21 марта 2019

Петербургские рыбаки рассказывают, зачем выходят на лед Финского залива в оттепель, несмотря на запрет МЧС

В Петербурге с 7 марта официально запрещено выходить на лед, но жители города продолжают гулять по рекам и каналам и рыбачить на Финском заливе. Сотрудники МЧС 9 марта эвакуировали с отколовшихся из-за потепления и сильного ветра льдин почти 100 рыбаков, а 18 марта спасли на заливе еще 65 человек.

«Бумага» поговорила с рыбаками в парке 300-летия о том, зачем они выходят на лед в оттепель, несмотря на запрет, как следят за безопасностью и что делают, если во время рыбалки замечают на льду трещины.

Николай

Сварщик

— Я вырос в Вологодской области и рыбачил с раннего детства. Рыбалка для меня — это отдых, но и одновременно тяжелый труд.

Несколько раз на Финском заливе случались опасные ситуации. Например, два года назад рядом со мной пошли трещины [на льду]. Они были небольшими, поэтому я смог перепрыгнуть. В другой раз трещины были широкими, поэтому пришлось ждать, когда ветер подвинет льдину обратно, и только потом идти к берегу. Со мной были и другие рыбаки, но они, как и я, отнеслись к этому спокойно.

Фото: Егор Цветков / «Бумага»

В молодости я часто рыбачил на южном берегу залива. Там проходят суда, поэтому на льду часто образуются трещины. Рыбалка там опаснее, но я знал, что со мной ничего не случится, поэтому выходил. А почему бы не выйти? Погода хорошая, время есть.

Опасно рыбачить там, где есть течение — оно может вымывать лед. Из-за этого в одном месте лед будет толстым, а сделаешь шаг — и можно провалиться. [В парке 300-летия] практически нет течения. Здесь заводь, так что рыбачить безопасно (в МЧС запретили выходить на лед 7 марта — прим. «Бумаги»).

Иван

Специалист в сфере логистики

— Я живу рядом с парком 300-летия и в этом году прихожу сюда рыбачить в третий раз. Для меня зимняя рыбалка интереснее, чем летняя: сидишь над лункой, поэтому лучше чувствуешь клев. Летом так рыбу не ощущаешь.

Кому-то интересен спортзал и футбол, а мое хобби — рыбалка. Мелкую рыбу я выпускаю, крупную готовлю дома. Правда, в этом году ничего серьезного пока не получилось поймать. В прошлом году я ловил здесь с помощью прикормки подлещика и леща.

Я никогда не выхожу на лед, если не проверю его толщину, и всегда рыбачу там, где есть другие рыбаки. Я уходил максимум на 400 метров [от берега], но это было в начале января. Мне жалко времени на то, чтобы уходить далеко, потому что у берега рыба тоже есть.

На южном берегу Финского залива сильное течение, и там льдины могут отрываться от берега. В таких местах я никогда не рыбачил. Но даже если бы поехал, не выходил бы на тонкий лед и следил за безопасностью. У меня семья, ребенок. А это всего лишь удовольствие: оно не стоит того, чтобы рисковать жизнью.

Александр

Пенсионер

— Мой отец был рыбаком. Он часто выезжал куда-то с палаткой и брал меня с собой, поэтому я рыбачу столько, сколько себя помню. Мне нравится ловить рыбу на Ладоге, но сейчас я туда не езжу — там сильный ветер, который отрывает лед. Я этого не боюсь, но не хочу доставлять себе и другим лишние хлопоты.

В основном те, кто отрываются на льдинах, — молодежь. Они ходят за рыбой, а мы [пенсионеры] ходим именно на рыбалку. Нам важен процесс: посидишь, воздухом надышишься и слава Богу, а рыбу можно и в магазине купить.

В молодости мы часто ездили на Ладогу, в Ропшу. Как-то зимой приехали на озеро ночью с палатками, сели ловить рыбу, и вдруг услышали треск. Когда утром открыли палатку, увидели рядом трещину шириной в два метра. Оказалось, ночью температура опустилась с −18 до −35 градусов, и лед из-за холода треснул. Хорошо, что трещина не отделила нас от берега.

Раньше я ловил рыбу только на выходных, но сейчас прихожу и в будни. Приезжаю в парк 300-летия на первом автобусе, дорога занимает полчаса. При плюсовой температуре стараюсь не отходить от берега, да это и не нужно. Мои знакомые часто уходят далеко, а потом звонят и говорят, клюет там или нет. Здесь все друг друга знают.

Есть заядлые рыбаки, которым ничего не страшно. Ко мне зимой [в парке 300-летия] как-то подошли две пожилые женщины и спросили, где здесь ловят судака. Я им показал, что нужно пройти дальше по льду, но сказал, что в таком возрасте им нужно на лавочке сидеть, а не рыбачить. Одна из них ответила мне, что это мне нужно сидеть на лавочке, а она и в 90 лет будет бегать на рыбалку. Еще как-то видел женщину с удочкой, которая с санками со спящим ребенком спускалась по камням к берегу. Видимо, она решила порыбачить, пока ребенок спит.

Виталий

Пенсионер

— Я рыбачу с раннего детства. Люблю и летнюю, и зимнюю рыбалку. Раньше, когда работал, получалось выезжать только на выходных, а сейчас могу прийти в любой день.

Зимой в парк 300-летия я приезжаю обычно к 9–10 утра: раньше нет смысла, потому что рыба плохо клюет. Здесь можно поймать щуку, леща, судака. Большую рыбу ловил только летом. Когда в городе хорошая погода, нет метели, снегопада или дождя, на льду [у берега] может собраться больше 50 рыбаков. Залив большой, рыбы на всех хватает.

Я рыбачу недалеко от берега, потому что так спокойнее. Идти по льду дальше, в сторону Кронштадта, может быть опасно: там проходит фарватер, и на льду появляются трещины.

На Южном берегу Финского залива постоянно отрываются льдины с рыбаками. Я рыбачил там всего один раз, больше не хочу. Туда идут жадные люди: там больше рыбы, но и опасность выше. Моего знакомого однажды унесло на льдине течением, пришлось спасать [сотрудникам МЧС].

Я хожу недалеко, но всё равно слежу, чтобы на льду не было трещин и промоин (отверстий, которые образовались из-за течения — прим. «Бумаги»). Смотрю, какая погода на улице: если долго стоит плюсовая температура, не рискую. В дождь или сильный ветер не приезжаю. Зачем себя мучить? Рыбалка должна быть в удовольствие.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.