Партнерский материал
23 сентября 2021

«Я провел отпуск в 300 километрах от цивилизации». Журналист Андрей Дорожный рассказывает, как сквозь ветер и дождь шел по плато Путорана на Среднесибирском плоскогорье

В августе дата-журналист Андрей Дорожный сходил в двухнедельный поход по плато Путорана. Это самое северное и одно из древнейших в мире плато вулканического происхождения. Оно расположено на северо-западе Красноярского края, а ближайший крупный населенный пункт — Норильск — находится примерно в 300 километрах.

Для партнерского материала с мобильным приложением Explore Siberia «Бумага» поговорила с Андреем о том, почему он решил отправиться в это путешествие, как проходил по 10 километров в день сквозь ливень и туман и отдыхал без интернета и связи.

Приложение Explore Siberia запустило издание «Мастера Сибири» совместно с программой «Родные города» компании «Газпром нефть».

Андрей Дорожный

Идея

— Плато Путорана для меня было местом, где обязательно хотелось побывать. За это стоит сказать спасибо Русскому географическому обществу, которое в 2014 году выпустило фильм «Территория» про поиски золота на Крайнем Севере. Виды оттуда запали мне в голову. Так появилась мечта съездить на плато Путорана.

Я много путешествую, в том числе по Северу. Бывал в сибирских городах: Новосибирске, Тюмени, Кемерово. Казалось бы, с северными местами на этом можно было бы и закончить, но из всех направлений для похода я выбрал именно это.

Ехать самостоятельно на плато Путорана очень дорого, поэтому я стал искать турклубы, которые организуют коммерческие походы. Давно распробовал этот формат: друзей подбить на совместную поездку сложно — у всех дела, планы, дети, собаки. Гораздо проще выбрать турклуб, который соберет компанию и всё организует.

Оказалось, что плато Путорана не особо разведанное направление — мало маршрутов, немногие клубы водят туда группы. Сначала я должен был идти с питерским турклубом, но у них не набралась группа. Московский — выставил слишком высокий ценник. В итоге я нашел турклуб из Екатеринбурга, который организовывал путешествие за приемлемую сумму.

Я давно хожу в походы, беру с собой стандартный, но комфортный лично для меня набор вещей. Самое важное — рюкзак и ботинки. У меня самые обычные трекинговые ботинки из «Декатлона» и туристический рюкзак. В рюкзаке примерно такой набор одежды: штаны ходовые и домашние — для лагеря, две флиски, пуховик. Важно одеваться слоями, чтобы их можно было уменьшать или увеличивать. А также взять с собой три «Сникерса» — они спасут при недостатке глюкозы и внезапном голоде. В этот раз рюкзак оказался самым тяжелым за все мои путешествия — 16 кило вместо 10. Я интенсивнее утеплялся и брал с собой перекусы.

Реализация

— Сначала мы прилетели в Норильск, угрюмый, серый северный город. Оттуда отправились в гидропорт Валек, где сели на катер и 7 часов плыли до озера Лама, откуда начинался наш пеший маршрут. Он выглядел как петля — до озера Собачье через плато Путорана и обратно к Ламе.

Наш маршрут был разбит на три этапа — лес, плато, лес. Сначала мы два дня шли по долине реки. Жгли костры на стоянках, было довольно тепло и комфортно. Но когда вышли на плато, погода сразу испортилась: хмарь, дождь, ветер, +3 °C. Особенность Красноярского края в том, что там за три летних месяца проходит весна, лето и осень. И в середине августа мы попали в позднюю осень.

Первое время на плато всё было в тумане, и мы видели только каменную пустыню под ногами. Но периодически туман рассеивался, появлялось солнце, и перед нами открывались невероятные пейзажи. Больше всего меня впечатлил водопад № 74 — на плато водопады пронумерованы. Это зрелище стоило всего похода по дождю и ветру. От красоты захватывало дух.

Распорядок дня у нас был стандартный. В семь утра подъем, 10 километров пути пешком, обед либо на ходу, либо в лагере. Физический дискомфорт меня не слишком мучал. Организм в таких условиях переключается в режим выживания и перестает капризничать. Потребности сводятся к физиологическим вещам — поесть, согреться, выспаться. Да, из-за влажности и холода есть риск заболеть, но серьезно я не хворал, хотя пару раз чувствовал симптомы простуды. И еще похудел на 4 килограмма.

После обеда в лагере — свободное время. Бывало скучновато. Зато я успел выспаться на год вперед, подумать обо всем на свете. Появилось много новых тем для обсуждения с психологом, пришло немало интересных идей по работе.

Интернет там, само собой, не ловит. Зарядить телефон негде. Получается полный цифровой детокс. Я сознательно выбираю такие походы, где связи не бывает, чтобы абстрагироваться от проблем, политики, новостей про новые альбомы Моргенштерна.

В середине пути у меня произошел так называемый катарсис путешественника. Я вырвался вперед группы, шел один по прекрасной долине реки Хойси во всей одежде, которая у меня была. Впервые за пять дней вышло солнце. И тут я осознал, что я черт знает где, и до меня здесь раньше ходили и видели те же пейзажи, может, тысяча человек, не больше. В такие моменты чувствуешь контакт с мирозданием, с чем-то неизведанным. Ощущаешь себя первооткрывателем. Ради таких минут несомненно стоит ходить в походы.

Добраться до плато Путорана также можно из Красноярска. Из Петербурга туда ежедневно летают самолеты. И если вы захотите провести в Красноярске несколько дней, спланировать их можно с приложением Explore Siberia. Это мобильный гид по сибирским городам с информацией о развлечениях, заведениях и местах за городом. Например, в 40 километрах от Красноярска находится первая ГЭС на Енисее, а по пути на нее — смотровая площадка «Царь-рыба».

Риски

— Мне сложно говорить про риски этого похода, он был достаточно безопасным. На плато нет трещин, как на Эльбрусе, или медведей, как на Камчатке. Но есть определенные риски, если идешь в коммерческий поход.

Например, в этот раз организаторы не создали чат перед поездкой, в котором можно было бы задать вопросы о снаряжении. Я хотел выяснить, нужны ли будут резиновые сапоги. В результате мне пришлось пройтись в инстаграме по геотегу и спросить об этом у людей, которые недавно вернулись с плато. В итоге сапоги я взял, и они меня очень выручили, хоть и утяжелили рюкзак на 2 килограмма.

У нас была большая группа — 24 человека. Оптимальный размер, по моему опыту, 6–12 человек. Мы познакомились непосредственно на старте. Оказалось, что люди очень разные, хотя все опытные туристы. В походе нет возможности уйти в другую сторону, «выйти из чата» и перестать общаться с людьми, которые не нравятся. Приходится со всеми выстраивать взаимоотношения. Сейчас с несколькими ребятами из этого путешествия мы даже планируем совместный поход.

Реакция

— Мои близкие уже привыкли, что я люблю всякие «отмороженные» места. У меня репутация человека, который не пойдет в поход по Ликийской тропе, а выберет что-то более экстремальное. И отговаривать меня бесполезно. Коллеги и друзья знают, что я две недели буду без связи вне зоны доступа. Они обычно говорят: «Опять где-то ходит».

Опыт

— Путешествия по России — это довольно дорого, особенно вдвоем-втроем. Походы с палатками позволяют существенно снизить цену такой поездки. За жилье платить не надо, сварить кашу на двадцать человек — дешево. При этом, когда идешь в подобный поход, сознательно хочешь поставить организм в некомфортные условия, встряхнуть его.

Можно поехать в автопутешествие, но сложно поймать тот самый катарсис, когда из соседней «приоры» играет Макс Корж. Плюс на автомобиле до плато Путорана не доедешь. Только пешком.

В отпуске важна насыщенность впечатлениями на квадратный километр путешествия. Трекинг — это про красивые картинки. Нужно выбирать поход, где прекрасные пейзажи будут сопровождать вас всю дорогу.

Урал и Сибирь — это места с совершенно иной энергетикой, чем у средней полосы России. Здесь другие люди, более суровые, более работящие, мне в них это нравится. У Тюмени есть такой лозунг: «Холодные снаружи, горячие внутри». Он, как мне кажется, очень подходит всем жителям Севера.

Внутри Сибири есть свои точки притяжения. Новосибирск — это как Москва для сибиряков, центр мира, в который все съезжаются. Это сибирский мегаполис. Есть Тюмень — один из лучших городов России, на мой взгляд. Современный, очень движовый. Кемерово — более суровый, зажатый город. Сибирь неоднородная, ее нельзя объединять в регион с одним настроением. По ней нужно поездить, понять, что это другой мир, суровый, но красивый.

В мобильном гиде Explore Siberia сейчас доступно пять городов — Томск, Омск, Новосибирск, Красноярск и Тюмень. В разработке — Кемерово и Иркутск. По каждому городу в приложении есть около 40 рекомендаций. К примеру, в Тюмени создатели советуют сходить в ресторан-музей сибирской кухни «Чум» и независимый книжный в здании Школы перспективных исследований ТюмГУ, а в Новосибирске — посмотреть спектакль в театре «Старый дом» и съездить на Обское море, водохранилище на реке Обь.

установить приложение

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.