Петербуржец Алексей Луцай ведет ютьюб-блог о современной культуре. Зачем он рассказывает о кино в жанре видеоэссе, как написал музыку к фильму «Объект „Дельта“» и работал над клипом Элджея «360»

Петербуржец Алексей Луцай ведет свой видеоблог около двух лет. В редком для России жанре видеоэссе он рассказывает о кино, играх и современной культуре.

Кроме блога Луцай снимает обзоры для издания DTF и занимается музыкой. Алексей делал звукодизайн для клипа Элджея «360» и написал саундтрек к научно-фантастическому фильму «Объект „Дельта“» блогеров Ивана Рассадина (Cut&Play) и Александра Рыбакова (…and Action!), который попал в программы западных кинофестивалей.

Луцай рассказал «Бумаге», почему не освещает в блоге популярное кино, как низкобюджетная короткометражка об искусственном интеллекте добилась международного успеха и что происходит с кинокритикой в эпоху YouTube.

— Когда и почему ты решил завести канал на YouTube?

— Кажется, в 2016-м году. Я даже как зритель пришел на YouTube в 2016-м году. Решил попробовать с видео: подумал, может, тут что-то получится. Снял пару дурацких роликов с болтовней — что-то вроде подкаста. Потом попробовал обзоры кино. У меня была пара эссе и рецензии на «КиноПоиске» — перенес их в видео-формат. Сейчас немного стыдно вспоминать: плохо выглядел в кадре, плохо говорил. Но теперь я уже ушел от такой манеры повествования.

— Почему именно формат видео-эссе? Он ведь и новый, и малопопулярный в России.

— Ты сам ответил на свой вопрос: именно поэтому и выбрал, логично же. Просто зашел с этим на YouTube, потому что редко и самому интересно.

Не буду говорить, что преследую какую-то супервеликую цель. Отчасти это подпитка своей медийности. Возможно, на кого-то мои темы повлияли. Некоторые популярные блогеры писали, что вдохновлялись мной и брали какие-то идеи.

— Почему, как считаешь, в России формат видеоэссе не так популярен, как на Западе?

— Во-первых, западный сегмент ютьюба намного больше. Если смотреть соотношение западных эссеистов с популярными западными ютьюберами, то у того же Nerdwriter с 2 миллионами подписчиков будут показатели значительно меньше, чем у звезд.

У многих наших киноэссеистов число подписчиков уже движется к 200 тысячам, а у крупняков просмотры от 500 тысяч до 1 миллиона, так что соотношение примерно то же. Но у нас мощное ютьюб-комьюнити и мощное эссеистское движение.

— Ты старательно работаешь над качеством видео: выставляешь профессиональный свет, продумываешь композицию, ракурс. Но это же не конвертируется в прибыль, верно?

— Я придерживаюсь принципа: если делать-делать-делать, то рано или поздно что-нибудь получится.

На мой взгляд, есть три вида контентмейкеров. Просто харизматичные: они могут круто говорить при любом качестве и свете, и людям это будет нравиться. Я сам смотрю таких.

Есть люди, которые вкладываются в производство: у них изначально не очень высокая база навыков, но они постоянно учатся. Например, они не очень хорошо говорят, не очень артистичны, но пытаются это как-то компенсировать. Я как раз отношу себя к ним. Максимум старания, и рано или поздно это зайдет.

И есть третий тип — популисты. Это попсовые кинообзорщики вроде Бунина или Соколова. Они говорят то, о чем зритель может догадаться сам. Это не новая информация, это мусор. Они просто заменители и без того простых мыслей.

— А к кому относится BadComedian?

— Местами у него хороший крен в сторону популизма. Проблема BadComedian в том, что он — как люди, которые приходят на «Голубой огонек», он будет вечно.

Я понимаю, что он стал заложником своего образа и стиля. Женя на ютьюбе довольно давно и собрал большую аудиторию, хотя то, что его объявляют совестью или светочем мысли, — это странно. Но за BadComedian хотя бы стоит работа, а я уважаю тех, кто много работает. Но его контент — это просто не мое.

— Сколько времени у тебя занимает производство одного ролика? Допустим, хронометражем 20 минут.

— От недели до двух. Хотелось бы побыстрее, но сейчас не получается. Я стараюсь делать один ролик в неделю длиной 10–12 минут.

— Ты написал музыку для короткометражного фильма «Объект „Дельта“», который снимали Иван Рассадин (Cut&Play) и Александр Рыбаков (…and Action!) и который высоко оценили на фестивалях. На что ты ориентировался?

— Изначально мы с ребятами решили, что хотим синтвейв. Это то, что я обычно делаю для своих видосов. Ребята кинули пачку референсов, в плане текстуры звуков напирали на Disasterpeace. Мой саундтрек — сугубо утилитарный, чтобы поддержать атмосферу и компенсировать недостаток референсов и лора в фильме.

У меня нет большого опыта в написании саундтреков, особенно для других людей — был только один клип и вот ролик для Саши Рыбакова с канала …andAction!. Но не могу сказать, что для саундтрека я что-то сознательно копировал. Некоторые говорят, что я вдохновлялся Вангелисом, но я, честно говоря, никогда его целенаправленно не слушал.

В основе, по сути, лежит одна мелодия — тема Дианы (главная героина фильма — прим. «Бумаги»). И есть еще тема Дельты (имя искусственного интеллекта — прим. «Бумаги») — она встречается пару раз. Когда пишешь для короткометражки, нужно отсекать всё лишнее.

Написание саундтрека заняло у меня день. Потом мне прислали предварительную версию монтажа с таймингом, и уже на основе этого я его дорабатывал. В сумме, может, дня два-три ушло — это недолго.

— Ты же ничего на этом не заработал, правильно?

— Нет, конечно. Я же почти не монетизирую контент. Наверное, позже выложу какие-то вещи, в том числе и этот саундтрек, на платные сервисы. До этого уже пытался загрузить некоторые работы на AppleMusic и на «Яндекс». Но если ты не особо раскрученный чувак, то не факт, что твою заявку вообще обработают. Либо это будет довольно дорого стоить. А постоянные годичные взносы за альбом я платить не хочу — у меня нет лишних денег и каких-то амбиций в музыке.

— Как вышло, что «Объект „Дельта“» взял фестивальные награды и обратил на себя внимание СМИ?

— [Дело] в том, что мы с YouTube. У Саши 100 тысяч подписчиков, у меня — 22 тысячи, но 70 тысяч на DTF. Тот же «Комитет» про нас написал, может быть, просто потому, что я там работаю, — узнал о материале из нашего рабочего чата.

Плюс мы собрали небольшую часть бюджета на стримах. Я предложил эту идею: если мы занимаемся ютьюбом и периодически стримим вместе, то почему бы не собрать часть денег на донатах? В конце концов, аудитория сама покажет, насколько этим заинтересована. Примерно 25 тысяч рублей мы собрали и еще 25 докинули из личных средств.

— На чем вы экономили?

— Кажется, это видно. Два дня съемок и маленькая группа. Многие сами вызывались [помогать] за бесплатно, потому что смотрят наши каналы и интересуются темой. Звуковик тот же пришел со своей аппаратурой. Платили только актерам, за аренду зала и аппаратуры. Может, был грим и еще какие-то вещи. Но можно и еще ужаться: если у тебя есть оборудование и знакомые актеры, то можно и тысяч за десять снять.

— А ты сам хочешь что-нибудь снять?

— Меня не тянет в киноиндустрию. Мне больше нравятся ролики, я бы хотел сделать проект на базе этого — может, привлечь больше людей, делать документальный формат.

А если бы все-таки сам снимал, то, наверное, как раз документалку. Или короткометражный боевичок с хореографией — серьезно, это моя мечта. У меня давно есть идея экранизировать первую главу романа Пелевина «t», где граф Толстой придумал боевое искусство. Мне врезалась в голову эта глава, там всё, что я люблю: абсурд, постмодерн и боевые искусства. Мне кажется, не стоит снимать что-то с серьезным лицом. Надо добавлять юмора, даже скрытого и немножко сложного. И не бояться формализма.

— А как давно ты занимаешься музыкой?

— С 15 или 16 лет. Я слушал русский рок, пил пиво и решил петь песни под гитару. На старой советской изучил два аккорда, а потом попросил у родителей 3 тысячи рублей и поехал в магазин «Северная лира» — купил акустическую гитару.

Я быстро прыгал от темы к теме: сначала был русский рок, а года через полтора переключился на русскую музыку и классику, потом пошла электроника. Долгое время играл на вписках, писал какие-то треки для себя. У меня много инструментов — блок-флейта, мандолина, бас-гитара, лютня, аккордеон, но я ни на одном из них полноценно не играю — просто дергаю струны и следую принципу, по которому они работают.

— Откуда такая любовь к эмбиенту и ретровейву?

— Отчасти потому, что их просто писать. Но я хочу писать что-то новое, хочется больше живой музыки. Скорее всего, это будет та же электронная музыка, смешанная с народной.

Отчасти это и дань моде — я признаю. Но в этом нет ничего ужасного. Мне как слушателю рейтровейв неинтересен. Я люблю народную и классическую музыку, мне нравятся Шнитке и Арво Пярт — это те персонажи, на которых я ориентируюсь, когда что-то делаю.

— Ты написал эмбиент для клипа Элджея «360». Как это вышло?

— Макс Шишкин — режиссер этого и некоторых последних клипов из топов YouTube — был подписан на мой канал. Мы списались, познакомились, начали перебрасываться предложениями. Так как ему нравилось музло, которое я делаю для своих видео, он предложил мне сделать эмбиент для клипа Элджея. Я говорю: «Окей, за строчку в титрах давай». И всё — за полтора дня сделал бесплатно и просто по фану. Опять же, это не музыка, а фон, который не должен перекрывать песню популярного исполнителя.

— Как оценил итоговый результат сам Элджей?

— Да мне это не интересно, я даже не спрашивал. Я нейтрально отношусь к творчеству Элджея, мне было просто прикольно поучаствовать, поработал за опыт.

— Почему киноэссеисты, особенно российские, почти не анализируют блокбастеры?

— Всё об этом уже сто раз говорено. Если брать то, что выходило в этом году, — «Хроники хищных городов», «Мстители» и так далее — что там нового и интересного? Боже, фильм «Черная пантера» попал в шорт-лист «Оскара»!

Когда фильму удается заполучить какое-то место за счет рекламы, то это неинтересно. Во-первых, они очень далеки от производства, которое доступно любому человеку на нашем постсоветском пространстве. Во-вторых, ну зачем дурновкусие-то плодить?

— Неужели ты сам не смотришь коммерческие проекты?

— Смотрю, конечно. И расстраиваюсь.

— Но есть же попсовое кино, которое тебе нравится? Может, от Marvel или DC?

— Marvel и DC мне не нравятся. Я смотрел «Человека-муравья» и мне было нормально. Но сколько бы люди не надеялись, в комикс-кино никогда не придет человек, которому позволят делать то, что он хочет.

Кстати, «Бонды» мне более-менее нравятся. Там часто работают высококлассные специалисты, известные операторы — тот же Роджер Дикинс. Но кино потом всё равно выходит куцее — ни то ни се.

— Как ты оцениваешь положение печатной критики в эпоху ютьюба?

— У меня одно мнение: если люди, которые занимаются печатной критикой, не хотят стать динозаврами, им нужно осваивать медиа-форматы — подкасты и видео. Не обязательно ими постоянно заниматься, но нужно уметь делать и хотя бы иногда баловаться. Тот же Долин каждое утро на радио по сути в формате подкаста рассказывает что-то.

— Какие каналы из иностранных и российских ты смотришь сам?

— Из эссеистов нравится Федор Тимофеев, он профессионал и делает хорошо. Гриша Пророков тоже — он долгое время работал на LookAtMe, есть какая-то база языка и необычный выбор тем. Смотрю канал «Новое олдовое» — очень красиво, иногда даже намеренно агрессивно, рассказывает про игры. Из зарубежных смотрю Vice.

Читаю разные медиа, например наши «комитетовские». «Тинькофф-журнал» — потому что там работает Максим Иляхов, за ним интересно следить. «Арзамас», понятное дело.

— Как ты попал на DTF?

— Я несколько лет параллельно с работой пилил видосики на YouTube и, скорее, это считал своим основным делом. Читал DTF, увидел вакансию монтажера и решил им написать. Долго не приходил ответ, но в итоге мне предложили делать полноценные авторские видео. Сначала я перерабатывал тексты сайта в сценарии, а потом начал делать всё сам. Сейчас бывает на видео по 50–60 и даже по 300 тысяч просмотров.

Эссе об играх в русском сегменте никто не делал и до сих пор никто не делает. Я пытаюсь рассказывать на своем эмпирическом опыте, при этом, безусловно, опираюсь на какие-то иностранные источники.

— Как думаешь, почему именно Петербург стал столицей видеоблогинга?

— Мне кажется, потому что тут меньше расстояния и всё дешевле, чем в Москве: такси, аренда жилья. И коллаборировать проще. Много баров, опять же, — все блогеры бухают, это очевидно.

— Нет желания перебраться в Москву?

— Иногда такие идеи есть. Питер, особенно зимой, похож на помойку: всё сыпется, мало за чем ухаживают, хотя ты платишь за это. Печально, что городом никто не занимается. При этом Петербург уже не культурная столица. У нас классная современная культура баров, вот, наверное, и всё.

В Москве движа объективно больше. Если бы я хотел влиться в тусовку, то, возможно, пожил бы в Москве некоторое время. Но я не привязан к какой-то точке: с тем же успехом могу пожить и в ближнем зарубежье пару месяцев.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.
Читайте еще
Как зарабатывают агентства блогеров в Петербурге и с какими брендами сотрудничают?
Как Стас Давыдов уже восемь лет ведет одно из первых шоу русского ютьюба и почему хочет, но не может изменить «This is Хорошо»
Как разоблачить мифы о снежном человеке и НЛО на ютьюб-канале с миллионом подписчиков? Рассказывает Utopia Show
Конфликт на Петровской косе
«Мы все связаны братством». Четыре петербуржца рассказывают, как влюбились в парусный спорт и почему город не должен лишиться яхт-клуба на Петровской косе
Что известно о будущем Речного яхт-клуба и Петровской косы. Яхтсменов выселили в разгар сезона, им негде швартоваться
«Нет консенсуса, нет договоренностей, нет развития». Что будет с речным яхт-клубом и что сейчас происходит на Петровской косе
Глава Ленинградской федерации профсоюзов подтвердил выселение речного яхт-клуба с Петровской косы. Там срезают понтоны, суда вынесут на сушу
Приставы пришли в яхт-клуб на Петровской косе и срезали трапы, ведущие к судам
Поддержка независимых театров
Сколько на самом деле стоит один поход на спектакль? Режиссер Семен Александровский рассуждает, почему бюджету выгодны частные театры
Более 20 независимых театров Петербурга не получили господдержку после пандемии: некоторым грозит закрытие. Десятки миллионов достались патриотическим фестивалям
Независимым театрам Петербурга обещают выделить субсидии в конце августа, заявила член комиссии
Независимые театры пожаловались, что остались без субсидий во время пандемии. Смольный запустил второй этап конкурса на финансирование
Коллеги «Бумаги»
Как ростовские наркополицейские бежали в Украину и задумались о карьере правозащитников
Как приговор по делу Юрия Дмитриева изменит Россию и нас
История отца Сергия, захватившего монастырь
Смягчение режима самоизоляции
В Петербурге 8 августа возобновляется работа парков аттракционов, на улице можно будет проводить культурные и спортивные мероприятия
Петербуржцы жалуются, что пассажиров перестали пускать в метро без масок. В метрополитене говорят, что так было и раньше
В комплексах «МЕГА» и большинстве торговых центров Ленобласти разрешили открыть фудкорты
Петербургские суды зарегистрировали больше 600 дел об отсутствии СИЗ за июль. Протоколы составляли в том числе на горожан, которые ели шаверму без маски
В Петербурге открылись визовые центры десяти стран ЕС
Закон о «наливайках»
Беглов посетил петербургский бар Spontan, попадающий под закон о «наливайках». Губернатор выпил там соку и пригласил владельца на встречу в Смольном
Автор закона о «наливайках» объяснил, почему площадь баров ограничили 50 метрами. Так депутаты борются с заведениями в хрущевках
Беглов призвал до 2021 года изменить закон о «наливайках» в интересах предпринимателей и жителей. Вот как он объяснил подписание «непроработанного» законопроекта
«Принятие закона о „наливайках“ — поспешность отдельных депутатов». Александр Беглов заявил, что в закон внесут изменения
В Петербурге прошло первое заседание рабочей группы по закону о «наливайках». На нем предложили создать особые правила для баров в исторических домах
Снос хрущевок в Петербурге
Какие хрущевки готовятся снести в Петербурге, куда переселяют жильцов и почему проект реновации затянулся на 10 лет?
Как в Сосновой Поляне сносят первую хрущевку по программе реновации. Демонтаж продлится несколько дней
В Петербурге возобновляется программа реновации — первыми сносят дома в Красносельском районе. Что об этом известно
В Петербурге начали сносить первую расселенную хрущевку по программе реновации
Жители попавших под реновацию кварталов смогут переехать в другие районы
Лето в Петербурге
Театр, похожий на космический корабль, старинные церкви и медовуха в купеческом доме. Приезжайте в Великий Новгород
Как долго в Петербурге продлятся дожди и ждать ли лета в августе? Рассказывает главный синоптик города
Во время пандемии центр Петербурга превратился в один большой рейв. Почему одни в восторге от вечеринок на Конюшенной и Рубинштейна, а других это бесит
В Петербурге прошел ливень. Конечно же, улицы по всему городу затопило, а машины «плыли» по дорогам
Сотни людей на набережных, разведенные мосты и военные корабли: как в Петербурге прошел парад в честь Дня ВМФ
Озеленение Петербурга
Петербургские активисты озеленят сквер на улице Марата. Принять участие в высадке растений сможет любой желающий
Жители Петроградского района намерены вернуть виноград, сорванный ветром с дома на Лизы Чайкиной. Вот как они это сделают
С дома на Лизы Чайкиной сорвало виноград, много лет покрывавший половину стены. Местные жители планируют вернуть растение на место
На парковке на Марата на один вечер создали зону отдыха со стульями и растениями в горшках. Вот как она выглядела
На Чкаловском проспекте появился прицеп со скамейкой и растениями. Небольшую зону отдыха оборудовали активисты

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.