Что значит «партнерский материал»
Меткой «Партнерский материал» отмечена наша нативная реклама. Это журналистские тексты, которые редакция «Бумаги» подготовила при спонсорской поддержке. Наши партнеры помогают выпускать материалы на темы, которые им кажутся важными. Например, компании, разделяющие ценности здорового образа жизни, могут поддержать публикации о любительском спорте, вузы и технологические компании — рубрику о науке, а петербургские бренды — истории о городских героях.
Сделать спецпроект с «Бумагой»

«Мадонна Литта» в шестой раз покинула Эрмитаж. Как картину готовили к выставке в Милане и что покажут в Петербурге во время ее отсутствия

К 500-й годовщине со дня смерти Леонардо да Винчи музей Польди-Пеццоли в Милане открыл выставку «Леонардо и „Мадонна Литта“». На экспозиции кроме картины «Мадонна Литта» представлено около 20 произведений работы Леонардо и его учеников из государственных и частных коллекций. Официальный спонсор проекта — банк ВТБ.

«Бумага» рассказывает, как «Мадонну Литта» готовили к перевозке, почему до сих пор идут споры об авторстве полотна, какое значение для Эрмитажа имеет показ в Милане и какая картина на время займет место работы Леонардо в петербургском музее.

Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» находится на выставке в миланском музее Польди-Пеццоли до 10 февраля 2020 года

В Милане 6 ноября открылась выставка «Леонардо и „Мадонна Литта“». Она рассказывает о первом миланском периоде жизни и творчества художника (1482–1499 годы), его мастерской и учениках. Всего в музее Польди-Пеццоли представлено около 20 произведений живописи и графики из музейных и частных коллекций, созданных да Винчи в последнее двадцатилетие XV века, когда он работал при дворе миланского герцога Людовико Cфорца. Выставка в Милане закрывает юбилейный год Леонардо да Винчи в Италии.

По словам директора Центра «Эрмитаж-Италия» Ирины Артемьевой, петербургский музей отдал произведение на миланскую выставку и не стал проводить собственную, потому что Леонардо исторически связан с двумя странами — он родился в Италии и умер во Франции.

— Как сказал наш директор [Михаил Пиотровский], это наша политика — вернуть в юбилейный год картину на родину, — рассказала «Бумаге» Ирина Артемьева.

Фото: Эрмитаж

Младший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Зоя Купцова напоминает, что в прошлом году в Эрмитаже прошла монографическая выставка произведений Пьеро делла Франческа, картины которого не представлены в российских музейных собраниях. Одно из произведений Эрмитажу предоставил музей Польди-Пеццоли: «Это такой обмен. Чтобы делать у нас хорошие выставки, мы должны также отвечать чем-то и другим музеям».

Кроме того, Ирина Артемьева объясняет, что выставку произведений Леонардо да Винчи чрезвычайно трудно организовать. Так, в Лувре до 24 февраля 2020 года проходит выставка работ Леонардо. В парижском музее выставлено более 160 произведений да Винчи, в том числе и «Мадонна Бенуа» из коллекции Эрмитажа.

Последняя большая выставка работ мастера прошла в 2011 году в Национальной галерее в Лондоне. Тогда в британской столице показали 9 из 15 сохранившихся картин художника. «Я не знаю, как Франции сейчас всё это удалось, — говорит Артемьева. — Но повторить лондонский показ уже невозможно».

На выставке в Милане «Мадонна Литта» находится в окружении работ учеников Леонардо

В музее Польди-Пеццоли кроме картины «Мадонна Литта» представлены работы Марко д’Оджоно, Пала Сфорцеска, Франческо Наполетано, а также произведение Джованни Антонио Больтраффио «Мадонна с цветком». Все эти авторы — ученики да Винчи. Именно в Милане стало складываться понятие «школа Леонардо», а Джованни Антонио Больтраффио, Марко д’Оджоно и Франческо Наполетано были первыми учениками мастера.

Им и другим последователям Леонардо принадлежат многочисленные подражания, копии и интерпретации «Мадонны Литта». В том числе из-за этого в искусствоведческой среде до сих пор идут споры об авторстве произведения. Так, британский исследователь творчества да Винчи Мартин Кемп считает, что картина основана на эскизе мастера, а написал ее его ученик Джованни Антонио Больтраффио. Однако, по словам Ирины Артемьевой, в ходе исследований выяснилось, что вся картина выполнена рукой одного художника и не имеет никаких примет того, что в ее создании участвовали два автора.

— Более того, эта работа настолько высокого художественного уровня, что, конечно, ни один из учеников Леонардо до такой высоты никогда не поднимался, — объясняет искусствовед. — Это совершенно очевидно и это стало очевидно в том числе и на выставке, которая открылась в Милане. Там эту картину окружают работы учеников и ни одна из них даже не приближается к мастерству исполнения «Мадонны Литта».

Чтобы отправить картину на выставку в Италию, ее осмотрели реставраторы. Для перевозки «Мадонны Литта» был создан специальный ящик

Решение о том, может ли картина отправиться на выставку в другую страну, принимают реставраторы. Как объясняет Ирина Артемьева, после осмотра выносится заключение: может полотно перемещаться или оно не должно никогда покидать свой зал.

Если реставраторы дают добро, следующий этап — подготовка ящика с системой климат-контроля. В Эрмитаже «Мадонна Литта» содержится при особой влажности и температуре — в витрине настроена система стабилизации климата. Важно, чтобы эти условия соблюдались и при перевозке.

Параллельно с технической частью идет сбор документов. Чтобы вывезти картину на выставку, необходимо получить разрешение от министерства культуры и оформить страховку.

— Страхуется картина «от гвоздя до гвоздя»: то есть от момента, когда она упаковывается в музее, до момента, когда она возвращается на свое место, — объясняет Ирина Артемьева.

Итальянский Il giornale dell’Arte пишет, что в Милан «Мадонна Литта» была доставлена на самолете в ящике, оснащенном стабилизаторами влажности, а из аэропорта ее везли на специальном грузовике. 

Фото: Эрмитаж

После доставки в миланский музей картина несколько дней находилась на обязательной акклиматизации, после чего 4 ноября ящик с «Мадонной Литта» вскрыли.

— Когда открывали ящик и доставали картину, то все специалисты, Пьетро Марани (куратор экспозиции — прим. «Бумаги») в первую очередь, они, конечно, осмотрели ее специальной лупой, через увеличительное стекло всё близко рассматривали, бегали сравнивали c Бальтраффио, — рассказывает Зоя Купцова. — Всё равно, конечно, уровень совершенно особый. Это видно. Очень хорошо, что выставка организована именно таким образом, потому что сразу видна эта разница».

Спонсором выставки «Леонардо и „Мадонна Литта“» в Милане стал банк ВТБ

Банки регулярно поддерживают проведение выставок. Так, одним из спонсоров выставки Пьеро делла Франческа в Эрмитаже была итальянская банковская группа Intesa Sanpaolo.

— Мы рады, что теперь и российские банки принимают такое участие, — говорит Ирина Артемьева. — Потому что выставки — предприятие очень затратное, стоят они очень дорого и, как правило, не окупаются. А выставки такого масштаба обычно убыточны.

По словам советника президента — председателя правления банка ВТБ Наталии Германовой, поддержка выставки эрмитажной картины в Милане — не первый случай, когда банк участвует в организации музейных обменов. В 2019 году ВТБ поддержал открытие экспозиции «Гости из Неаполя. Артемизия Джентилески и современники» в ГМИИ им. А. С. Пушкина. А в 2020 году в рамках сотрудничества банка с Пушкинским музеем откроется масштабная выставка картин, доставленных в Москву из Музея Каподимонте в Неаполе.

Эрмитаж также покинула «Мадонна Бенуа». На месте шедевров Леонардо в петербургском музее временно выставляют «Мадонну делла Лоджиа» Боттичелли

Вместе с картиной «Мадонна Литта» из Эрмитажа также увезли «Мадонну Бенуа» — она временно экспонируется в Лувре. В парижском музее ее можно увидеть до 24 февраля.

Вместо произведений да Винчи до 16 февраля 2020 года экспонируются картина Сандро Боттичелли «Мадонна делла Лоджиа» и ранее не выставлявшаяся икона. Эта выставка организована в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума. Картину, созданную в 1467 году, Эрмитажу предоставила флорентийская галерея Уффици.

Вместе с картиной Боттичелли в зале Леонардо Эрмитаж впервые показывает поствизантийскую древнерусскую икону второй половины XVI века «Богоматерь с Младенцем Элеуса (Умиление)». Это произведение из коллекции петербургского музея до этого никогда не выставлялось.

«Мадонна Литта» покидает Эрмитаж в шестой раз. На родине в Милане ее последний раз выставляли 29 лет назад

Произведение покидало Эрмитаж шесть раз: в 1962 году картину выставляли в Париже и в Москве, в 1990-м — в Мадриде и Милане, в 2003-м и 2004-м — в Риме и Венеции, в 2011-м — в Лондоне. Теперь картину снова показывают в Милане.

Фото: Эрмитаж

Произведение Леонардо попало в коллекцию Эрмитажа в 1865 году. Тогда миланский герцог Антонио Литта продал петербургскому музею четыре полотна за 100 тысяч франков. Среди них было и произведение «Мадонна, кормящая младенца», которое стало известно во всем мире как «Мадонна Литта».

В том же году картину отреставрировали: перенесли с дерева на холст. Это было необходимо, так как доска начала ссыхаться. По словам Зои Купцовой, с тех пор картина больше не реставрировалась.

— Были только профилактические и консервационные меры. Где-то с лаком поработать, если он прожух, где-то с тонировкой, если она стала заметна, но такой серьезной реставрации, как расчистка, например, конечно, не было, — говорит сотрудница Отдела западноевропейского изобразительного искусства.

Не считая фресок, рисунков и набросков, всего в мире сохранилось 15 законченных картин Леонардо да Винчи. Пять из них хранятся в Лувре, три — в галерее Уффици, две — в петербургском Эрмитаже и по одной работе представлено в Старой Пинакотеке Мюнхена, Пинакотеке Амброзиана в Милане, Национальном музее в Кракове, а также в Лондонской и Вашингтонской национальных галереях.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.