7 мая 2021

Петербург против аниме. Как и почему в городе борются с японской анимацией в интернете и кому это может быть выгодно

За последние полгода петербургские суды запретили 19 ссылок на аниме, среди которых знаменитая «Тетрадь смерти». Прокуратура требует заблокировать и «Наруто».

Разбирательства совпали с попытками самоубийства подростков, которые в медиа связали с японской мультипликацией. Среди аргументов в пользу запрета видео в суде называли якобы содержащиеся в них «пропаганду теории перерождения», «положительный образ» смерти и даже «угрозу национальной безопасности РФ».

И хотя говорить о влиянии аниме на суицидальное поведение детей по меньшей мере ненаучно, независимые эксперты и исследователи согласны, что проблема с возрастной маркировкой мультипликации есть. Но запрет не решение: он наоборот привлечет подростков.

«Бумага» полгода следит за разбирательствами. Мы изучили судебные решения, поговорили с владельцами сайтов с японской анимацией, психологами и специалистами — и рассказываем, кто и зачем запрещает аниме в Петербурге, почему такие меры абсурдны и какие ограничения действительно нужны.

С чего начались запреты аниме в России

Сегодня Петербург — столица запретов интернет-страниц с аниме самого разного содержания. Но, как выяснила «Бумага», волна ограничений началась не здесь. В октябре 2020 года по требованию местной прокуратуры районный суд Тулы заблокировал ссылку на аниме «ID: Invaded» на пиратском сайте. Причина — «сцены насилия, жестокости, обращения с оружием», а также информация, побуждающая «к совершению суицидов».

Уже в декабре 2020-го прокуратура Петербурга потребовала запретить сразу 49 ссылок — в основном на аниме, но также на песню Моргенштерна «Я съел деда» и на паблик журнала «Каламбур» с иллюстрациями в стиле японской анимации.

Параллельно с разбирательствами в городе обсуждались происшествия с попытками самоубийства подростков. Некоторые СМИ — без указания источников — связали случаи с аниме, что позволило стороне обвинения опираться на них в суде.

О каких происшествиях с подростками идет речь? ⬇️

12 января ученик 640-й школы на улице Савушкина в Петербурге выпал из окна и попал в больницу. Издание 78.ru отмечало, что подросток состоял в группе в соцсетях «Тетрадь смерти». А телеграм-канал «Mash на Мойке» сообщал без указания источника, что шестиклассник «специально надел перед прыжком красный галстук», что якобы отсылает к костюму главного героя аниме.
13 января три петербургские школьницы сбежали из дома и попытались покончить с собой. Тогда «Mash на Мойке» — снова без указания источников — написал, что девочки — предположительно, в переписке, — «вспоминали» аниме «Тетрадь смерти» и другие произведения.

В России аниме неоднократно называли вредным для несовершеннолетних, но доказательств его отрицательного влияния на детей и подростков эксперты не находили. Журналист издания DTF Артемий Котов, изучающий аниме, писал, что «демонизация» японской анимации началась с появлением на рынке более «взрослых» произведений. Так, в середине 1990-х «Сейлор Мун» обвиняли в «тлетворном влиянии на детские умы». А в начале 2000-х — после запрета серии «Покемонов», вызвавшей приступы эпилепсии у детей, — местные СМИ осуждали сериал за «жестокость, нарисованных чудовищ, намеки на ЛГБТ-пропаганду».

Российские суды уже пытались регулировать распространение аниме: блокировали целые сайты, а на волне историй о «группах смерти» — аниме-сообщества, в которых СК нашел оправдание суицида. Ранее Госдума запретила хентай с несовершеннолетними персонажами.

Почему ссылки на аниме массово блокируют именно сейчас, неясно. В решении Московского районного суда отмечается, что требование запрета основано на поручении прокуратуры Петербурга — она попросила проверить наличие запрещенной информации в интернете. Такое же обоснование дела давала и прокуратура Тулы в октябре 2020-го.

Иллюстрации: Анна Кулакова / «Бумага»

Как суд признал аниме на пиратских сайтах угрозой нацбезопасности

Первое петербургское заседание состоялось в конце января. Запрет «Тетради смерти», «Токийского гуля», «Эльфийской песни» и «Инуяшики» на пиратских сайтах рассматривал известный судья Дмитрий Никулин — адвокаты, например, хвалят его за «вдумчивость» при рассмотрении дел о митингах.

Заседание проходило онлайн. Позже его запись на ютьюб-канале «Судебный портал» удалили за нарушение авторских прав: жалобу подала компания Marvelous, правообладатель «Токийского гуля», копию которого рассматривал суд. Часть заседания была связана как раз с пиратством — утверждалось, что у аниме нет действующих прокатных удостоверений, а также необходимых возрастных ограничений.

Как у аниме обстоят дела с прокатными удостоверениями? ⬇️

Зампрокурора Колпинского района Дмитрий Атаманенко отметил, что «Тетрадь смерти» получила удостоверение в 2009 году — до постановления об обязательной экспертизе для установки возрастного ценза. То есть, по словам Атаманенко, формально было неизвестно, с какого возраста можно смотреть это аниме. Судья также отметил, что на сайтах значится, что «распространителями информации самостоятельно не произведена классификация информационной продукции».
В России «Тетрадь смерти» транслировали в конце 2000-х, срок действия ее прокатного удостоверения действительно мог истечь. Однако в 2019 году права на аниме приобрела студия «СВ-Дубль», утверждает DTF. Трансляция прошла на телеканале FAN, то есть аниме должен быть присвоен актуальный возрастной рейтинг по обновленной системе. Но в реестре прокатных удостоверений на сайте Минкульта это не отражено.
Сторона обвинения утверждала, что у других аниме тоже нет действующего прокатного удостоверения. Вероятно, в большинстве случаев это правда. Так, «Инуяшики» и «Аки и Сора» точно не имеют прокатного удостоверения на территории России, так как их не транслировали здесь. «Эльфийская песнь» вышла в России на DVD и получила возрастной рейтинг «18+», но сейчас ее прокатное удостоверение недействительно, писал DTF.
«Токийский гуль» показывали на канале «2×2» в 2014 году, прокатчики должны были лицензировать его уже по обновленным правилам. Но суд утверждает, что прокатное удостоверение недействительно. У «Наруто», как и у «Тетради смерти», прокатное удостоверение есть с 2009 года.

Прокурор Колпинского района заявлял, что некоторые аниме необходимо запретить из-за вреда, наносимого ими «духовно-нравственному развитию детей». К такому выводу пришли в экспертизе, подготовленной Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования, учрежденной комитетом по образованию (копия экспертизы есть в распоряжении «Бумаги», представители АППО отказались от комментариев).

Чтобы доказать пагубное влияние аниме на детей, в суд пришли эксперты — доктор психологических наук, преподаватель ЛГУ имени Пушкина Василий Белов и кандидат психологических наук, завкафедрой педагогики семьи АППО Олег Эрлих. По их экспертному мнению, в аниме есть «гомосексуальные тенденции», а еще японская анимация может создать «будущее поколение убийц и садистов».

Олег Эрлих
кандидат психологических наук

— Здесь за счет ярких образных воздействий на психику ребенка формируется разрушительный потенциал, потому что здесь демонстрируются акты агрессии. Агрессия вовне легко перейдет в агрессию в отношении себя.

Василий Белов
доктор психологических наук

— Даже доцент расчленил, где тормоза максимально сильны. А ребенок — это не доцент, он увидел, что это хорошо. У него пробуждают интерес к этой тематике, зло и жестокость культивируются. Я уверен, что родители столкнутся с непропорционально жестким отношением детей к близким.

Судья Никулин, рассуждая об опасности аниме, и вовсе в судебном решении признал фильмы угрозой национальной безопасности РФ. Он сослался на Конституцию и указ президента. «Просмотрев интернет-сайт, суд, исходя из внутреннего убеждения (да, это законно — прим. «Бумаги»), принципов формальной логики, однозначно оценивает размещенные на нем видеозаписи как угрожающие национальной безопасности», — говорится в решении Никулина.

На заседании судья посмотрел только отрывки аниме, на которые указала прокуратура, и выслушал экспертов. Теоретически, он должен был ознакомиться со всеми сериями, так как постановил заблокировать ссылки на целые сериалы. Но на практике это требование выполняется редко, объяснила «Бумаге» старший юрист «Команды 29» Дарья Сухих. Она отмечает, что формально при просмотре отрывков суд мог бы заблокировать только конкретную серию, где нашел запрещенную информацию.

По итогу трех часов заседания Никулин вынес решение — запретить распространение аниме «Тетрадь смерти», «Токийский гуль», «Эльфийская песнь» и «Инуяшики», представленных на пиратских сайтах jut.su и yummyanime.club. Судья счел их опасными для детей, а плашку «18+» недостаточной: Никитин решил, что на перечисленных сайтах нет функционала (например, авторизации) для ограничения просмотра лицами младше 18 лет.

То есть эти аниме теперь запрещено распространять везде? ⬇️

Нет. В Колпинском районном суде, как и в других районных судах, не запрещали распространение аниме в целом. Как объяснили «Бумаге» в объединенной пресс-службе судов Петербурга, если ссылка на аниме признана запрещенной в России информацией, органы власти не могут трактовать такое решение как запрет на распространение этого аниме вообще.
При этом профильные органы власти, например Роскомнадзор, могут на основании решения суда запретить распространение конкретного аниме и по другим ссылкам. Но только в том случае, если сайты, на которые они ведут, допускают те же нарушения, и фильмы на них может смотреть любой человек.
В пресс-службе «Бумаге» сказали, что суды четко высказались: на сайте не достаточно указания о том, что аниме могут смотреть только зрители старше 18 лет. Чтобы под запрет не попал и другой сайт с этим же видео, его владельцы должны «убедиться», что доступ к контенту действительно есть только у совершеннолетних.

Следующие заседания уже не транслировали, но, судя по открытым материалам дел, иски также поступали от прокуратуры, а аргументы, убеждающие судей в необходимости запрета, были теми же. Например, «Этот замечательный мир» запретили за «пропаганду теории перерождения», что вызвало шутки о необходимости запрета религии в России.

В итоге за четыре месяца суды Колпинского, Московского и Василеостровского районов заблокировали ссылки на 19 аниме. С двух сайтов ограничения распространили на десятки других платформ. Какая-либо логика в отборе сайтов для запрета не прослеживается. Большинство из них не входит в топы популярных пиратских сайтов с аниме.

Какие аниме оказались под запретом и на каких сайтах? ⬇️

С 20 января по 1 мая суды в Петербурге запретили ссылки на 19 аниме: «Тетрадь смерти», «Токийский гуль», «Эльфийская песнь», «Загадка дьявола», «Класс убийц», «Ложные выводы», «Игра Дарвина», «Сладкая жизнь», «Князь тьмы и герой», «Князь тьмы с задней парты», «Клинок Маню», «Натюрморт в серых тонах», «Межвидовые рецензенты», «Этот замечательный мир», «Зомбиленд. Сага», «Кошачий рай», «Любимчик принцесс», «О моем перерождении в слизь», «Аки и Сора».
Запреты распространяются на 19 сайтов. Это yummyanime.club, jut.su, animego.org, animeteatr.club, animepik.org, anime-bit.ru, mult.cartoonka.art (уже недоступен), animefun.club, amedia.online, allserial.online, online.tv.ezfilm.net (уже недоступен), al.tabfil.me (недоступен по решению Роскомнадзора от 2012 года), m24.animedia.pro (недоступен), findanime.net, megamult.net, hdhc.site, v8.gokino.vip (недоступен), animejapan.tv и a69.agorov.org.
Под запрет попал и ютьюб-канал с названием ucgjzdr1l1hnaaknik0veajw. Что на нем было, неизвестно. Суды запретили и некоторые иллюстрации в паблике журнала «Каламбур» и мангу «Класс убийц», а также группы во «ВКонтакте», посвященные селфхарму и руфингу.
Формально заблокированы не сами сайты, а только их страницы. Но в будущем возможна и полная блокировка, говорит «Бумаге» старший юрист «Команды 29» Дарья Сухих: «Сейчас достаточно часто в практике блокируется доступ ко всему сайту целиком, потому что так проще и удобнее. Хотя, конечно, с правовой точки зрения так быть не должно, ведь вкупе с запрещенной информацией нередко ограничен доступ и к иной».

Что известно об экспертах суда и как вред аниме оценивают другие специалисты

Главными аргументами для судьи Колпинского района стали подготовленная экспертиза, заявления прокуратуры и приглашенных экспертов, а также федеральные законы о защите детей, следует из решения суда. При этом опрошенные «Бумагой» юристы и психологи считают, что подвести под указанные в законах критерии можно большинство современной кинопродукции, а экспертиза и эксперты не учитывали всей многогранности такого вида искусства, как аниме.

В копии экспертизы АППО по аниме, которую «Бумаге» предоставил источник, присутствуют формулировки: «анимационный фильм безусловно наносит вред духовно-нравственному развитию детей», «вред хрупкому психическому здоровью ребенка может нанести преобладающий черный цвет», «многократно и нереалистично представленная смерть формирует ее положительный образ». Как эксперты пришли к этим выводам, из документа не ясно.

Приглашенные эксперты психолог Василий Белов и педагог Олег Эрлих не являются специалистами по аниме. Белов сам признавался «Медузе», что до января 2021-го ни по работе, ни в жизни с аниме не сталкивался. Эрлих не ответил «Бумаге» на вопросы о своем опыте просмотра японской анимации, но в его опубликованных работах также нет ни одного исследования об аниме и его влиянии на детей.

Более того, Василий Белов, как писала «Новая газета в Петербурге», подвергся критике центров судебных экспертиз города, потому что строил свое исследование о лишении родительских прав на суждениях о цвете ауры человека. Он утверждал, что у ребенка «синяя» аура, у матери тоже «синяя», а у отца — «зеленая».

И Белов, и Эрлих на суде часто говорили о том, что просмотр «спорного» аниме может приводить к суициду среди подростков. Научного обоснования у этого утверждения нет. Как объяснила «Бумаге» детский клинический психолог Ирина Катин-Ярцева, влияние аниме на детскую психику — сложная тема, но каких бы то ни было авторитетных исследований на этот счет не существует. Более общие исследования (например, теория Бандуры 1969 года о социальном научении) действительно говорят, что если дети видят на экране насилие, они становятся более агрессивными, но не без нюансов.

Ирина Катин-Ярцева
детский клинический психолог

— Основное значение, которое можно вынести из интерпретаций [теорий о влиянии на детей] и изучения детской психики вообще, — детям важно содержание художественных произведений. И самое важное не то, что именно показывают в произведении, а оценка, которая этому произведению исподволь дается. Какие персонажи хорошие и сделаны вызывающими симпатию, какие — нет. Это влияет на желание детей что-то повторять или не повторять.

По мнению Катин-Ярцевой, произведения, представленные в суде, были рассмотрены с точки зрения формальных признаков, а не содержания. Психолог считает, что японская анимация в целом несет общечеловеческую мораль, как и другие произведения искусства:

— Я смотрела «Тетрадь смерти» и сравнила бы ее со старым советским мультиком «Дракон» — про то, как опасна власть и как легко она портит человека, даже если у него были изначально самые благие намерения. Но вот почему-то мультик «Дракон» не запрещают, а «Тетрадь смерти» — запретили.

Кому может быть выгодно запрещать ссылки на аниме

Все опрошенные «Бумагой» представители сайтов с аниме, ссылки на страницы которых запретили петербургские суды, не согласились с вынесенными решениями или отказались их оценивать.

— Если честно, решение суда я не берусь оценивать, так как я некомпетентен в этом вопросе и — к счастью или сожалению — я не психолог и не могу дать четкого ответа, влияют запрещенные аниме на детскую психику или нет, — сказал «Бумаге» администратор сайта amedia.online.

Некоторые администраторы вообще узнали о заключении суда от «Бумаги». Часть из них уже не специализируется на аниме.

— Раздел аниме на сайте, по сути, заброшенный и не обновляется с года 2014-го, то есть посещаемости у него и нет. А что, там собираются запрещать аниме в РФ? — прокомментировал представитель сайта megamult.net. Администратор hdhc.site также сказал «Бумаге», что не получал уведомлений от каких-либо органов и о блокировке не знал.

Единственное, что объединяет сайты, ссылки на страницы которых заблокировали, — они пиратские. «На счет того, как выбирают сайты, для меня это загадка, возможно, заявитель выбирает первые сайты в персональной выдаче в ПС, а может быть, и рандомно», — говорит администратор amedia.online.

Некоторые сайты из списка сейчас недоступны, другие почти не обновляются. Лишь два из них достаточно популярны: «Школа техник Наруто» и YummyAnime, эти сайты блокировали первыми.

В «Школе техник Наруто» «Бумаге» рассказали, что подключили к работе над решением суда юристов. Представители сайта называют заявления суда об отсутствии возрастной маркировки аниме неточными и «лживыми». Сейчас вместо ссылки на «Тетрадь смерти» выводится плашка: «К сожалению, в России контент этой страницы недоступен».

— Причины всех блокировок — несчастные случаи с детьми, которые находились рядом с аниме. В аниме и его экспрессии (а также в малоизвестности для тех, кто далек от интернета и этой весьма популярной культуры, и в незнании того, сколько всего детей смотрит аниме) нашли виновника. Дело закрыто, — сказали «Бумаге» в «Школе техник Наруто», отказавшись от дополнительных комментариев.

В YummyAnime отказались отвечать на вопросы «Бумаги». Представители сайта активно рассказывают о запретах в соцсетях, не давая при этом оценки. В частности, YummyAnime писали, что уже неоднократно сталкивались с проблемами из-за распространения аниме, а 12 апреля Роскомнадзор на три дня полностью заблокировал сайт, потому что страница была скрыта, а не удалена.

О возможном влиянии запрета на посещаемость представители сайтов говорить отказались. Лишь администратор amedia.online сказал, что «запрет, если и отразился на посещаемости сайта, то незначительно, так как все эти аниме довольно-таки старые и многие любители аниме их уже посмотрели».

Почти на всех сайтах в разговорах с «Бумагой» отметили, что ранее им поступали требования блокировать аниме от дистрибьюторов контента — и эти требования выполнялись, если у этих компаний была исключительная лицензия на территории России.

Источник «Бумаги», близкий к одному из пиратских сайтов с аниме и пожелавший остаться анонимным, отметил, что сайты с нелицензированной японской анимацией активно блокируют с 2019 года. Тогда за нарушение авторских прав на различные аниме Мосгорсуд заблокировал сразу несколько популярных сайтов (причем полностью, хотя они удалили весь пиратский контент). Некоторые из них вскоре переехали на новые домены. В их числе были и пиратские сайты, ссылки на которые заблокировали петербургские суды (animeteatr.tv, animedia.tv).

Источник предполагает, что с помощью запрета ссылок на конкретные аниме суды Петербурга хотят по-новому бороться с распространением пиратской продукции. Ему противоречит представитель amedia.online: «Вряд ли кто-то от этого получил выгоду, так как многие запрещенные аниме вообще не лицензированы в РФ», — сказал он «Бумаге».

Историк комиксов Василий Кистяковский в разговоре с «Бумагой» отмечает, что в аниме, ссылки на которые запретили суды, показан совершенно разный уровень жестокости и откровенности. Например, попавшие под запрет «Тетрадь смерти» и «Межвидовые рецензенты» не имеют почти ничего общего: первое — «жесткое, но не особо жестокое» произведение, второе — «граничащая с порно, но достаточно безобидная в смысле насилия эротическая комедия». «Это не самые жестокие, не самые порнографичные аниме, они не поднимают какие-то экстраординарно тяжелые темы. Это буквально случайная выборка», — считает Кистяковский.

Сейчас часть аниме, ссылки на которые заблокировали суды Петербурга, официально показывают в России американский дистрибьютор и онлайн-кинотеатр Crunchyroll, французский дистрибьютор WAKANIM, а также официальный российский телеканал, посвященный аниме и принадлежащий ВГТРК и «Ростелекому», FAN. Их представители не ответили на запросы «Бумаги». Некоторые из этих аниме также можно найти на «Кинопоиск HD».

К чему ведут подобные блокировки и какие проблемы с аниме действительно есть

Запрет ссылок на аниме не поможет выполнить поставленную прокуратурой задачу уберечь «духовно-нравственное развитие детей», считает детский клинический психолог Ирина Катин-Ярцева.

Во-первых, блокировки могут, наоборот, спровоцировать больший интерес, говорит Катин-Ярцева: подобные запреты вызывают азарт, а заодно развивают «техническую ловкость» по обходу блокировок. Во-вторых, запрет любого искусства с символической функцией может иметь негативные последствия, так как люди — а особенно подростки — не могут через него сублимировать свои «антиобщественные импульсы».

Ирина Катин-Ярцева
детский клинический психолог

— Подростки склонны любить именно то искусство, которое выглядит для поколения их родителей очень эпатажным, вызывающим, отвратительным. Но это в том числе делается в рамках символического конфликта с родителями: когда подростки не могут что-то сделать в реальности с этими надоевшими им взрослыми людьми, они выражают свой протест и свое сопротивление таким образом. Нельзя сказать, что этот «выброс пара» полезно ограничивать.

Ограждать детей от произведений 18+ должны родители путем воспитания и обсуждения, считает психолог. А государство может участвовать в этом с помощью образования в интересующих подростков областях: например, вводя секспросвет в школах.

Историк комиксов Василий Кистяковский в разговоре с «Бумагой» соглашается, что проблему доступа несовершеннолетних к потенциально травматичному контенту нужно решать, но считает, что запрет для этого абсолютно не подходит.

Василий Кистяковский
историк комиксов

— Я, например, в целом не против системы возрастных рейтингов — когда она остается рекомендательной, а не превращается в ригидный идиотизм. Но что совершенно точно не решит эту проблему, так это один отдельно взятый Санкт-Петербургский суд или даже весь Роскомнадзор. То, что они делают, похоже на попытку носить воду в решете, закрывая пальцами отдельно взятые ячейки: формально что-то происходит, но на деле абсолютная нелепость.

В Японии аниме еще с 1980-х годов не считается мультфильмами для детей. В местной поп-культуре есть жанры с определенной целевой аудиторией, четко разграниченной по возрасту, рассказывает японовед, преподаватель Института классического Востока и античности НИУ ВШЭ Юлия Магера:

  • кодомо — аниме и манга для детей от 6 до 12 лет;
  • сёнэн — аниме и манга для юношей от 12 до 18 лет;
  • сёдзё — аниме и манга для девушек от 12 до 18 лет;
  • сэйнэн — аниме и манга для мужчин от 18 до 45 лет;
  • дзёсэй — аниме и манга для женщин от 18 до 45 лет.

Соответственно, в Японии развит институт маркировки продукции. При этом, как отмечает Магера, в большинстве случаев японская анимация представляет собой произведения для молодежи и не пытается изолировать зрителя от суровой реальности, затрагивая философские проблемы. Например, «Тетрадь смерти» предназначается для подростков 12–18 лет и посвящена вопросу о том, имеет ли человек право вершить судьбы других.

По мнению исследователя Кистяковского, текущий запрет ссылок не повлияет ни на что, кроме усложнения жизни владельцев сайтов. Попавшие под запрет аниме всё еще можно найти на других пиратских сайтах. К тому же озвучение большинства из них — нелицензионная деятельность фанатов, которые и так на этом не зарабатывали.

Однако теперь профильные органы власти, например Роскомнадзор, на основании решения суда могут запретить распространение конкретного аниме и по другим ссылкам — если сайты, на которые они ведут, допускают те же нарушения, рассказали «Бумаге» в объединенной пресс-службе судов Петербурга. Кроме того, блокировка страниц может спровоцировать и запрет самих сайтов, считает старший юрист «Команды 29» Дарья Сухих: «Сейчас достаточно часто в практике блокируется доступ ко всему сайту целиком, потому что так проще и удобнее. Хотя, конечно, с правовой точки зрения так быть не должно».

Василий Кистяковский
историк комиксов

— Усилиями судов и РКН создается негативный фон вокруг довольно большого пласта поп-культуры, который важен куче людей (тем более такого впечатлительного возраста). Произвольность выбранных целей заставляет тревожиться почти всех, кто так или иначе связан с подростковой поп-культурой, например индустрию комиксов, или, допустим, миниатюр по «Вархаммеру». Да и в целом, когда государство всерьез берется за модерацию ума, это не идет на пользу никакой индустрии, кроме связанной с карательно-репрессивным аппаратом.


«Бумага» публиковала интервью с японоведкой Лиалой Хронопуло о том, как принципы японской эстетики помогают понять скрытую красоту вещей и быстротечность жизни и как они повлияли на менталитет японцев. 

Читайте также семь главных тезисов из доклада экспертов Европейского университета в Петербурге о том, что не так с судебной системой России.

Над материалом работали:

Автор текста — Евгений Антонов, редактор — Татьяна Иванова, литературный редактор — Влада Петрова, иллюстратор — Анна Кулакова.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Аниме
Фурри против «неонацистов». Как дружинники защищают подростков в парках Петербурга: хронология боев с тархуном, гранатами и пневматикой
Аниме, порно и продажа оружия. Какие петербургские сайты чаще всего блокирует Роскомнадзор
Манга, дота-рэп и драки с «офниками» в ТЦ. Что известно о «субкультуре» «ЧВК Редан», которую теперь хотят запретить
СК возбудил уголовное дело по факту избиения школьника в ТРЦ «Галерея»
В Петербурге заблокировали группы о яой-манге — из-за отсутствия пометки «18+» и проверки на возраст
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.