9 ноября 2015

Отпустить усы и собрать 430 тысяч рублей на отдых детей с ДЦП

В ноябре 2011 года в Петербурге появилось неофициальное движение «Усабрь» — аналог международного Movember. Его участники на месяц неожиданно для окружающих отращивают усы, привлекают к себе внимание и устраивают благотворительную акцию среди своих друзей и коллег. Кто-то печет и продает торты, кто-то обещает обрезать волосы, если соберет нужную сумму. Суть одна: подтолкнуть людей из своего круга общения заняться благотворительностью, рассказать о проблеме и за короткий срок собрать денег на решение конкретной задачи.
Кому в городе помогает неофициальное движение, в чем отличие петербургского проекта от всемирного Movember, как в проекте участвуют девушки и при чем тут усы — рассказывают идеологи «Усабря».
Фото: vk.com/usabro

Роман Абибуллаев

29 лет

Евгений Шульгин

34 года

Адаптация идеи

Роман: Мы не стали изобретать велосипед и взяли схему Movember (движение по борьбе с мужскими заболеваниями, зародившееся в Австралии — прим. «Бумаги»). Каждый человек, который зарегистрировался как участник, в своем кругу и на своем уровне рассказывает о благотворительной цели, которую он преследует в этом месяце, и призывает друзей поучаствовать.
У нас та же механика. В последнюю неделю октября участники регистрируются на сайте. Главное препятствие для того, чтобы завязаться с Movember Foundation, — это то, что у нас другая цель сбора. У них подразделения в 21 стране мира работают только на борьбу с мужскими заболеваниями.
Евгений: Мы взяли идею оттуда, но адаптируем ее так, чтобы, с одной стороны, отдавать дань западному аналогу, с другой стороны, делать свое. Франшизы у нас нет. Мы, может быть, и хотели бы стать официальными партнерами, но проблема в том, что нам придется подстраиваться под условия. Я сам пару лет участвовал в американской версии проекта, где участники движения собирают деньги на борьбу с раком простаты. Тогда мне это показалось важным, но не очень актуальным с точки зрения сегодняшнего понимания благотворительности в нашей стране.
Оргкомитет
4 человека
Длительность
30 дней
Стартовый взнос
500 ₽
Общая сумма пожертвований за 4 года
713 182 ₽

Цель сбора

Евгений: Одна из целей, которые мы для себя ставим, — донести до людей идею о том, что благотворительность вообще существует и это дело каждого. Что пока не так. Мы поняли, что у «Усабря» должен быть внятный и понятный адресат.
В первый год, 2011-й, у нас были знакомые, которые работали с организацией «Пристань». Она помогает выпускникам детских домов пройти социальную адаптацию. Нас было четыре человека, и нельзя сказать, что существовала какая-то структура, у нас даже логотипа не было. Просто мы хотели взять то, что видели на Западе, и перенести на нашу почву. Даже не украсть идею: это скорее вариант импортозамещения. Тогда мы не знали, что это так называется, зато теперь стало очень актуально.
Главное препятствие для того, чтобы завязаться с Movember Foundation, — это то, что у нас другая цель сбора
В первый год для этой организации «Пристань» мы собрали 15 тысяч рублей вчетвером. Это, может, и не такая большая сумма, но она для нас тогда стала катализатором дальнейшей деятельности. Начало было экспериментальным, но на следующий год нашлось достаточно много активных молодых людей, которые решили в это дело влиться и применить свои способности.
Роман: На второй год был выбран клуб «Бабочка», который занимается организацией досуга для детей с ДЦП. С этим клубом мы работаем уже четвертый год: собираем деньги на проведение зимнего выездного лагеря.

Механика

Роман: Механика проста: усы — это только средство привлечения внимания. Поскольку просто усы без бороды сейчас не очень популярны, люди сразу обращают на них внимание.
На меня полвагона таращится, если я в метро воском подкручиваю себе усы. Когда ты вдруг начинаешь носить усы, люди волей-неволей обращают на тебя внимание.
Мы заметили, что людям с отвратительными усами дают больше денег, может быть, из жалости. Если усы тебе идут и ты их периодически носишь, то особо внимание это не привлечет
Евгений: Усы — это совсем не главное, по сути, это просто ярлычок. Два года назад у Мистера Усабря — человека, который собрал больше всего пожертвований, — конечно, были усы, но довольно жидкие и блондинистые. О том, что они были, знала, наверное, только его девушка.
Вообще, мы заметили, что людям с отвратительными усами дают больше денег, может быть, из жалости. Если усы тебе идут и ты их периодически носишь, то особо внимание это не привлечет. Другое дело, если наоборот, — ты в каком-то смысле приносишь себя в жертву. Мы же со своей стороны поддерживаем людей в том, чтобы делать это креативно. Рома, например, до прошлого года носил длинные волосы. Во время «Усабря» он написал пост, что готов расстаться с шевелюрой, если наберет 25 тысяч рублей пожертвований. Народ, желающий посмотреть на Романа без шевелюры, охотно давал деньги.
Роман: Также каждый ноябрь, в начале месяца, я делаю рассылку по корпоративной почте. В этом году в течение первых нескольких часов мне уже несли деньги со словами «А мы думали, что ты уже не будешь в этом году заниматься».
Фото: vk.com/usabro

Деньги

Евгений: Есть ощущение, что в случае с «Бабочкой» деньги не тонут в общей массе. Эти ребята не избалованы финансами ни с какой стороны. В прошлом году нам удалось полностью покрыть расходы на него.
При этом от имени «Усабря» мы практически ничего не собираем. На сайте есть кнопка «Пожертвовать», но туда падает 4–5 тысяч за сезон. Наша схема такова: человек отращивает усы, придумывает свой способ собирать пожертвования и в своей среде, среди друзей и знакомых, привлекает деньги. Участники собирают разные суммы, но это и хорошо: нужно поддерживать всех, чтобы не было ощущения, что нужно добраться до какой-то суммы.
Роман: Денег, которые мы собрали в рамках прошлого «Усабря», хватило не только на проведение зимнего лагеря. Еще 30 тысяч потратили на инвалидную коляску для одного из ребят, небольшая часть осталась на летний лагерь.
Участники собирают разные суммы, но это и хорошо: нужно поддерживать всех, чтобы не было ощущения, что нужно добраться до какой-то суммы
В компании мы тоже обращаемся, но идем за помощью, а не за деньгами. Заведения мы просим дать площадку на вечер, производителей — что-то сделать: например, напечатать плакаты, футболки, баннер. Мы не приходим в компании с просьбой дать нам миллион, потому что мы хорошие и помогаем детям с ДЦП. Была фирма, которая бесплатно нарезала 50 хэштегов из фанеры. Мы объяснили, что нужно, нам тут же ответили: «Присылайте макет».
Кроме непосредственных участников есть партнеры: кофейни, бары, магазины. Они тоже по-своему собирают деньги. С партнерами у нас те же отношения, что и с усабро: они вольны делать, что хотят. Одна кофейня вводила напиток с большим количеством молочной пены, которая оставляла усы, и проводила фотоконкурс. Часть вырученных средств от продажи этого напитка шла нам. Один паб сам вышел на нас и уже второй год половина цены гренок перечисляется нам. В этом году в плейлофте GaGa пройдет благотворительный турнир по кикерy. Им мы просто написали письмо, они тут же согласились.
Евгений: Никакого профита для организаторов нет. У нас есть взнос при регистрации — 500 рублей, но эти деньги идут на мелкие сопутствующие расходы. Кроме того, у нас есть главный партнер, мужская парикмахерская «Усачи». Они второй год дают нам небольшую сумму — 30 тысяч рублей, которые не идут в фонд. На них мы печатаем футболки, поддерживаем хостинг сайта, оплачиваем аккаунт Vimeo. Для парикмахерской это и социальная ответственность, и возможность общаться с целевой аудиторией, но по сути — рекламные расходы.
Круг замкнется, когда Боярский станет лицом «Усабря»
Мы крайне редко сталкиваемся с отказами. Уже есть внутренняя уверенность в том, что людям это надо, нет страха, что нам откажут. Пожалуй, единственный яркий пример — это Боярский. Мы давно хотели привлечь Михаила Сергеевича к проекту. Он и символ города, и усач, к тому же ему не чужды необычные проекты. Пару лет назад про нас сделал ролик НТВ. С помощью них, но не напрямую, мы вышли на Боярского. Сначала он как-то напрягся, потом отказался, а потом, видимо, момент был неудачный и он совсем отмахнулся от нас. Но мы не теряем надежду: круг замкнется, когда Боярский станет лицом «Усабря».
Роман: Люди хотят помогать, но при этом они хотят знать, кому они помогают и что для этого делается. Когда видят, что мы тоже живые люди и обо всем, что делаем, есть отчеты, — все соглашаются. Мы серьезно относимся к тому, что делаем, люди это видят.
Фото: vk.com/usabro

Риски

Евгений: Юридически наша деятельность никак не закреплена. Мы консультировались с юристами и, как понимаем, физические лица имеют право собирать деньги на те цели, на которые считают нужным. Мы предоставляем максимум информации, чтобы всё было как можно более публично.
При этом всё равно считаем, что нам нужна если не легализация, то еще больше прозрачности. Юридическая сторона нашей работы — это первый вопрос, который появляется у больших компаний. Мы хотим подстраховать не только себя, но и тех ребят, для которых мы сборы проводим. Рано или поздно всё придет к тому, что нам нужен будет фонд.
При этом всё равно считаем, что нам нужна если не легализация, то еще больше прозрачности
Роман: Реальная проблема у нас одна — нехватка времени. Проект, который длится всего один месяц, надо начинать готовить за полгода. Подготовка складывается из планирования мероприятий, проработки стиля и дизайна, съемки роликов, подготовки социальных сетей и сайта. Всё это должны делать человек 15, мы делаем втроем-вчетвером.
C точки зрения эмоций работа в течение месяца — это плюс. В прошлом году никто до конца не знал итоговую сумму и большой радостью было после всех усилий и финального подсчета обнаружить, что денег хватит на проведение лагеря.
Евгений: С точки зрения организации — скорее минус. Для того чтобы вывести «Усабрь» на уровень чуть выше, нужно заниматься этим полгода как минимум и ставить всё на более профессиональные рельсы.

Люди

Евгений: Желание людей помогать ложится на очень благодатную почву. Во-первых, мы предлагаем простую схему личных пожертвований через реальных людей. Во-вторых, стараемся всё сделать весело. Наше кредо: «Благотворительность с улыбкой на лице и щетиной под носом». Отношение к благотворительности в России несколько претенциозное. В голову приходит торжественный вечер, где собираются меценаты в дорогих костюмах, которые бросают на стол пачку ассигнаций. Мы же верим, что благотворительностью могут заниматься абсолютно все. Когда усабро приносит нам в конце месяца 1,5 тысячи рублей, мы хлопаем его по спине со словами «Отличный результат».
Роман: В прошлом году из 45 активистов 12 пришли с нулем. В течение месяца мы не контролируем, кто сколько денег собрал, — все результаты объявляем на итоговой вечеринке. В прошлом году я пытался накануне выяснить сумму хотя бы примерно, на что мне отвечали, что в последние два дня пошел самый чес.
В прошлом году среди 45 участников было девять девушек
Евгений: Первый круг усабро — это люди, которые знают нас хорошо и доверяют нам. Моя одноклассница, с которой мы не виделись со школы, позвонила, предложила встретиться и передала мне 30 тысяч рублей, которые она собрала в своей компании, просто следя за моими постами. Следующий круг — это знакомые знакомых, те, кто попал на наши мероприятия, видел наш ролик, те, кто прочитал про нас в СМИ.
Девушки удивляются, что мы для них тоже оставили место в проекте. Усы — это символ, да, но хочется, чтобы любой человек мог найти себя в движении. В прошлом году среди 45 участников было девять девушек. Мисс Усабрь прошлого года поставила абсолютный рекорд всех сезонов и собрала 50 350 рублей.
Роман: В этом году появились ребята из Липецка, которые в прошлом сезоне регистрировались как усабро. Перед началом они предложили повторить проект в Липецке. Они хорошо подготовились: у них есть реципиент помощи — девочка с диагнозом ДЦП, которой нужны деньги на различные лечебные процедуры. У них уже были договоренности с площадкой под вечеринку и план. Ребята серьезно подошли к вопросу.

Опыт

Евгений: Мы живем в такое время, когда где бы человек ни находился, везде звучат призывы помочь. Нужды очень много: начиная с людей с табличками в метро, заканчивая большими сборами денег на Первом канале. У обывателя, как мне кажется, голова уже кругом идет от того, что со всех сторон на него падают просьбы помочь. Кроме того, чаще всего это очень обезличенно.
Я один раз подписал петицию в интернете, с тех пор меня ими постоянно забрасывают, поэтому возникает что-то вроде аллергии на это дело. Хорошее начинание превращается в фон. «Усабрь» в этом смысле создает промежуточное звено, в котором люди нуждаются, чтобы понять, что это настоящее доброе дело. Благотворительность перестает быть обезличенной: между человеком, готовым помочь, и тем, кто нуждается в помощи, появляется усабро. Ты делаешь что-то не потому, что тебя совесть мучает, — тут есть конкретный способ, конкретные люди.
Я один раз подписал петицию в интернете, с тех пор меня ими постоянно забрасывают, поэтому возникает что-то вроде аллергии на это дело. Хорошее начинание превращается в фон
На меня произвела впечатление история про то, как в Кливленде, Огайо, строили больницу. Огайо — депрессивный штат, где мало федеральных средств, такой аналог нашего Всеволожска. Огромный медицинский комплекс построили только на частные пожертвования, потому что это нужно было людям. Организаторы пошли дальше и раскрыли сумму среднего пожертвования, выяснилось, что это всего 7–8 долларов. То есть кто-то дал десятки тысяч, а кто-то два доллара. Мы говорим об этом же: нет целей собирать сумасшедшую сумму, мы рады всему.
Роман: Мы идем шаг за шагом, не ставим амбициозных целей. Хотя в некотором смысле прошлый год нас немного подвел: нам впервые удалось полностью покрыть расходы на зимний лагерь, поэтому в этом году мы тоже хотим таких результатов. Когда мы просто собирали 100 тысяч или 150 — было не очень принципиально, но когда ты смог полностью закрыть вопрос, хочется это делать постоянно. Теперь это цель.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.