Партнерский материал
2 июня 2020

«Важна гибкость ума — придумать что-то новое довольно непросто». Школьники-исследователи — об уроках в самоизоляции и любви к точным наукам

Как старшеклассник из гуманитарной гимназии обнаружил склонность к точным наукам, а школьник разработал робота, помогающего пингвинам высиживать яйца, каким образом нелюбимый предмет может превратиться в дело жизни и почему ученики соскучились по обычным будням во время дистанционного обучения из-за пандемии?

Для партнерского материала с «Газпром нефтью» «Бумага» поговорила с петербургскими школьниками — о подготовке к ЕГЭ, уроках в самоизоляции и участии в интеллектуальных соревнованиях.

Партнер материала

«Газпром нефть» вместе со школами и вузами Петербурга развивает современные образовательные программы, а также обеспечивает грантовую поддержку одаренной молодежи. Ежегодно в рамках программы социальных инвестиций «Родные города» проводится интеллектуальный турнир «Умножая таланты» для учеников 8–11 классов из регионов деятельности компании. Школьники объединяются в команды и разбирают реальные инженерные кейсы. Победители регионального этапа едут в образовательный центр «Сириус» в Сочи и вместе с наставниками разрабатывают проекты в сфере «умной» энергетики

Даниил Якупов

Гимназия № 155 Центрального района, 11 класс

— Во время пандемии мы перешли на электронное обучение. У меня к нему нареканий не было, это удобно: потратил полтора часа на домашку и занялся своими делами, готовишься к ЕГЭ. К тому, что экзамен перенесли, я отношусь нейтрально — готов и так, и так (сейчас основную волну экзаменов планируют провести с 3 июля; до этого ЕГЭ переносили с конца мая на начало июня — прим. «Бумаги»). От недостатка общения я не страдаю, мне есть чем себя занять. Я учу Python и Java Script. Единственное, что вызывает негатив, — теперь не съездить куда-то летом.

Я из гуманитарной французской гимназии: номинально я гуманитарий, де-факто — технарь. Так получилось, потому что в девятом классе, когда я временно учился в другой школе, учительница по географии сказала: «Если поучаствуете в турнире „Умножая таланты“ от „Газпром-нефти“, то получите „пять“ в четверти». Я вызвался и спросил, кто еще хочет «бесплатную» пятерку. Ребята подняли руки — и так я собрал команду. На региональном этапе мы заняли первое место.

Конечно, во время участия я понял, что это не то, чего я ожидал. Нечто более серьезное, чем условный реферат — мы проводили исследование о химических растворах для скважин. Так и затянуло: в следующем году, когда вернулся в альма-матер, стал учить точные науки — математику и физику. Думаю, математика меня интересует из-за склада ума — люблю всё систематизировать. Еще [увлекает] обществознание, экономика и МХК.

Мне понравился формат «Умножая таланты», я участвовал в турнире три раза. Первые два года кейсы были больше связаны с нефтегазовой наукой (участники турнира в том числе посещали Научно-Технический Центр «Газпром нефти» — прим. «Бумаги»), а в третий раз [акцент был] на IT. Когда я участвовал в турнире второй раз, мы выбирали инструмент для бурения нефтегазовых скважин, а в этом году работали над применением цифровых технологий для предупреждения аварийных ситуаций. Мы разрабатывали VR-тренажер и концепцию сценария при помощи движка Unigine.

Самое сложное [в турнире] для меня — выстраивание отношений внутри команды, я индивидуалист. Важно найти людей, похожих по интересам, темпераменту, манере работать. Первый год участия в турнире как раз был тем этапом, когда мы учились уживаться вместе. Я собираюсь поступать в Горный университет на нефтегазовый факультет. Мне это интересно: я хочу понять, что такое нефтянка, со всех сторон.

Роман Смирнов

Гимназия № 426 Петродворцового района, 8 класс

— [В последние месяцы] мы пользовались сайтом, на котором учителя размещали материалы и задания для контрольных. С одной стороны, у меня появилось больше времени для своих дел: я стал больше читать, смотреть фильмы, заниматься саморазвитием и отдыхать.

С другой стороны, для меня, конечно, важен личный контакт: благодаря этому раньше каждый учебный день чем-то запоминался. Мы с одноклассниками общаемся дистанционно, но вживую это интереснее. С учителями тоже важен личный контакт, потому что усвоить материал гораздо легче, уточняя что-то во время урока. Живое общение в школе — одна из ключевых составляющих [образования], на мой взгляд.

Наиболее близкие мне предметы — физика, алгебра, геометрия, информатика, история и обществознание. Я занимаюсь некоторыми из них не только в школе, но и на дистанционных программах «Сириуса». Меня также увлекает робототехника — я стал посещать эту секцию со второго класса, участвовал в различных соревнованиях. Например, мы занимались частичной роботизацией технологической линии по переработке пластиковых отходов — крышек. А также создали робота, способного помочь пингвинам во время высиживания яиц. Птицы не могут отлучиться даже чтобы поесть — и если самка, ушедшая питаться к морю, долго отсутствует, то самец может бросить яйцо или птенца. Робот может определять местоположение пингвинов и развозить для них пищу.

Зачастую создание [подобных] роботов длится несколько месяцев, количество человек в команде, как правило, — до четырех. Я обычно занимаюсь проектированием, сборкой и дальнейшей доработкой. В создании механизмов, мне кажется, кроме базовых навыков важна гибкость ума — придумать что-то новое довольно непросто.

Я также занимался разработкой [цифрового проекта] в турнире «Умножая таланты» — решил поучаствовать, поскольку давно интересовался нефтегазовой тематикой. Нашей команде нужно было разработать концепцию цифрового носимого устройства для сотрудников месторождений. Устройство должно было отслеживать показатели здоровья сотрудников, местонахождение, обеспечение доступа к объектам и выполнять другие полезные функции. Сложнее всего выбрать оптимальное решение, исходя из всех данных. Мы заняли второе место в регионе в младшей категории. Опыт был полезен — из-за большой работы, общения с наставниками, специалистами по soft skills, психологами и инженерами из компании.

Это еще не окончательное решение, но я думаю поступать в Горный институт. Кроме того, в Политехе тоже открыли нефтегазовое направление и даже научно-образовательный центр «Газпромнефть-Политех».

Алена Селиванова

Лицей № 82 Петроградского района, 11 класс

— В режиме электронного обучения я получала недостаточное количество знаний, выпала из рабочего процесса. Это очень расслабляет. Когда ты пишешь контрольную в классе — это одно. А когда ты пишешь ее дома, у тебя не возникает никакого желания написать ее честно. Перенос ЕГЭ — это было ожидаемо. Сначала казалось, что нам повезло и появилось больше времени на подготовку. Но сейчас так много [отвлекающих] соблазнов. А еще за время карантина у меня появилось новое хобби — бег: очень помогает расслабиться.

В самом начале самоизоляции мы с подругой из моего класса решили жить вместе, так как в одиночку совсем тяжко. Мы часто созваниваемся с одноклассниками, но это не заменит реального общения. Я соскучилась по ним, по учителям и школьной атмосфере. Мы потеряли самое прекрасное время — конец 11 класса, последние дни, которые могли провести в школе, ведь дальше нас ждет уже совсем другая жизнь.

В прошлом году я оказалась в «Газпром-классе» — мы проходили собеседование с сотрудниками «Газпром нефти». А во время обучения специалисты Научно-Технического Центра компании рассказывали нам о различных [нефтегазовых] профессиях, читали лекции — например, о геологии, петрофизике, — после чего мы выполняли кейсы на эти темы.

Когда нам рассказывали о петрофизике, сначала мне показалось, что это безумно скучно и сложно. Мы с командой несколько раз переделывали одну и ту же работу, но оказалось, что это очень интересно. Строить разломы в 10 классе — достаточно необычный опыт. Это как собирать большой пазл — причем на уровне исследования. Мы изучали месторождения, делали подсчет запасов. Я поняла, что хотела бы заниматься этим, наверное, всю жизнь.

Еще одну исследовательскую работу я провела во время турнира «Умножая таланты» — мне это было безумно интересно. Это возможность испытать свои силы в реальной работе для «Газпром нефти», понять, на что ты способен и как работает твое мышление. Проект был связан с дронами — мы создавали траекторию полета и выясняли, как будет выглядеть карта на снимке, который он сделает. От нас требовалось провести достаточно сложную исследовательскую работу. Собирались все вместе дома или в кафе, садились и начинали думать, рисовать, писать. В итоге заняли второе место — чуть-чуть расстроились, но всё равно приятно. Для поступления я сейчас рассматриваю Горный университет и СПбГУ: в обоих вузах есть факультет «Нефтегазовое дело».

Ева Реген
Авторы: Ева Реген
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Коронавирус в Петербурге
В поликлиники Петербурга продолжают поставлять препараты от коронавируса. Мы выяснили, что происходит с невостребованными таблетками и сколько это стоит
Скульптуру Петербургского ангела увезли на выставку «Россия» в Москву. У наследницы автора работы не спросили разрешения на это
Каждый 33-й петербуржец болен раком. При этом смертность от рака снижается, а продолжительность жизни онкобольных растет
В Москве арестовали заместителя начальника ВМА имени Кирова. Его подозревают в мошенничестве при закупках аппаратов ИВЛ
За неделю в Петербурге умерли 28 пациентов с коронавирусом — больше, чем в других регионах страны
Новые тексты «Бумаги»
На «Бумаге» — премьера клипа «Научи меня жить» от группы «Простывший пассажир трамвая № 7»
От хюгге-кэмпа до экофермы: блогеры рекомендуют необычные места для путешествия по Ленобласти
Чем технология 5G будет полезна экономике и почему вокруг нее столько страхов? Рассказывает кандидат технических наук
На Рубинштейна постоянно проходят уличные вечеринки, где веселятся сотни людей. Местные жители жалуются на шум, а полиция устраивает рейды
Как проходило голосование по поправкам в Петербурге: вбросы бюллетеней, коронавирус у членов комиссий и участки во дворах
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.