25 апреля 2016

Чтение на «Бумаге»: гид по Святой Софии в Стамбуле — от православного собора к мечети и музею

В издательстве Corpus выходит книга историка-византиниста и лауреата премии «Просветитель» Сергея Иванова «Прогулки по Стамбулу в поисках Константинополя». В ней автор рассказывает об утраченном Константинополе с его дворцами и храмами, стенами и акведуками, церемониями и интригами, трагедиями и анекдотами.
«Бумага» публикует отрывок из главы, посвященной легендарному собору Святой Софии. В нем Иванов рассказывает, зачем с потолка здания свисали короны и почему их было 30, что за «реки» можно было увидеть на полу и какие исторические события помнят стены здания.
Если, приближаясь к Святой Софии, вы испытаете разочарование от ее внешнего вида — 
не печальтесь. Ведь это на языческий храм вроде Парфенона можно было смотреть только снаружи (поскольку внутрь допускались лишь посвященные) — христианская церковь представляет собой модель мироздания и потому рассчитана прежде всего на лицезрение изнутри.
Правда, понять это можно далеко не сразу, поскольку в экзонартексе, куда мы первым делом попадаем, со стен исчезла вся мраморная облицовка, все мозаики и обнажилась кирпичная кладка. В левой половине экзонартекса выставлен изумительный порфировый алтарь еще языческого времени; рядом гигантская чаша желто-красного мрамора, с искусно извивающимся рельефом змей. Отверстия в бассейне чаши доказывают, что это был фонтан. Рядом, вдоль восточной стены экзонартекса, на полу лежит составленная из трех кусков строительная надпись, привезенная из города Селимврии — она сообщает о ремонте тамошних городских стен императором Константином V в VIII веке. В правой половине — саркофаг зеленого фессалийского мрамора (изготовлен в VI веке), ставший последним пристанищем императрицы Ирины, жены Иоанна II (их портреты ждут нас на галерее). Сар- кофаг, ограбленный в 1204 г. крестоносцами, находился в мона- стыре Пантократора и перенесен сюда в 1960 году. Правее его, прислоненные к стене, стоят гипсовые отпечатки с религиозного эдикта, выпущенного в 1166 году императором Мануилом Комнином.
Если, приближаясь к Святой Софии, вы испытаете разочарование от ее внешнего вида — 
не печальтесь
Вот что пишет по этому поводу проницательный царедворец Никита Хониат: «Для большей части ромейских царей решительно невыносимо только повелевать, ходить в золоте, пользоваться общественным достоянием как своим и обращаться с людьми свободными, как с рабами. Они считают для себя крайней обидой, если их не признают мудрецами. Таким образом, и этот император предложил на обсуждение слова Богочеловека “Отец мой более Меня есть” (Иоанн, 14: 28). Утвердив собственное толкование пурпурным рескриптом, он угрожал смертью всякому, кто осмелится даже про себя вникнуть в этот предмет. Затем император по совету своих льстецов вырезал это определение на каменных досках и поставил их в Великой церкви».
Гипсовые слепки, находящиеся перед нами, были сделаны в 1959 году с настоящих мраморных досок императора Мануила, обнаруженных при довольно забавных обстоятельствах. Изначально четыре мраморных доски составляли прямоугольник размером 4,12 на 4,62 метра. Это самый большой из известных византийских эпиграфических памятников. Доски провисели в храме (правда, не там, где теперь находятся слепки, а в главном нефе, на северо-западном опорном столбе) вплоть до 1567 года, когда султан Селим II велел использовать их, повернув лицевой стороной вовнутрь, для украшения мавзолея его отца, Сулеймана Великолепного. Там-то, при ремонте, их и нашли; оригинал скопировали и вернули на прежнее место. Существует греческая легенда, будто Селим очень разгневался, когда ему перевели рескрипт, поскольку решил, что слова «Мой отец более Меня» намекают на его ничтожество по сравнению с Сулейманом.
Гипсовые слепки, находящиеся перед нами, были сделаны в 1959 году с настоящих мраморных досок императора Мануила, обнаруженных при довольно забавных обстоятельствах
Обратим внимание на двери, ведущие из экзонартекса в нартекс, — они находятся немного правее рескрипта. Их медная облицовка кое-где отошла, и можно потрогать дерево. Казалось бы, что особенного? Но дерево это — шестого века. Возраст его можно посчитать в соответствии с довольно точной наукой дендрохронологией: так вот, в Святой Софии есть доски от деревьев, срубленных в 527, 560 и 581 годах, наряду, конечно, с более поздними.
Теперь мы приближаемся к алтарной нише Святой Софии. Апсида христианского храма всегда ориентирована на восток, а «михраб», то есть молельная ниша мечети, — на Мекку, то есть в Стамбуле скорее на юго-восток. Такие михрабы, нарушающие внутреннюю симметрию здания, встроены во все церкви Города, приспособленные мусульманами под свои нужды.


Михраб в Софии — одно из немногих напоминаний об исламе, если не считать развешанных на уровне галерей грубо сколоченных деревянных щитов с арабскими надписями. Кроме того, устройство михраба повлекло за собой перестройку алтарного возвышения, которое сейчас скошено к югу, тогда как в византийские времена оно было, разумеется, симметричным.
Впереди и вверху, в конхе апсиды, то есть в полукруглом своде, перекрывающем алтарь, вы видите мозаичное изображение Богородицы с Младенцем на коленях. Конха — не самое удобное место для масштабного изображения: пространство изогнуто, залито светом и прорезано окнами. Эти окна при Юстиниане были еще больше. Всю поверхность переделали специально для мозаики. Считается, что к завершению работы над ней была приурочена проповедь, произнесенная патриархом Фотием на Страстную субботу 29 марта 867 года, в 24-ю годовщину Триумфа Православия, то есть окончательной победы над иконоборчеством. Изображение Богоматери в конхе и расположенная на южном склоне свода вимы фигура архангела Гавриила (второй архангел на северном склоне практически утрачен) являются самыми ранними из сохранившихся в Софии фигуративных мозаик. И ту и другую стоит рассмотреть не только снизу, но и вблизи, с галереи. По краю конхи идет греческая стихотворная надпись, которая переводится так: «Иконы, которые обманщики (это, конечно, намек на иконоборцев. — С. И.) здесь низвергли, благочестивые правители восстановили». Что уж за образы были низвержены, можно лишь догадываться: мы ведь помним, что при Юстиниане в Софии изображений не имелось. Мозаика в конхе сдвинута влево относительно центрального окна, при этом поза самой Богородицы, восседающей на подушках трона, также не симметрична: верхняя часть фигуры склонена вправо, а нижняя — влево, особенно хорошо это видно по положению левой ноги. Даже подушки, продавленные тяжестью ее тела, слева видны больше, чем справа. Младенец тоже развернут влево. Изгиб поверхности апсиды усиливает впечатление, что божественная семья смотрит на юг, туда, где во время богослужения находился император.
Михраб в Софии — одно из немногих напоминаний об исламе, если не считать развешанных на уровне галерей грубо сколоченных деревянных щитов с арабскими надписями
Согласно легенде, Юстиниан хотел сделать в Софии пол из чистого золота, однако его отговорили от блажной затеи, объяснив, что когда-нибудь после него «придут бедные императоры» и все обдерут. Как в воду глядели. Полы в храме беломраморные, и благодаря тому, что они несколько веков были закрыты мусульманскими коврами, их сохранность лучше, чем можно было ожидать, хотя обрушения купола на них все-таки сказались. В частности, почти исчезли так называемые реки, то есть полосы зеленого мрамора, пересекавшие пол поперек. Таковых было изначально четыре, и все они имели важное символическое значение. Их уподобляли четырем райским рекам, но теперь в целости осталась лишь одна «река», идущая прямо под дугой арки восточного полукупола. Видимо, именно здесь находилась алтарная преграда, которая в те времена представляла собой невысокую ограду на колонках.
В алтарном пространстве Святой Софии разворачивались самые значимые события византийской истории. Не раз происходили здесь и бесчинства: так, в 641 году разъяренная коронацией Константа II толпа ворвалась в храм и разорвала покров алтаря, который патриарх Пирр вынужден был прикрыть собственным омофором. Именно на престол Святой Софии кардинал Гумберт в 1054 году возложил папскую буллу с анафемой патриарху Михаилу Керуларию, с чего началась Великая схизма (разделение церквей).
В алтарном пространстве Святой Софии разворачивались самые значимые события византийской истории
Над святым престолом висело много корон, в разные века пожертвованных императорами храму. Надо заметить, что в Византии не существовало какой-то особой «шапки Мономаха», то есть специального и единственного царского головного убора. Корон было множество на разные случаи, причем носили их и даже заказывали не только сами императоры, но и их родственники. Немудрено, что время от времени те или иные короны с легкостью жертвовались храму. Так, в 601 году жена заказала для императора Маврикия драгоценный венец, а тот «отнес его в храм и повесил над святым престолом на тройной цепи из золота и драгоценных камней. Узнав об этом, Августа очень опечалилась».
Когда 31 июля 1200 года против императора Алексея Ангела восстал Иоанн Толстый, он, по словам Никиты Хониата, «ворвался в Великую Церковь, возложил на себя один из венцов, висящих вокруг святого престола, и в таком виде предстал перед народом». Правда, в тот раз корона не пошла голове на пользу, мятеж был подавлен тою же ночью, узурпатор казнен, а голова, «еще истекающая кровью, со страшно оскаленным ртом и моргающими глазами, была на петле поднята среди торговой площади напоказ всем».
Немудрено, что время от времени те или иные короны с легкостью жертвовались храму
Свисавшие с потолка Святой Софии короны производили неизгладимое впечатление на «варваров», посещавших храм. По словам Антония Новгородца, в Софии висело «над киворием 30 венцов в воспоминание о 30 сребрениках Иуды». В наставлениях сыну Константин Багрянородный даже специально инструктирует его, какими именно словами следует отваживать просьбы варварских правителей подарить им царский венец: надо врать, что все царские короны развесил в Святой Софии ангел Божий, под страхом смерти запретивший кому бы то ни было их дарить. Эти отговорки (их еще много в трактате Константина «Об управлении империей») поражают своим цинизмом: император велит ссылаться на запрет ангела по самым ничтожным поводам и приписывать божественное происхождение предметам, о которых на соседних страницах спокойно говорит как о земных и будничных.
Западнее алтарной преграды по полу шла дорожка, называвшаяся солеей, от которой остался лишь ничтожный «хвостик», да и тот скрыт современным помостом. На этом месте Константин Копроним расправился с низложенным патриархом Константином. В октябре 768 года патриарха «усадили на солее Великой Церкви, рядом с ним находился асикрит, державший в руках бумажный свиток, в котором были записаны вины патриарха. По приказу императора весь народ собрался в церкви и смотрел. Свиток зачитывали для всеобщего уведомления, и при зачтении каждого пункта асикрит бил Константина по лицу, а новый патриарх Никита наблюдал за этим. Затем Константина возвели на амвон и поставили там, и Никита анафематствовал его, и его вытолкали из церкви задом наперед».
На этом месте Константин Копроним расправился с низложенным патриархом Константином
На пересечении солеи и алтарной преграды, подобно острову среди моря, возвышался амвон. Он (судя по сохранившимся его изображениям) был похож на тот, что теперь стоит перед входом в Святую Софию, только гораздо больше. Здесь короновали ромейских императоров. Царскую хламиду и венец клали на специальный стол, патриарх творил над ними молитву, после чего все это надевали на императора, а хор пел «Свят, свят, свят» и «великому императору и самодержцу имярек многая лета». По словам Павла Силенциария, «когда священник идет с амвона, держа золотое Евангелие, толпа рвется вперед, желая потрогать священную книгу губами и руками, и вокруг бушуют волны людского моря».
© Сергей Иванов, 2011, 2016
© А. Бондаренко, художественное оформление, макет, 2016
© ООО «Издательство АСТ», 2016
Издательство CORPUS ®
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.
Читайте еще
Чтение на «Бумаге»: Умберто Эко — о функциях литературы
Чтение на «Бумаге»: как дробление современного общества на классы провоцирует мятежи
Чтение на «Бумаге»: чем отличаются жилые дома древнего Рима, Берлина, Парижа и Вены
Конфликт на Петровской косе
«Мы все связаны братством». Четыре петербуржца рассказывают, как влюбились в парусный спорт и почему город не должен лишиться яхт-клуба на Петровской косе
Что известно о будущем Речного яхт-клуба и Петровской косы. Яхтсменов выселили в разгар сезона, им негде швартоваться
«Нет консенсуса, нет договоренностей, нет развития». Что будет с речным яхт-клубом и что сейчас происходит на Петровской косе
Глава Ленинградской федерации профсоюзов подтвердил выселение речного яхт-клуба с Петровской косы. Там срезают понтоны, суда вынесут на сушу
Приставы пришли в яхт-клуб на Петровской косе и срезали трапы, ведущие к судам
Поддержка независимых театров
Сколько на самом деле стоит один поход на спектакль? Режиссер Семен Александровский рассуждает, почему бюджету выгодны частные театры
Более 20 независимых театров Петербурга не получили господдержку после пандемии: некоторым грозит закрытие. Десятки миллионов достались патриотическим фестивалям
Независимым театрам Петербурга обещают выделить субсидии в конце августа, заявила член комиссии
Независимые театры пожаловались, что остались без субсидий во время пандемии. Смольный запустил второй этап конкурса на финансирование
Коллеги «Бумаги»
Как ростовские наркополицейские бежали в Украину и задумались о карьере правозащитников
Как приговор по делу Юрия Дмитриева изменит Россию и нас
История отца Сергия, захватившего монастырь
Смягчение режима самоизоляции
В Петербурге 8 августа возобновляется работа парков аттракционов, на улице можно будет проводить культурные и спортивные мероприятия
Петербуржцы жалуются, что пассажиров перестали пускать в метро без масок. В метрополитене говорят, что так было и раньше
В комплексах «МЕГА» и большинстве торговых центров Ленобласти разрешили открыть фудкорты
Петербургские суды зарегистрировали больше 600 дел об отсутствии СИЗ за июль. Протоколы составляли в том числе на горожан, которые ели шаверму без маски
В Петербурге открылись визовые центры десяти стран ЕС
Закон о «наливайках»
Беглов посетил петербургский бар Spontan, попадающий под закон о «наливайках». Губернатор выпил там соку и пригласил владельца на встречу в Смольном
Автор закона о «наливайках» объяснил, почему площадь баров ограничили 50 метрами. Так депутаты борются с заведениями в хрущевках
Беглов призвал до 2021 года изменить закон о «наливайках» в интересах предпринимателей и жителей. Вот как он объяснил подписание «непроработанного» законопроекта
«Принятие закона о „наливайках“ — поспешность отдельных депутатов». Александр Беглов заявил, что в закон внесут изменения
В Петербурге прошло первое заседание рабочей группы по закону о «наливайках». На нем предложили создать особые правила для баров в исторических домах
Снос хрущевок в Петербурге
Какие хрущевки готовятся снести в Петербурге, куда переселяют жильцов и почему проект реновации затянулся на 10 лет?
Как в Сосновой Поляне сносят первую хрущевку по программе реновации. Демонтаж продлится несколько дней
В Петербурге возобновляется программа реновации — первыми сносят дома в Красносельском районе. Что об этом известно
В Петербурге начали сносить первую расселенную хрущевку по программе реновации
Жители попавших под реновацию кварталов смогут переехать в другие районы
Лето в Петербурге
Театр, похожий на космический корабль, старинные церкви и медовуха в купеческом доме. Приезжайте в Великий Новгород
Как долго в Петербурге продлятся дожди и ждать ли лета в августе? Рассказывает главный синоптик города
Во время пандемии центр Петербурга превратился в один большой рейв. Почему одни в восторге от вечеринок на Конюшенной и Рубинштейна, а других это бесит
В Петербурге прошел ливень. Конечно же, улицы по всему городу затопило, а машины «плыли» по дорогам
Сотни людей на набережных, разведенные мосты и военные корабли: как в Петербурге прошел парад в честь Дня ВМФ
Озеленение Петербурга
Петербургские активисты озеленят сквер на улице Марата. Принять участие в высадке растений сможет любой желающий
Жители Петроградского района намерены вернуть виноград, сорванный ветром с дома на Лизы Чайкиной. Вот как они это сделают
С дома на Лизы Чайкиной сорвало виноград, много лет покрывавший половину стены. Местные жители планируют вернуть растение на место
На парковке на Марата на один вечер создали зону отдыха со стульями и растениями в горшках. Вот как она выглядела
На Чкаловском проспекте появился прицеп со скамейкой и растениями. Небольшую зону отдыха оборудовали активисты

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.