31 мая 2016

Как сделать бизнес на букетах из овощей и развивать его одновременно в трех городах

Последние два года в Петербурге успешно работает доставка букетов из овощей: Анна Назарова начала делать экстравагантные букеты в разгар финансового кризиса, а в итоге не только преуспела, но и заразила идеей дарить вместо цветов баклажаны и шампиньоны всю страну. Как бороться с подражателями и что делать с конкурентами, можно ли из овощного букета приготовить борщ и гуакамоле и что такое «миска смертника» — в рассказе основательницы петербургской компании «Очень хорошо».

Бизнес, выросший из пучка редиски

Овощные букеты «Очень хорошо», которые сейчас получают в подарок Тимати, Татьяна Парфенова и чиновники в Кремле, родились из шуточного подарка — пучка редиски. С ним основательница бренда Анна Назарова, выпускница искусствоведческого факультета красноярского университета, два года назад пришла на день рождения подруги 1 апреля. Первый экстравагантный букет в духе кубофутуристических выходок ей помогли оформить флористы в обычном магазине: в готовую связку редиски добавили несколько живых цветов.
Примерно пять месяцев Анна, у которой не было опыта организации бизнеса, на всех вечеринках рассказывала друзьям об идее проекта, пока к ней не пришел приятель и не предложил стать инвестором.
— Через две недели попыток вести совместный бизнес мы рассорились в хлам. Я вернула ему инвестированные 40 тысяч, но в итоге получила стимул.
Благодаря предыдущему кулинарному проекту, «Кура&Греча», Анне предложили устроить сбор средств через Boomstarter. Это стало вторым толчком. Через какое-то время на краудфандинговой платформе появились первые фотографии овощных букетов и начался сбор средств на аренду студии и покупку профессионального холодильника.
Для первых букетов под съемку Анна, до этого самостоятельно не собравшая ни одного букета, буквально сметала всё с прилавков рынка. Тогда она даже не представляла, как, что и к чему крепить. В ход шли брокколи, инжир и множество экзотических цветов, которые, как говорит Анна, она использовала в первых композициях из-за своей неуверенности. Сейчас на сборку типового овощного букета у нее уходит 5–10 минут, в то время как на первые три ушло несколько часов.
В то же время в газете The Village вышла новость о появлении в Петербурге службы доставки букетов из овощей, и в группу «Очень хорошо» во «ВКонтакте» пришли первые 200 подписчиков — появились первые заказы.
В январе 2015-го Анне пришли деньги, собранные на Boomstarter. Тогда же обвалился рубль. Для совсем молодого бизнеса это значило в несколько раз выросшие расходы на закупку материалов: брюссельская капуста, например, вместо 200 рублей за килограмм начала стоить 800.
— В результате я не стала покупать оборудование, отказалась от аренды мастерской и пустила деньги на то, чтобы не поднимать цены на букеты. Это позволило пережить первый кризис.
Довольно быстро из букетов начали пропадать и цветы: помимо возрастающей уверенности Анны в том, что букет и без цветов может получиться интересным, росла и стоимость цветов. Экзотические растения, использовавшиеся в композициях «Очень хорошо» исчезли из многих магазинов, из-за нестабильности курсов цветочные лавки стали бояться их закупать.
Полноценная мастерская появилась у Анны только год назад, тогда же к курьерам, которыми основательница «обросла» довольно быстро, добавились и флористы. Сейчас же «Очень хорошо» обеспечивает рабочими местами 27 человек, а Анна выплачивает больше 400 тысяч рублей ежемесячно. Первые полгода и обработкой, и сбором заказов она занималась самостоятельно.
То, что букеты из шампиньонов, баклажанов и чеснока, — по-настоящему популярное предприятие, Анна поняла, когда после поста Ильи Варламова в рубрике «Свой бизнес в кризис» она проснулась с сотней неотвеченных сообщений во «ВКонтакте».

Что делать с букетами из овощей на следующий день

Сейчас у «Очень хорошо» несколько линеек букетов: основные, десертные (с фруктами, ягодами и пирожными макарунами), фруктово-ягодные с цветами и перьями и авторские. Они также делятся по размеру, который непосредственно влияет на стоимость букета. Стандартный в Петербурге стоит 1300 рублей, а самый большой — 2300. Кроме того, за срочную работу заказчикам приходится доплачивать 15–20 %.
Одна из главных идей овощных букетов — сохранить их съедобными. Этим объясняются и названия многих из них: антипростудный «36,6» с имбирем, гранатом и красным луком, «Яблочно-морковный фреш» или, к примеру, «Мужская порция» — с грибами, цветной капустой, картофелем и баклажанами. Некоторые букеты специально заворачивают в пергамент — он приходится кстати, когда овощи нужно разложить на противень перед запеканием.
— Наши букеты не интерьерные. Если человек хочет поставить что-то в вазу и наслаждаться благоуханием, то ему нужны цветы. А наши композиции для того, чтобы триумфально вручить и всех удивить. После того как с букетом все сфотографировались, его можно есть. Недавно мы делали на свадьбу букет-гуакамоле — на следующий день невеста действительно приготовила из него соус.
Был заказ на букет из вареных овощей, мужчина хотел подарить его своей лежащей в больнице подруге. Заказчику, правда, пришлось отказать: сложно гарантировать пригодность такого букета для еды. Флористы компании составляли и свадебный букет с мухоморами: «Интересно, здоровы ли все участники свадьбы», — шутит Анна. Сейчас она старается брать меньше свадебных букетов, но при этом мечтает, чтобы в городе нашлась невеста, готовая на полное декорирование свадьбы овощами.
Один из самых популярных букетов «Очень хорошо» — хитовые «Алые паруса». Композиция состоит из острого красного перца, брокколи, черри и клубники. Его Анна придумала специально для капитана брига, приплывающего в акваторию Невы под алыми парусами, Алана Палмера.

Какие овощи попадают в букеты и что такое «миска смертника»

С наступлением лета «Очень Хорошо» стараются чаще закупаться у бабушек: у них как раз можно найти предел мечтаний флористов — морковь, редис и свеклу с хвостиками.
Что-то из ингредиентов покупают на рынках, что-то в «Овощной лавке», что-то в обычных супермаркетах. Анна настаивает на том, что все овощи и фрукты отбираются в ручном режиме. Кроме того, из-за санкций, кризиса и сезонности гарантировать, что необходимый сорт перца не пропадет с прилавка, невозможно.
И хотя закупать что-то впрок не принято (за исключением продуктов, которые можно заморозить или высушить), флористы часто приходят в студию с пакетами каких-нибудь овощей, потому что «просто не смогли устоять, какие они были красивые».
Анна говорит, что даже стала есть меньше овощей, в ход идут только «второсортные», потому что самые эстетичные плоды банально жаль.
Кроме того, в мастерской есть «миска смертника», в которую попадают все непригодные для букетов овощи. Их флористы обязаны съесть или забрать домой, чтобы что-то приготовить.
— К 8 Марта мы не рассчитали и купили лишний ящик моркови и регулярно отсыпали ее нашей самой младшей флористке Лене. В итоге Лена научилась готовить морковные котлеты, морковную запеканку, суп-пюре из моркови, вареники с морковью, морковное варенье… Варенье, кстати, очень вкусное.

Как бороться с подражателями и конкурентами

В самом начале, еще после публикации у Варламова, стало очевидно, что у «Очень хорошо» появляется всё больше и больше подражателей, как называет их Анна.
— Первое время я бесилась и злилась на тех, кто использует всё — от идеи до бизнес-модели. Потом успокоилась и стала раздражаться, только когда воровали мои фотографии. А потом поняла: по сути, даже обычные букеты — мои конкуренты. Что же мне, бросаться крушить все цветочные лавки города? Это просто кризис роста, его нужно пережить. И раз все флористы как-то уживаются, я тоже основала сообщество для всех, кто делает овощные композиции. А тех ребят, кто копирует мои букеты, просто баню.
Сейчас товарный знак «Очень хорошо» находится в процессе регистрации, но Анна заверяет, что продавать франшизу не собирается. Причиной этому — ее «занудство» в плане контроля готовых букетов: московский и красноярский филиалы, флористов которых она учила лично, ежедневно присылают ей по три снимка каждого букета с разных ракурсов, чтобы Анна их лично отсмотрела. В сезон на овощные букеты приходит примерно 800 заказов, из них только 300 букетов делают в Петербурге, в присутствии руководительницы.
Желающим делать похожие композиции основательница бренда предлагает приобрести фотоурок за 2,5 тысячи. Их продано уже примерно 300 штук. Причем, по словам Анны, мастер-классы покупают не только в России, свои уроки она высылает, например, в Японию, Китай и Канаду.
И хотя Анна допускает, что когда-нибудь откроется школа для профессионалов под брендом «Очень хорошо», массово заниматься обучением она не хочет.
— Я не хочу учить, я хочу делать то, что делаю, своими руками и очень хорошо. И у меня действительно круто получается собирать букеты, хотя бы потому, что никто на Земле не собрал столько овощных композиций, сколько собрала я.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.