗНОП). Инициатор запрета — спикер Закса Вячеслав Макаров. Петроградский район считают его вотчиной (и в 2016 году Фонд борьбы с коррупцией выпускал расследование на эту тему).

В пресс-службе парламента «Бумаге» сообщили, что у спикера нет новых комментариев о яхт-клубе, и прислали ссылки на его прежние высказывания. «С одной стороны, мы защищаем любимую петербуржцами парковую зону от застройки, с другой — оставляем возможности для развития одного из старейших яхт-клубов страны, который также является достоянием города», — заявлял среди прочего Макаров.

Руководство Речного яхт-клуба профсоюзов к поправке в Закон о ЗНОП относится резко отрицательно.

— На наш взгляд, включение в перечень ЗНОП очень сильно помешает работе яхтенного порта (а мы именно таким предприятием и являемся), — заявил «Бумаге» директор Речного яхт-клуба профсоюзов Вадим Епишин. Он назвал поправку «неопределенной, трудновыполнимой и обременительной». — Территория ЗНОП не имеет ни границ, ни координат, сделана тяп-ляп на карте «Гугл».

В марте руководитель Речного яхт-клуба сообщил «Бумаге», что, возможно, поправку будут оспаривать в суде. К концу июня обращения в суд так и не последовало. «Да надо бы», — прокомментировал Епишин.

Яхты Речного яхт-клуба профсоюзов

— Все понимают, что там, где ЗНОП, строить нельзя, — рассказал «Бумаге» член президиума Санкт-Петербургского парусного союза Никита Бриллиантов. — В текущей ситуации ЗНОП — неплохо, потому что у потенциальных застройщиков территории непрофильными объектами угасают аппетиты. Однако есть вопросы по яхт-клубу, на которые мы пока не получили ответы: как клубу развиваться, строить новые эллинги (гаражи для яхт — прим. «Бумаги»), проводить крупные спортивные мероприятия?

В заметке издания NSP.ru управляющий партнер юрбюро Artilex Иван Васюков пояснял, что территория ЗНОП предназначена для отдыха граждан, а значит, «проведение фестивалей и праздников допустимо». Пример — парк 300-летия Петербурга, где ранее проводили фестиваль «ВКонтакте» и другие события. Вопрос в том, как на это посмотрят городские власти.

Клуб пользуется акваторией по договору с ШВСМ. 17 июня в 15:30 в паблике Речного яхт-клуба вывесили требование Службы судебных приставов, по которому до 18:00 того же дня профсоюзы должны освободить акваторию от плавательных средств. В документе говорится, что ранее Арбитражный суд Петербурга признал незаконным договор на использование территории — город заключил его с яхт-клубом без конкурса.

«Нашего имущества в акватории нет в принципе. Мне непонятно, как можно ее освободить от имущества, которое нам не принадлежит. У нас есть требование приставов — известить. Мы известили всех собственников», — заявил Вадим Епишин «Коммерсанту». Во вторник, 23 июня, руководство Речного яхт-клуба профсоюзов обратилось в суд за разъяснениями (когда они последуют — неизвестно). «Плавсредства» остаются на месте.

Каким будущее яхт-клуба видят яхтсмены

Речной яхт-клуб существует в формате частного учреждения. Его флот состоит из 60 крейсерских яхт. По договору, действующему с 1992 года, клуб безвозмездно предоставляет яхтсменам суда, места для стоянок и хранения. Яхтсмены, в свою очередь, должны поддерживать имущество яхт-клуба в работоспособном состоянии. В 2009 году они объединились в собственную организацию — РОО «Спортивный коллектив яхтсменов Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба».

В феврале 2018 года Речной яхт-клуб профсоюзов возглавил Вадим Епишин — совладелец конно-спортивного клуба «Конная Лахта» и группы компаний «Экохолдинг». «Вадим Епишин известен петербургскому деловому сообществу как экс-руководитель ЗАО Торговый двор, которое в 2000-х связывали с Игорем Яковлевым, сыном тогдашнего губернатора Владимира Яковлева», — писал «Деловой Петербург».

Ранее, в 2015-м, Епишин собирался вложить 6 миллиардов рублей в проект реконструкции яхт-клуба — с новыми эллингами, зданием школы, реабилитационным комплексом для спортсменов, прогулочной набережной, магазинами, гостиницей и спа-комплексом. Однако тогда совет капитанов Речного яхт-клуба заключил, что для яхтсменов и горожан в этом проекте отводилось менее 5 % территории.

Летом 2019 года стало известно, что администрация яхт-клуба подготовила новый проект реконструкции (официально его не представляли — концепцию обнародовали яхтсмены). Большую часть территории занимала застройка, а спортивные сооружения напоминали жилье. Проект разработали в ООО «Проектная культура» (не ответило на запрос «Бумаги» о техническом задании заказчика) — бывшем бюро главного архитектора Петербурга Владимира Григорьева.

Руководство Речного яхт-клуба профсоюзов категорически отрицает намерение строить апартаменты.

— Жилье на этой территории и так не могло бы появиться. Для этого в Петербурге есть много законов помимо ЗНОП, — пояснил «Бумаге» Вадим Епишин. — Просто депутаты не разобрались окончательно в этом вопросе. Спикер [Вячеслав Макаров] очень быстро протащил этот закон — не понимаю, из каких соображений.

Как Петровский остров становится элитным ↓

Яхтсмены не раз обращали внимание властей на недопустимость застройки «непрофильными зданиями». Во второй половине 2010-х на Крестовском острове апартаментами застроили «Императорский яхт-клуб» (набережная Гребного канала, 1). Причем формально это были «помещения для временного пребывания и отдыха яхтсменов». Сейчас «Императорский яхт-клуб» — едва ли не самый дорогой ЖК в Петербурге, с ценами до 884 миллионов рублей за шестикомнатные апартаменты.
В течение 2010-х годов и Петровский остров из пасторально-промышленного стал элитным. Застройка началась еще при Валентине Матвиенко. Сейчас ближайшая к яхт-клубу новостройка — многоквартирный жилой дом АО «Эталон ЛенспецСМУ» по проекту архитектурного бюро «Интерколумниум» Евгения Подгорнова. Цены — от 10 миллионов рублей за однокомнатную квартиру.
На острове строят ЛСР, Setl City, RBI и другие. В местных коммуналках остаются старожилы, но сегодня они в меньшинстве. При такой активности застройщиков неудивительно, что слухи об апартаментах на Петровской косе возникают едва ли не ежегодно.

Собственную концепцию развития территории яхт-клуба в конце прошлого года подготовили и яхтсмены вместе с Санкт-Петербургским парусным союзом. По сути, это переработанный проект реновации яхт-клуба, который в 2016 году нарисовало архитектурное бюро «Хвоя» совместно с яхтсменами СПбРЯК и СППС. Концепция, среди прочего, включает новые стоянки для яхт и эллинги, благоустройство набережной и реставрацию конторы «Ропс и Ко». Открытый бассейн, правда, из нее исчез.

— Еще не зная, что будет поправка к Закону о ЗНОП, мы нарисовали так, что на территории зеленых насаждений нет построек, — говорит Никита Бриллиантов.

Чего от территории яхт-клуба ждут арендаторы

Вообще, арендаторы рассуждают о будущем территории очень неохотно. «О бюрократии не хочется», — пояснил «Бумаге» один из них. Единственная, кто подробно ответила на вопросы, — генеральный директор «Яхтенных сезонов» Ольга Придорогина.

Весной 2019 года компания открыла на Петровской косе клубный дом, предназначенный для тематических мероприятий — лекций, курсов и прочего.

— Мы арендовали павильон, ранее построенный для ресторана, и пустовавший до нас два года, — вспоминает Ольга. — Всю прошлую зиму общались с руководством яхт-клуба, убеждали в том, что нам стоит отдать в аренду это здание. Далее мы вложили туда много сил и денег, сделали почти капитальный ремонт.

Из плюсов локации, продолжает гендиректор «Яхтенных сезонов», — «центральное и (к сожалению) единственное место в городе, которое нам подходило бы». Ольга отмечает, что для них «большая честь и удача находиться в Речном яхт-клубе» — компания хотела бы оставаться там как можно дольше. Тем более что она нашла общий язык и с руководством клуба, и с командором.

Яхтенные сезоны
Памятная стела к 150-летию яхт-клуба

Главный минус, по мнению Ольги, — неухоженность участка и отсутствие инфраструктуры для отдыха спортсменов:

— Мы своими силами старались почистить и облагородить газоны вокруг нашего клубного дома, кое-что сделали, но, конечно, привести всё в порядок нам просто не под силу. Несколько клиентов не захотели проводить мероприятия у нас именно из-за неприглядности территории вокруг дома, неудобного въезда, дороги с ямами. Обязательно нужны большие туалеты, раздевалки, души, сауна. Пусть это будет платно, пусть по абонементам для членов клуба, но это реально требуется. Очень стыдно перед приходящими на своих яхтах иностранцами, когда они спрашивают, где можно помыться… Я уж не говорю о наших клиентах, участниках регат и курсов.

Ольга добавляет, что клубу — помимо обязательных яхтенных стоянок, эллингов и мест для зимнего хранения яхт — нужны один-три ресторана и кофейня. «Также должен быть хороший и всегда открытый информационный центр (его функции сейчас по факту выполняем мы)».

— Если территория будет открыта горожанам, это даст толчок к развитию и любительского яхтинга, я уверена. Сейчас, кроме РЯКа, у нас вообще нет места в городе, где можно было бы посмотреть на яхты, посидеть в кафе с видом на яхт-клуб. А такой ненапряжный отдых у яхт способствует повышению культуры пользования водой в Питере, — подытоживает Ольга.

В каких отношениях находятся яхт-клуб и город

На балансе города на Петровской косе находятся набережные и выявленный памятник архитектуры — дом Нобеля, а в бессрочном пользовании у профсоюзов — земля.

На февральской пресс-конференции глава Ленинградской Федерации Профсоюзов Владимир Дербин пояснял: «За 40 лет существования гранитной набережной администрация не вложила ни одного рубля в ремонт — так же, как и в реконструкцию дома Нобеля».

Домом Нобеля называют памятник архитектуры — контору «Ропс и Ко». Ее возвели на рубеже XIX и XX веков. До 1980 года в здании находился Речной яхт-клуб, затем оно опустело и пришло в упадок. В 90-е его безуспешно пыталось отремонтировать частное лицо. Сейчас дом необитаемый, заколочен и постепенно разрушается.

— Мы трижды просили передать в аренду это здание. Мы его восстановим, и там будет работать школа [яхтинга]. Нам почему-то всё время отказывают, — пожаловался Дербин журналистам.

В 2019 году яхтсменка и жительница Петроградского района Елена Дьякова победила в проекте «Твой бюджет» с инициативой разработки документации по сохранению здания. Заявленная стоимость — 10 миллионов рублей. Аукцион должен был пройти до конца марта, но из-за пандемии «Твой бюджет» приостановили.

Город присутствует на Петровской косе также в виде бюджетного учреждения «Школа высшего спортивного мастерства по водным видам спорта» — у ШВСМ тут тренировочная база. Год назад «Фонтанка» писала, как профсоюзы (безуспешно) жаловались на школу в ФАС — конфликт развернулся за право сдавать причальные стенки в аренду барам и ресторанам.

— У нас есть разногласия [со школой]. Мы обращались на эту тему в администрацию города, но ответа не получили, — подтвердил Владимир Дербин на пресс-конференции, добавив, что готов идти на компромисс.

Что известно о будущем яхт-клуба (на самом деле ничего)

Директор Речного яхт-клуба Вадим Епишин заявил «Бумаге», что планирует организовывать полноценный яхтенный порт: «Что именно он должен в себя включать, прописано в ГОСТах и постановлении 151 правительства Санкт-Петербурга (в нем помимо причалов и эллингов упоминается гостиница, постройка которой больше всего и беспокоит яхтсменов — прим. ред.)» По поводу сроков Епишин сказал «даже не представляю».

Недавно яхтсмены узнали, что есть некий документ, подписанный Владимиром Путиным 12 декабря 2019 года, согласно которому на Петровской косе собираются организовать межвузовский центр парусного спорта. В комитете имущественных отношений Петербурга «Бумаге» сообщили, что им «пока нечего прокомментировать по данной теме»: «Вопрос дальнейшего использования указанной территории, в том числе возможности создания Межвузовского центра парусного спорта, в стадии проработки».

Определенности относительно будущего территории Речного яхт-клуба нет. И хотя в марте Вадим Епишин заявлял «Бумаге», что коронавирус не должен помешать навигации, ее открыли в Петербурге только 28 июня.

Над материалом работали:

Автор текста — Юлия Галкина, фотограф — Егор Цветков, редактор — Татьяна Иванова, литературный редактор — Влада Петрова.

За помощь в организации съемки «Бумага» благодарит школу «Сила ветра».

Авторы: Юлия Галкина
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Как меняется Петербург
Новые места
Exit mobile version
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.