Кинетическое искусство обыгрывает эффект движения. Его идею сформулировали итальянские футуристы, а в России опытами с движением одним из первых занялся Владимир Татлин.
В Петербурге кинетические объекты создавала группа «Движение». Ее участники занимались паблик-артом и кинетическим театром — вместе с группой «Динамика». Скульптуры с эффектом движения можно встретить и в современном Петербурге, а в марте в городе прошли сразу две выставки кинетического искусства — «Формы движения» в «Севкабель Порту» и «Лаборатория будущего» в «Манеже».
Институт исследования стрит-арта подготовил «кинетическую карту» Петербурга. «Бумага» публикует адреса, тесно связанные с историей русского кинетизма, и фото объектов, которые можно увидеть в городе и сегодня.
Мастерская Академии художеств
Университетская набережная, 17
В 1919 году в мастерской Академии художеств Владимир Татлин создал первую модель «Памятника III Коммунистическому Интернационалу», известного как башня Татлина. Именно с нее началась история кинетизма в СССР.
«Татлин с помощниками начали строить модель в мастерской бывшей Академии художеств в Петрограде, — пишет Екатерина Яшанина. — Материалом служили дерево, фанера, шпагат, жесть и металлический крепеж. Там же в мастерской 8 ноября 1920 года открылась выставка модели (ее высота, по-видимому, составляла около 5 метров) и чертежей к ней. Башня стояла на круглом подиуме, покрытом бумагой. Внутренние прозрачные формы приводились в движение с помощью ручки, расположенной под подиумом».
И эта модель, и две последующие были утрачены, а сама башня так и не построена.
Дом архитектора
Здесь в 1965 году прошла выставка-представление кинетического искусства. Она наиболее полно отразила опыт группы «Движение», основанной Львом Нусбергом, в создании кинетических объектов. Тогда же публике представили проект «Площадь девяти муз» — попытку придать художественному поиску группы градостроительный характер. Пластические объекты представили в виде прозрачных вантовых систем, излучающих свет.
В Доме архитектора показали и одно из первых представлений кинетического театра. В «Импровизациях» использовались мигающие лампы и отражающие поверхности. На треугольной сцене на фоне двух экранов 4×5 метров импровизировали две танцовщицы — Татьяна Муравьева и Наташа Егельская — и член группы пантомимы Григория Гуревича.
Площадь Ленина
Площадь у Финляндского вокзала — один из главных адресов не только революции, но и истории советского кинетизма. Здесь художники-кинеты из группы «Движение» создавали свои свето-кинетические инсталляции к празднованию 50-летия советской власти.
Вот так в советской прессе тех лет описывали их работу: «Звуковое и световое праздничное убранство этой площади поражало своей динамической выразительностью. По сути дела, это было грандиозное кино-цвето-музыкальное представление о В. И. Ленине, большевистской партии, о Великом Октябре. <…> Центром объемно-пространственного комплекса стал бронзовый памятник Ильичу. Вокруг него художники смонтировали четыре громадных киноэкрана. На них мощные прожекторы проецировали силуэт памятника, ставшего эмблемой Ленинграда, кинопроекторы синхронно посылали изображения <…> Светозвуковой рассказ „1917 год“ сопровождался воспроизведением записанных на магнитофонную ленту ленинских речей, дикторским текстом, чтением стихов В. Маяковского, исполнением революционных песен и „Аппассионаты“ Бетховена. В единый ансамбль убранства входила и кинетическая установка „Костер“: разноцветные, закрепленные на металлическом каркасе, электрические лампочки, загораясь, казались языками взметнувшегося пламени».
Университетская набережная
Это еще одно место, где находились работы художников-кинетов в Ленинграде. Светокинетическое оформление набережной посвящалось теме «Советская наука за пятьдесят лет». Над его созданием работала группа Льва Нусберга — художники-конструкторы Г. Битт, В. Бородин, Ф. Инфанте и В. Бутурлин.
Инсталляция представляла собой три смонтированных металлических конструкции между Съездовской и Менделеевской линиями — символы советских достижений в физике, химии и исследовании космоса: «Динамическая, переливающаяся разноцветными огнями светозвуковая композиция объединяла ажурные установки, воспроизводящие в многократном увеличении иллюминированные схему строения атомного ядра („Атом“), громадный вращающийся цветок („Космос“) и гигантский алмаз („Молекула“)».
Петербургский государственный университет путей сообщения
В 1970-е параллельно с распадом группы «Движение» кинетический театр развивался как самостоятельное направление. Так, в 1972-м на сцене Дома культуры Института инженеров железнодорожного транспорта показали сложное театрализованное костюмированное представление «Цвет и черное чудовище». Над ним работали группы «Движение» и «Динамика» (Михаил Ненашев, Ирина Иванова, Алексей Бахвалов, Георгий Антонов, группа была основана при участии члена группы «Движение» Натальи Прокуратовой).
Театр Комедии имени Николая Акимова
В том же 1972 году в Ленинграде в Театре комедии прошло кинетическое представление «Троянский конь». В его создании участвовали Наталья Прокуратова и Георгий Антонов из группы «Динамика».
Новый музей современного искусства
6-я линия Васильевского острова, 29
В коллекции Нового музея современного искусства хранится работа Льва Нусберга «Система двух структур». Нусберг был одним из главных представителей советского кинетизма и основателем группы «Движение». Работа датирована 1961 годом.
Кинетическая скульптура Ральфа Гшвенда «Движение вверх»
Пятиметровую скульптуру из нержавеющей стали и углеродного волокна спроектировали в США, изготовили вручную в Швейцарии, в 2003-м выставили на Holland Biennale, а затем установили в Петербурге. Ее автор — швейцарский дизайнер Ральф Гшвенд.
Изначально движение должно было достигаться за счет воды, но в итоге ее заменили на ветряной привод. Шар движется вверх, изменяется его окраска и форма спиралей, что отражает движение вверх и изменение реальности вокруг.
«Кинетический лес» Константина Новикова
«Кинетический лес» — проект, установленный на отремонтированной части набережной реки Карповки. Вот как свою работу описывает ее автор Константин Новиков: «Металлические стволы вырастают среди каменных берегов и оживают под дыханием северного ветра. Линии и механика отсылают еще к первым опытам в кинетике Леонардо да Винчи <…> Являясь всего лишь образом, намеком; скульптура становится поводом для фантазий — как некогда Дон Кихот Ламанчский увидел в ветряных мельницах великанов, так и здесь каждый увидит свой образ — и металл превратится в нечто необычное, живое».
Мастерская Аникушина
В филиале Музея городской скульптуры можно увидеть кинетические скульптуры. Кроме того, минимум до середины осени там проходит выставка «Когда дерево станет камнем» — многие из объектов также кинетические. Сейчас выставка временно закрыта.