12 октября 2016

The Guardian: как Петербург становится домом для стрит-арта

Британская газета The Guardian в сентябре выпустила текст про петербургский Музей стрит-арта. Автор материала пытается разобраться, как идея музея уживается с традициями уличного искусства, как на этот парадокс реагирует город и иностранцы и как в будущем будет развиваться концепция площадки. «Бумага» перевела отрывки из английского текста.

 

Фото: Aaron M Renn / The Guardian

 

Петербургский Музей стрит-арта первый в своем роде — постоянный дом для непостоянной формы искусства. Поможет ли это пространство городу переосмыслить себя и шагнуть в новую эру?

Большая часть туристов, которые хотят в Петербурге посмотреть на искусство, идут в Эрмитаж или Мариинский театр. Музей стрит-арта не входит в повестку, но, по словам продюсера музея Альбины Мотор, это и не типичный музей. Он расположен на территории действующего Завода слоистых пластиков, в промзоне, удаленной от туристического центра.

Действующий завод — это, безусловно, идеальное место для музея уличного искусства: заводы часто являются «холстами» для стрит-арта. Но помимо самого искусства музей интересует и создание культурной единицы в районе, ментально и физически удаленной от исторического центра.

Так как обновить промышленный район типичного города? С помощью стрит-арта, конечно. Музей работает сразу и с промзоной, и с миром искусства, благодаря которому город уже известен. Даже логотип музея — баллончик в виде классической колонны — шутливо обыгрывает высококультурную репутацию города.

Поскольку музей располагается на территории завода, многие работы из «постоянной коллекции» расположены прямо в полных рабочими цехах, как, например, «Бог за работой» Романа Кремоса или «Суприм» (оммаж супрематизму) художника Petro.

Огромное открытое пространство и уже не работающие части завода вроде котельной используются для временных выставок. Музей не только предоставляет художникам возможность экспериментировать с формами искусства, с которыми они прежде не работали, но еще и предоставляет пространство для создания неоднозначных работ.

Приживется ли эта идея? Нью-йоркская группа Street Museum of Art выставляет свои работы на улице, тем временем в Музее стрит-арта в Амстердаме проводят пешие туры. Коллекция уличного искусства есть в лондонском Музее Виктории и Альберта, есть планы создать что-то подобное и в Нью-Джерси; но в целом парадоксальность природы идеи помогает объяснить, почему Музей стрит-арта в Петербурге первый в своем роде.

Как и само уличное искусство, концепция музея постоянно меняется, поскольку галерея смешивает коллекции, а благосостояние самого завода не всегда стабильно. «Некоторые думают, что музеи — это такое кладбище искусства, — говорит Мотор. — Мы не собираемся стать могилой для стрит-арта».  

 

Яна Цыпцына
Авторы: Яна Цыпцына
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.