«Я наблюдаю, как люди танцуют на вечеринках»: хореограф Владимир Варнава — о моде на танец и о том, зачем смотреть современные постановки в классическом театре

Владимир Варнава — один из самых известных современных хореографов России. Его спектакль «Ярославна» и «чертова клоунада» «Петрушка» идут в Мариинском театре, он работает на московских и европейских площадках, а также играет в балетном спектакле «Солярис» в «Приюте комедианта». 

Варнава рассказал «Бумаге», отчего российским зрителям сложнее, чем европейцам, смотреть современный танец, можно ли научить балетных артистов танцевать современно и почему все виды искусства стремятся быть танцем.

Фото: Егор Цветков / «Бумага»

— Вы часто работаете и выступаете за границей. Есть ли разницу между тем, как зрители принимают современный танец в России и в Европе?

— Конечно, всё индивидуально, многое зависит от постановки, но еще больше — от контекста. Недавно мы были на гастролях с «Петрушкой» [Мариинского театра] в Мюнхене. Это довольно свободный спектакль, и неожиданным было то, что его привез Мариинский театр, известный своими классическими традициями. Думаю, аудитория ожидала более академического прочтения этой музыки. Наш жанр — «чертова клоунада» — это цирк, балаган. Может быть, сработал эффект неожиданности, но в Мюнхене спектакль встретили очень бурно, он прошел с успехом.

В это же время от [имени] фестиваля «Context. Диана Вишнева» я был в Амстердаме на фестивале современной хореографии Hollande Dance Festival. И это была тусовка хореографов и артистов, занимающихся поисками в пространстве современного танца. Там выступать внутренне было спокойнее.

В России только начинает появляться широкий интерес к современной хореографии и зритель приходит разный. В Петербурге есть площадки «Эрарта», «Скороход», «Порох» — примеры, когда место сосредоточено на конкретном виде искусства, и в большинстве своем зритель знает, куда и на что идет. А есть академические театры, в пространстве которых появляются новые современные спектакли и авторы — и публика не всегда готова.

Репетиция спектакля «Солярис» в «Приюте комедианта»

— Вы сказали, что от Мариинского театра ждут классических прочтений. Как вам кажется, должны ли в театрах дополнительно работать с таким репертуарным современным спектаклем, как «Петрушка»? Делать программки, в которых подробно объясняется, что увидит зритель, проводить лекции перед спектаклем?

— Ты можешь создавать какие-то специальные условия: программки, рекламу, акции в фойе перед спектаклем — всё это может влиять. Но зрителя формирует, наверное, в большей степени место: театры и, конечно, страна, национальный менталитет.

Недавно, например, мы выпускали «Видение розы» на музыку Вебера и Карпова (оригинал — одноактный балет на музыку Вебера, впервые поставленный Михаилом Фокиным в 1911 году для «Русских сезонов» Дягилева — прим. «Бумаги») в РАМТе (Российский академический молодежный театр — прим. «Бумаги»). Это было 14 февраля, на гала-концерте с балетными и не очень людьми. И из-за того, что РАМТ— площадка с точки зрения балетного спектакля прокатная, было ощущение, что чего-то не доставало.

А через пару месяцев мы показывали «Видение розы» в Музыкальном театре имени Станиславского. И это были два очень разных спектакля. Контекст — место, красивый интерьер, аккуратная сцена, публика — удивительным образом повлиял на постановку, она выглядела благородно. Начинка — современный танец, выросший из опыта авангардных площадок Питера, место — академический музыкальный театр Москвы. Этот нехитрый синтез дал спектаклю что-то уникальное, важное и в то же время испаряющееся, сиюминутное.

— Как вам работается с академическими артистами балета? Есть мнение, что артистам классического балета даже физически сложно освоить современную хореографию.

— Я убежден, что в танце нужно искать не то, чем он отличается, а общие черты. У разных направлений есть общая суть. И эту суть важно видеть, не забывать о ней. Если ты здорово освоил какой-то стиль или направление, подготовил тело, дальше всё зависит только от твоих мозгов и желания. Перестроиться можно. Поэтому есть артисты, готовые применять уже полученные навыки в новых сферах, а есть те, кто не готов.

— Как вы искали общий язык с артистами классической труппы Мариинского?

— По-разному. Это мой пятый сезон в Мариинке; были мастерские, потом Валерий Абисалович предложил поставить «Ярославну». Количество занятых артистов — 70 человек. Разумеется, репетиции воспринимались как процесс обучения, разбора нового для ребят языка. Это было неизбежно, нормально. Помогали артисты, с которыми я уже работал: Злата Ялинич, Юра Смекалов, Саша Сергеев, Вася Ткаченко и другие — они стали сваями спектакля.

Как и в любой профессии, в театре есть люди, которые оказались здесь случайно, а есть те, кто преодолевает усталость и ежедневно доказывает необходимость своего дела. Вот именно на таких людей я и нацелен.

— Вы регулярно работаете и в драматическом театре: ставите у артистов то пластику, то полноценные танцевальные номера, но зритель изначально туда идет не за танцем. Зачем вам это как хореографу?

— В последнее время я постоянно работаю с режиссером Максом Диденко, он мой большой друг, и мне просто нравится хорошо проводить время в нашей команде. Вообще в жизни стремлюсь к тому, чтобы весело проводить время, и пытаюсь минимизировать напряжение. Даже не все свои спектакли смотрю теперь: волноваться вредно. Пытаюсь получать удовольствие от процесса и меньше думать о достижении результата. Мне кажется, если в процессе людям друг с другом хорошо, команда находится в зоне творческих исканий, то и результат непременно будет.

— В балетном спектакле «Солярис» в «Приюте комедианта» вы выступаете как артист. Сложнее ли подчиняться хореографу в то время, когда сами постоянно растете как хореограф? Нет ощущения, что вам виднее?

— Внутренний конфликт возможен. Но я вот размышляю: хороший артист — это тот, который исполняет исключительно волю хореографа, или тот, кто подключается не только на уровне исполнения, а пытается что-то привнести помимо заданного рисунка роли? Мне интересна система: режиссер воплощает тотальный замысел, а каждый актер — режиссер своей собственной роли. Пока использую этот принцип.

— «Солярис» играют в «Приюте комедианта» — драматическом театре, в котором танцевальных постановок раньше не было. Как публика отреагировала на первые показы?

— Конечно, «Солярис» — эксперимент. Танца именно в балетной форме здесь никогда не было. Его проявления, конечно, встречались в других спектаклях, и к одному из них я имею непосредственное отношение (спектакль Максима Диденко «Собачье сердце» — прим. «Бумаги»). Но именно балетному событию, думаю, все очень рады.

— А для танцевальных спектаклей существует идеальный зритель?

— Всякий зритель идеальный. Я уже перестал об этом думать, если честно. Есть зритель закрытый, который идет на спектакль с предубеждениями; у кого-то эти предубеждения снимаются — и это чудо. С кем-то этого не происходит. А есть зритель открытый: он ждет, что увидит любимых артистов, любимого хореографа, он искренне рад или расстроен, если сегодня что-то не случилось. Но, на самом деле, классно, когда зритель вообще есть.

— Как вам кажется, танец стал моднее? Как среди зрителей, так и среди непрофессионалов, которые хотят им заниматься?

— Да, и я очень рад, что застал этот интерес к танцу. Люди и балетом увлекаются, и современным танцем занимаются уже смелее. Есть такое утверждение: все виды искусства стремятся быть музыкой. Мне кажется, что все виды искусства стремятся быть танцем. На эту тему есть прекрасный фильм Вырыпаева «Танец Дели». Там о танце говорят прекрасные слова (хотя никто не танцует) — о танце жизненного цикла, о том, что все мы умеем танцевать, что не нужно быть профессиональным танцовщиком, чтобы исполнять свой собственный танец. И это истина.

Почему еще танец, на мой взгляд, первостепенен? Потому что для него ничего не нужно, твой инструмент — это твое тело. Я постоянно наблюдаю, как люди танцуют в непринужденной атмосфере, дома или на вечеринках, не стремясь создавать объект искусства или быть им. Естественное и натуральное движение под воздействием радиоволн. Вот это простое я и пытаюсь найти в огромном мире танца.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.
Читайте еще
Юрий Бутусов покинул Театр имени Ленсовета. Как режиссер привлек в театр молодых зрителей, почему конфликтовал с руководством и как его поддерживают петербуржцы и актеры
«Балет всегда был закрытой сферой искусства». Прима Большого театра Светлана Захарова — о моде на пачки, театральных трансляциях и фильмах про балерин
Прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева — о Петербурге, профессионализме и современном балете
Третья волна коронавируса
«Что будет завтра — не знаем». Петербургский Роспотребнадзор не разрабатывает документ об обязательной вакцинации — пока
Что власти говорят об обязательной вакцинации, которую ввели в Москве и Подмосковье? Ждать ли ее в Петербурге?
В Петербурге журналисты спросили чиновников о возросших госпитализациях в чате WhatsApp. Им запретили отправлять сообщения 😶
Как растет число заболевших и умерших из-за коронавируса в Петербурге — показываем на графиках
Петербургские исследователи проверили эффективность «Спутника V». Предварительно у абсолютного большинства нашли антитела после прививки
Евро-2020
Кокошники, костюмы Ивана Грозного и «Катюша»: как болельщики праздновали победу сборной России в Петербурге
Россия обыграла Финляндию в матче Евро-2020 в Петербурге 🥳
Участницу Pussy Riot, выбежавшую на поле в финале ЧМ-2018, задержали из-за информации о ее намерении сорвать Евро-2020 в Петербурге
Что происходило в Петербурге перед матчем Россия — Финляндия. Танцы в костюмах Ивана Грозного, ограничения на дорогах и тысячи финских фанатов
В Петербурге в среду ограничивают движение из-за Евро-2020 и подготовки к «Алым парусам». Вот список улиц
Гид по пригородам Петербурга
На Карельском перешейке — десятки озер, о которых мало кто знает. Вот шесть мест, где приятно купаться и гулять
В Гатчине — не только дворец и парки. Осмотрите замок мальтийских рыцарей, деревянную дачу с башней и старинную слободу, где жили егеря
В Орехове — самая высокая точка Карельского перешейка, заказник с дикими зверьми и озера. Летом в полях цветет рапс и пасутся лошади
В Лебяжьем — «кладбище поездов», столетние дома и военные форты. Прогуляйтесь по местам писателя Бианки и останьтесь до вечера, чтобы увидеть закат над заливом
В Приморске — старая финская кирха и пирс, на котором испытывают ледоколы. Прогуляйтесь по берегу залива и заказнику с морскими видами
Как всё дорожает
Производители куриных яиц предупредили о возможном дефиците продукции. Минсельхоз заявил о стабильной ситуации
Российские производители продуктов с начала года повысили цены на 6,4 %
За год в Петербурге очень сильно подорожало жилье. Почему? Ждать ли снижения цен и отмены льготной ипотеки?
Петербург вошел в топ-10 городов мира по росту цен на элитное жилье, обогнав Лос-Анджелес и Москву
С 1 мая подорожают входные билеты в Ботанический сад Петра Великого
Вакцинация от коронавируса
«Что будет завтра — не знаем». Петербургский Роспотребнадзор не разрабатывает документ об обязательной вакцинации — пока
Что власти говорят об обязательной вакцинации, которую ввели в Москве и Подмосковье? Ждать ли ее в Петербурге?
Власти Москвы объявили обязательную вакцинацию работников сферы услуг, образования и транспорта
«Были надежды, что избежим третьей волны. Но этого не произошло». Эпидемиолог Антон Барчук — о том, ждать ли петербуржцам ограничений, как в Москве
Власти Петербурга заявили, что вакцинацию тормозит либеральная молодежь. И снова призвали делать прививки
Коллеги «Бумаги»
Спасти «Медузу»
Екатерина Шульман — о «варягах», федерализме и активистах в регионах
Виталий Манский — о сорванном «Артдокфесте» в Петербурге, переезде и творчестве
В Петербурге начинается посмертный суд над погибшим в СИЗО бизнесменом Валерием Пшеничным
Лето в Петербурге
В Петербурге ухудшается погода и начинаются дожди с грозами. В воскресенье — местами ливни и град ⛈️
Реклама летней грусти и кулинарный журнал «Жарю ультрамальвин» с Иваном Дорном. На «Моей остановочке» — новая инсталляция, посвященная петербургскому лету 😍
В пятницу в Петербурге будет солнечно, в субботу возможны дожди, а в воскресенье ждут грозы ⛈
Как позагорать, не покидая центр Петербурга? К вашим услугам — пляж на Новой Голландии, в этом году очень красочный и с пальмами 🌴
Восемь плавучих ресторанов в Петербурге: двухпалубный корабль с винтажной мебелью, «винный» катер и теплоход в стиле стимпанк
Подкасты «Бумаги»
Как одеваться экологично? В этом подкасте говорим про влияние моды на климат и бережное отношение к вещам
Чем грозит таяние ледников и вечной мерзлоты и как ученые воссоздают экосистему эпохи мамонтов? В этом подкасте обсуждаем Арктику и Антарктику
«Мы выросли в ощущении безопасности — но скоро так уже не будет». Зачем школьники и студенты устраивают забастовки за климат по всему миру
«Я была абсолютно не готова к отсутствию комфорта». Горожане, переехавшие в деревни, рассказывают о сельском быте, отношениях с местными жителями и одиночестве
«Без деревьев нет человеческой жизни». Как леса влияют на климат планеты, температуру в городах и наше самочувствие — в новом подкасте

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.