Что значит «партнерский материал»
Меткой «Партнерский материал» отмечена наша нативная реклама. Это журналистские тексты, которые редакция «Бумаги» подготовила при спонсорской поддержке. Наши партнеры помогают выпускать материалы на темы, которые им кажутся важными. Например, компании, разделяющие ценности здорового образа жизни, могут поддержать публикации о любительском спорте, вузы и технологические компании — рубрику о науке, а петербургские бренды — истории о городских героях.
Сделать спецпроект с «Бумагой»

Михаил Шемякин, Евгений Водолазкин, Елизавета Боярская и другие герои проекта «В Петербурге можно всё» — об отношении к жизни и работе

С 2016 по 2018 год «Билайн», «Бумага» и Ассоциация выпускников СПбГУ проводили проект «В Петербурге можно всё» — серию встреч с известными людьми, а также петербуржцами, которые преуспели в технологичном бизнесе.

За это время вышли интервью с 17 профессионалами в сфере музыки, кино и театра, а также предпринимательства. Среди них были Михаил Шемякин, Давид Ян, Михаил Боярский и Евгений Водолазкин. «Бумага» публикует лучшие цитаты героев проекта о жизни в Петербурге, творчестве, работе и борьбе с профессиональным выгоранием.

Давид ян

Основатель ABBYY

— Мне кажется, нет никакой разницы, чем заниматься в этой жизни. Главное — быть счастливым человеком. Была история на Физтехе, мы ее называли «комплекс Нобелевской премии». Любой человек, поступая на Физтех, считает, что следующий шаг — Нобелевская премия. Иначе непонятно, зачем ты живешь. В какой-то момент на третьем курсе происходит перелом — и ты понимаешь, что Нобелевская премия уже не важна. Важно, чтобы то, чем ты занимаешься, делало счастливым тебя и людей вокруг.

Посмотреть запись трансляции

— Однажды мы с Борей Гребенщиковым сидели вечером и пытались понять: как узнать, счастлив ты или нет? Выяснилось, что всё очень просто: если ты насвистываешь, ты счастлив. Напеваешь или подпрыгиваешь. Есть такие проявления, которые очень точно сообщают тебе, что ты счастлив.

— Надо прожить молодость наотмашь, не щадя себя. Не получится из горбатого писаки и читаки нормального джигита. Нужно успевать всё. В это время очень голодные душа, сердце и тело — необходимо быть всеядным. Влюбляться, дружить, щедро себя отдавать, читать, делиться, познавать, знакомиться.

Фото: Юрий Гольденштейн

Алексей герман

Режиссер

— Ничего в жизни нельзя сделать, не совершив ошибку. Ты всё равно учишься на своих ошибках, на попытках найти ту форму и те смыслы, которые для тебя важны. Я не так часто пересматриваю свои старые фильмы, но в какие-то грустные моменты, когда думаю, что что-то не получается, пересматриваю. Иногда радуюсь, иногда думаю, что что-то сделано неправильно. Иногда думаю, что они сделаны правильно, но никто этого не поймет. Но я никогда ни о чем не жалею, потому что всё, что я делаю (неважно, удачно или неудачно), [делаю] на том максимуме — физическом, эмоциональном, интеллектуальном, — каком могу. И если что-то не получается, это значит, что я просто каких-то вещей не понимаю.

— Главное для писателя — опыт. Это такая смесь пережитого с обдуманным. Переваренное пережитое. Если этого нет у человека, он может писать по-настоящему круто, такие заворачивать пассажи, что просто ах, но это не литература. А можно быть не очень себе стилистом, но при этом до того мощно писать!

Нужно видеть героев не просто в качестве фигурок, а плакать над ними, идти за своими героями. Удивляться, как Лев Толстой удивлялся тому, что Анна Каренина бросилась под поезд, — он не ожидал этого. Стиль — это вершина айсберга. А основная плоть литературы под водой. Она состоит в душевной работе. Я немножко стесняюсь произносить эти слова, но мне кажется, очень важно их произнести. Если бы я услышал такие слова в свое время, я бы избежал многих ошибок.

Михаил шемякин

Художник

— Чем дальше вы идете вперед, [будучи художником,] чем больше развиваетесь, тем меньше вы нужны обществу, которое остается позади вас. Поэтому вы должны понимать, что, возможно, не будете своим творчеством зарабатывать денег. Вам придется работать, так же, как и мне долгие годы, не художником. Или придумывать, как зарабатывать себе на хлеб при помощи изобразительного искусства.

Вы можете быть не признаны всю вашу жизнь — так, спрашивается, в чем тогда смысл этой профессии? А смысл в том, чтобы испытывать муки творчества, которые испытывает только человек, идущий по данному пути. Вы начинаете творить, и это самое главное. Мои ребята это поняли и смирились со своей участью. Поэтому они занимаются с полной отдачей, я очень доволен группой.

Посмотреть запись трансляции

— Многие артисты начинают с монтировщиков, а потом становятся директорами театров — или хорошими актерами и режиссерами. Мне кажется, в любой сфере нужно не бояться делать простую или грязную работу: начинать с маленького. Потому что всё это — бесценный опыт. На мой взгляд, главное — уметь трудиться.

Неважно, работаешь ты директором театра или водителем — будь самым аккуратным, самым пунктуальным. В любой профессии нужно стараться быть лучше самого себя. И поэтому, даже когда ты начинаешь с курьерской службы, нужно сделать что-то такое, чтобы доверяли только тебе — потому что ты лучший в этом самом простом деле.

Илья пшеничный

Директор по развитию Playkot

— Идея не стоит ничего. В любой компании хороших идей сколько хочешь — нет людей, которые эти идеи бы воплощали. Если крутых специалистов объединить вокруг средненькой идеи, можно получить настоящий хит; если над отличной идеей работают некомпетентные люди, не получится ничего.

Посмотреть запись трансляции

— Успех — это когда тебе есть что делать, когда тебя ждет что-то впереди. Предположим, я ставлю сейчас спектакль, а через полгода другой — и готовлюсь к нему.

Я знаю и страшную пустоту. Помню, когда сделал первый спектакль в Мариинском театре, думал — сейчас я положу телефон: «Давайте уже, разрывайте меня, директора театров!». Но никто не узнал, что я поставил спектакль в Мариинском театре.

Я знаю и помню, что это такое — заканчивать спектакль в провинции и не знать, что ставить, что есть и на какие деньги вернуться домой, потому что весь мизерный гонорар был прогулян в первую неделю репетиций.

СЕРГЕЙ ШНУРОВ

Лидер группы «Ленинград»

— Самое глупое, что можно придумать, — это давать самому себе честное слово. Ни к чему хорошему это не приводило никого и никогда. Приходится нарушать это честное слово и самому с собой конфликтовать.

Андрей бреслав

Программист JetBrains

— Выгоревших по тем или иным причинам программистов я видел немало — и это очень грустно. Сотрудники выгорают непредсказуемо: всё было ничего, ходил немного невыспавшимся, а потом что-то случилось в жизни — и он не смог больше работать. Потому что нагрузка стала для него слишком большой. Это очень плохо для работодателя, потому что человека не заменить за пять минут: это и дорого, и долго. Поэтому компании выгодно, чтобы люди оставались здоровыми.

Эта проблема начала освещаться в западных компаниях, у которых явление профвыгорания стало массовым. Я как-то проходил стажировку в Microsoft. Когда ты первый раз приходишь на работу, там всех новичков собирают в большом зале и рассказывают разные вещи, в том числе говорят: «Мы не хотим, чтобы вы маниакально работали до бесконечности: ни в коем случае не делайте так». Если кто-то рассказывает на работе [в JetBrains], что он не успел и работал в субботу, я его прошу взять выходной после этого, потому что потом можно получить гораздо худшие результаты в целом, если забывать отдыхать.

Посмотреть запись трансляции

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.