Roof Fest уже 7 лет устраивает концерты на петербургских крышах. История проекта — от первого выступления до сотрудничества с Billy’s Band и Гребенщиковым

«Лучше здесь» — проект «Бумаги» и Банка «Санкт-Петербург», посвященный петербургскому бизнесу. Это серия встреч петербургских предпринимателей, а также рубрика и рассылка «Бумаги» о городском бизнесе.

На «Лучше здесь» уже выступали представители «Лосево», «Светлой музыки», школы #Sekta, сетей «Буше» и «Цех 85», пространства «Севкабель Порт», Кировского завода, бюро Delo Design, бренда косметики «Самосвет» и других петербургских компаний.

Если вы занимаетесь бизнесом в Петербурге и хотите поучаствовать в одной из встреч, расскажите нам о себе, пожалуйста, заполнив короткую форму. Мы будем рады с вами познакомиться!


С 2012 года экскурсовод Кирилл Даровских и концертный менеджер Вероника Петровская устраивают концерты на петербургских крышах. Создатели Roof Fest организовали более сотни выступлений разных исполнителей — от Ах Астаховой до Бориса Гребенщикова. А в 2018 году открыли собственную площадку Roof Place.

«Бумага» рассказывает, как организаторы зарабатывали на первые концерты, почему отказались от выступлений на крышах жилых домов и как будут создавать творческий кластер на Васильевском острове.

Как появился Roof Fest и почему на первый концерт проекта приехала полиция

В конце нулевых Кирилл Даровских, будущий сооснователь Roof Fest, работал в небольшом туристическом агентстве «Неформальный гид». Он водил экскурсии по крышам, парадным и заброшенным зданиям. Тематических групп с доступной информацией о крышах тогда почти не существовало — руферское сообщество в городе было закрытым, петербуржцы искали доступные крыши самостоятельно или через знакомых.

На крышах Кирилл не только работал, но и проводил свободное время — собирался с друзьями, играл на гитаре. Первую музыкальную встречу на крыше Даровских задумал в 2012-м, когда познакомился с концертным менеджером Вероникой Петровской. Она тогда занималась продвижением петербургской электроарфистки Ольги Максимовой, которая и стала первым артистом нового проекта Roof Fest.

Концерт Максимовой организовали на крыше жилого дома на набережной Карповки, напротив работавшего тогда кинотеатра Jam Hall. Кирилл и Вероника продали 30 билетов по 500 рублей, сами доставили на площадку электроарфу, разложили пледы. Но не согласовали мероприятие с местными жителями — и те вызвали полицию.

— Мы хотели заводить людей частями, но так получилось, что на крышу стали подниматься сразу 30 человек. Конечно, нас заметили, — вспоминает Даровских. — Спустя полчаса жители закрыли нас на крыше, а потом приехала полиция. Сотрудники удивились, что мы слушали на крыше арфу, а не пили, и после некоторых переговоров разрешили нам сыграть еще несколько песен.

Концерт Billy’s Band на площадке Roof Place

Вечер закончили на набережной: арфистка, гости и организаторы спустились к Карповке, доиграли там концерт и даже запустили воздушный фонарик. И хотя Кирилл и Вероника получили положительные отзывы посетителей, от концертов на крышах жилых домов в будущем решили отказаться.

Как Roof Fest искали крыши для концертов и что мешало организовывать выступления

В первом сезоне — летом 2012-го — Roof Fest организовали три концерта, все — Ольги Максимовой. Помимо крыши дома на Карповке арфистка дважды выступала в отеле «Невский берег» на площади Восстания.

Деньги на организацию концертов Даровских зарабатывал экскурсиями. На каждое из мероприятий в гостинице пришли 140 человек, билеты по 500 рублей распространяли через знакомых, а за аренду площадки Кирилл и Вероника заплатили в общей сложности 14 тысяч. Выручка составила около 126 тысяч рублей.

По словам Кирилла, в новом сезоне они планировали уже серию мероприятий, поэтому крыши для концертов искали заранее. Правда, столкнулись с большим количеством отказов собственников и управляющих компаний.

— Я звонил в администрации заводов и торговых центров и предлагал провести концерты на крыше, — рассказывает Даровских. — Тогда мне казалось, что в этом нет ничего такого, но сейчас я понимаю, какое это безумие. Высшее руководство таких учреждений — это консервативные люди советской закалки. Первое, о чем они думали, что на концертах кто-то выпьет лишнего, прыгнет с крыши или подожжет здание.

Собственники зданий сами определяют, можно ли подниматься на их крышу, объясняет старший юрист Versus.legal Сергей Ковальков. Организатор мероприятия при этом обязан обеспечить безопасность гостей и согласовать установленные конструкции с пожарной инспекцией. А некоторые проекты дополнительно получают еще и разрешение МЧС.

В 2012 году, когда Roof Fest только начинали, профессионально организованных концертов на крыше в городе не было. Пригодные площадки в основном занимали бары и рестораны. Но отдельные инициативы уже появились: так, в кафе Lemonade на Белинского проводили спектакли, концерты и мастер-классы, а в miXup — на крыше работавшего тогда на Вознесенском отеля W — выступали диджеи.

Во время поисков площадки в 2013 году Даровских наткнулся на лофт «Этажи». Кирилл рассказывает, что руководство творческого кластера оказалось более гибким и согласилось провести концерт, но условия были неудобными для слушателей — забираться на крышу приходилось по пожарной лестнице.

— Крыша «Этажей», когда мы решили проводить на ней концерты, была не такой, как сейчас. Там не было покрытия в виде зеленой травы, сцены, забираться наверх нужно было по пожарной лестнице, вход был узким, — говорит Кирилл. — Перед одним из первых концертов нам привезли навороченный звукорежиссерский пульт и оказалось, что он не проходил в дверь на крыше — пришлось поднимать его на тросах вдоль стены. Мы поднимали его сами, вместе с грузчиками, которые привезли оборудование.

Создатели проекта Roof Fest установили на крыше «Этажей» дачный шатер из магазина «О`кей» и начали проводить концерты. С 2014 по 2016 год там выступили The Retuses, SunSay, Brazzaville, Billy’s Band и Ассаи. На мероприятия приходило до 350 человек — число посетителей ограничивал договор аренды. Билеты стоили около тысячи рублей.

После 2014 года Roof Fest устраивали концерты на крышах отелей «Введенский» и Red Stars, «Космоса» и «Ленполиграфмаша» с видом на Ботанический сад. Несколько концертов провели в «Петроконгрессе» у «Чкаловской», но от этой площадки пришлось отказаться из-за жалоб жителей соседних домов на шум. Всего, по подсчетам Даровских, за семь лет Roof Fest провел мероприятия на двенадцати петербургских крышах.

Концерт Manizha

Долгое время соотношение удачных и неудачных переговоров о площадках было один к двадцати, вспоминает Кирилл. Например, о концерте на крыше ТЮЗа договаривались в течение нескольких месяцев, но так и не смогли встретиться с генеральным директором.

Со временем, когда проект стал узнаваемым, ситуация изменилась:

— Примерно в 2015 году у нас произошел перелом — нам сами стали звонить насчет концертов, — говорит Даровских. — Возможно, так произошло потому, что мы раскручивали площадки. Ты делаешь ивент, о месте узнают люди, а потом поступают заказы на корпоративы и свадьбы. Но, несмотря на бесплатную раскрутку, никто не забывал брать с нас аренду.

По словам Кирилла, расходы на мероприятия состояли из гонораров музыкантов, зарплат, аренды музыкального оборудования и платы за площадку.

Первым местом, где Кириллу и Веронике не пришлось платить за аренду, стала крыша DOT на Васильевском острове. Днем приглашенная команда Roof Fest проводила концерты, а вечером владельцы клуба устраивали техно-вечеринки — Roof Fest пригласили для увеличения числа посетителей.

В 2018 году клуб DOT переехал с крыши бывшего кожевенного завода, и Roof Fest взяли ее в аренду, переименовав в Roof Place. В обновление вложили около 3 миллионов рублей: отремонтировали инженерные системы, деревянные настилы, бары и купол, установили новые ограждения. Теперь все концерты проекта проходят там.

Как Roof Music сотрудничают с Billy’s Band и Гребенщиковым и на каких концертах можно потерять деньги

Roof Fest работали с Ассаи, Женей Любич, Krec, группой «Танцы Минус», Наадей, Варварой Визбор, «Animal ДжаZ», SunSay, Billy’s Band, Найком Борзовым, Сашей Алмазовой, Ах Астаховой, IOWA, Alai Oli, Борисом Гребенщиковым и другими. По словам Кирилла, в начале некоторые концерты проводили почти без прибыли — чтобы получить возможность букировать более крупных артистов.

— В музыкальном мире никто не даст тебе сразу проводить концерт Billy’s Band, если ты до этого ничего не делал, — рассказывает Даровских. — Поэтому сначала мы проводили концерты в том числе для того, чтобы про нас узнали, повышали степень доверия. Сейчас со многими артистами, например с Krec, Женей Любич и IOWA у нас дружеские отношения, мы ставим их концерты не только в Петербурге, но и в Москве несколько лет подряд. Нам легче договориться по гастрольным графикам, потому что они нам доверяют.

Сейчас, по словам Кирилла, афиша Roof Fest формируется следующим образом: руководители проекта связываются с менеджерами артистов, запрашивают гонорар и график гастролей, составляют сметы, смотрят последние выступления и альбомы, продажи билетов на других площадках и делают выводы, готовы ли они к сотрудничеству. Всего над Roof Fest работают около 35 сотрудников. Заработок от концерта варьируется «от минус миллиона до плюс миллиона рублей», говорит Кирилл.

Неправильный выбор артиста может стоить проекту больших денег, рассказывает Кирилл. Так произошло с концертом бывшей солистки «Ленинграда» Юлии Коган в 2015 году. Мероприятие было убыточным — на него не смогли продать достаточное количество билетов. Даровских объясняет это тем, что поклонники артистки часто посещают ее выступления в клубах в спальных районах и не хотят оттуда выезжать.

— Когда мы собираемся провести концерт, мы ищем всю информацию об артисте, потому что легко можем потерять деньги. Несколько раз у нас было такое с молодыми рэп-исполнителями. Мы не знали, как работать с их аудиторией, и допустили ошибку — решили продавать билеты по 1200 рублей. Но для ребят, которые еще учатся в школе, цена оказалась слишком высокой, продажи были плохими.

В 2015 году оборот проекта составлял 5 миллионов рублей. В 2017 году он достиг уже 15 миллионов. В 2019 году, по подсчетам Даровских, оборот вырастет до 100 миллионов рублей. Сезон 2019 года также спонсирует сеть магазинов Prisma: компания выделяет Roof Fest деньги на развитие в обмен на продвижение собственного бренда. Суммы вложений Кирилл не называет.

Как проект борется с сезонностью и переменами погоды

Roof Fest остается сезонным проектом, ведь выступления проходят на площадке под открытым небом. С поздней осени до весны концерты не проводят. Даровских вспоминает, как однажды на концерте Найка Борзова пошел ливень, который заливал аппаратуру, но мероприятие не прекратили, а слушатели продолжали танцевать. В другой раз, во время концерта на «Ленполиграфмаше», сильный ветер и дождь сорвали с крыши шатер.

В отзывах на мероприятия Roof Place встречаются жалобы о том, что «на крыше нет крыши». Но, по словам Кирилла, люди привыкли, что концерты проходят в open-air формате, и приносят с собой зонты и дождевики.

Концерт Animal ДжаZ

Площадка Roof Place находится на окраине Васильевского острова в районе устья Большой Невы. Дорога до нее от «Приморской» и «Василеостровской» занимает около 25 минут на общественном транспорте.

Куратор соседнего с Roof Place проекта «Севкабель Порт» Алексей Онацко, где недавно также открылась концертная площадка, отмечает, что Roof Fest приводит людей на Васильевский остров, что выгодно и другим проектам.

Алексей Онацко, куратор «Севкабель Порта»:

— Roof Place — актуальная летняя площадка с динамичной программой концертов. Но она не очень удобно расположена и слаба с точки зрения защищенности от дождя.

С другой стороны, «Севкабель Порт» рад такому соседству, потому что оно оживляет всю улицу и приводит дополнительных людей, что способствует перспективе комплексного развития всей прибрежной территории. Часто бывает, что люди, которые планируют посетить Roof Place, заходят и в «Севкабель Порт», чтобы подождать концерт или провести время после выступлений. На мой взгляд, это положительно сказывается на привлекательности обоих проектов.

Трудности с точки зрения логистики и некоторой неустроенности района, в котором мы работаем, присутствуют, но мы планомерно работаем над их решением. И, судя по показателям посещаемости мероприятий и ежедневному трафику, отсутствие близко расположенной станции метро — это небольшое препятствие. Люди готовы тратить на дорогу чуть больше [времени], в ответ получая возможность провести время в удивительном месте, у которого нет аналогов. Это касается и «Севкабель Порта», и Roof Place

Даровских среди основных конкурентов Roof Fest называет фестивали Stereoleto, VKFest и «Усадьба Jazz» — они «оттягивают зрителей».

Летом 2019-го в Roof Place открылся видовой бар ZALIVE, он будет работать круглый год. Там проводят афтепати концертов и планируют организовывать квартирники, к осени запустят кухню.

Круглогодичный бар — возможность бороться с сезонностью бизнеса. Зимой 2019–2020 года Roof Fest планирует проводить выступления в клубах как концертное агентство — этим они занимаются с 2017 года, также проект продолжит работать над шоу «Классика в планетарии».

В планах у Даровских создать творческий кластер в здании на Кожевенной линии, где расположена площадка Roof Place, — для представителей музыкальной индустрии, чтобы они могли работать, проводить мероприятия и концерты в одном месте. Проект согласовывают с собственником здания, ведется поиск партнеров и арендаторов.

Сейчас Roof Fest существует в Петербурге и Москве. В Ростове работает компания Rostov Roof Music, которая также занимается организацией концертов на крыше, но, как говорит Кирилл, Roof Fest судится с ней по делу о нарушении авторских прав. В картотеке арбитражных дел информации об иске «Бумага» не обнаружила.

Roof Fest планируют расширять географию — хотят работать в Казани, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. Даровских рассматривает сотрудничество и по франшизе, но, по его словам, предложений пока не поступало.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.