«Каждое звено должно работать на проект». Куратор «Севкабель Порта» Алексей Онацко — о том, как отбирают резидентов площадки и на чем зарабатывают

«Лучше здесь» — проект «Бумаги» и Банка «Санкт-Петербург», посвященный петербургскому бизнесу. Это серия встреч петербургских предпринимателей, а также рубрика и рассылка «Бумаги» о городском бизнесе.

На «Лучше здесь» уже выступали представители «Лосево», «Светлой музыки», школы #sekta, сетей «буше» и «Цех 85», бюро Delo Design, бренда косметики «Самосвет» и других петербургских компаний.

На встрече 23 апреля на Новой сцене Александринского театра о коллаборациях и партнерстве в бизнесе рассказывали генеральный директор Кировского завода Георгий Семененко, куратор проекта «Севкабель Порт» Алексей Онацко и партнер компании «Агора. Гастроурбанистика» Артем Балаев.

Если вы занимаетесь бизнесом в Петербурге и хотите поучаствовать в одной из встреч, расскажите нам о себе, пожалуйста, заполнив короткую форму. Мы будем рады с вами познакомиться!

«Севкабель Порт» открылся в сентябре 2018 года, но еще до официального запуска стал самым популярным местом в Петербурге. Как пространство влияет на городскую среду, почему среди резидентов нет конкуренции и на чем зарабатывает проект?

Публикуем отрывки из выступления куратора «Севкабель Порта» Алексея Онацко на встрече петербургских предпринимателей «Лучше здесь», которую 23 апреля провели «Бумага» и Банк «Санкт-Петербург».

Как появился «Севкабель Порт» и отличается ли итоговый проект от задумки

— Лет десять назад мы начинали с того, что занимались созданием медиа, видео, фотографией, кто-то — архитектурой и дизайном. И для нас не было рабочей среды, которая бы нам подходила. Мы арендовали в складчину какие-то особняки и преобразовывали их в свои офисы.

Потом в Москве я делал небольшую часть завода «Флакон», затем «Корабль Брюсов» — трехэтажный теплоход, который в свое время был публичным домом и казино. За полгода мы полностью его перестроили. Проект был очень популярен, но в какой-то момент Собянин решил убрать все дебаркадеры с Москвы-реки и «Брюсов» тоже попал под раздачу, хотя за полгода до этого был представлен как пример развития городской среды на Московском урбанистическом форуме. Был еще инициативный проект «Парк Взморье», сейчас — «Севкабель Порт».

Базой для этого проекта стала часть территории завода «Севкабель». После модернизации завод перенес производство в более современные цеха через дорогу и освободил площадь с выходом к воде. Исторически эти прибрежные территории — первое кабельное производство в нашей стране, мануфактура «Сименс и Гальске». Здесь на базе промышленных площадей мы создаем новое современное городское общественное пространство. Инвестором проекта выступает сам завод «Севкабель».

«Севкабель Порт» — это место, где город встречается с морем. Петербургу его не хватало. Разработка проекта началась в феврале 2017 года. В конце апреля 2017-го мы приступили к ремонту помещений. Первое общественное событие произошло здесь в июне 2017-го, на постоянной основе площадка открылась в сентябре 2018 года. 2,5 месяца заняло обоснование концепции. Ее реализация сейчас практически не расходится [с первоначальной задумкой].

Алексей Онацко. Фото: Александр Палаев

На чем зарабатывает «Севкабель Порт» и сколько стоит аренда

— Специализация площадки в первую очередь событийная. Так задумана логистика. Проект строится на основе событийного маркетинга. Это первое, как можно о нем рассказать.

Еще два года назад это место было совершенным медвежьим углом в нашем городе. Никто понятия не имел, что это и где находится. Никакого потока [людей] там в принципе не существовало.

Сейчас у нас строится концертный зал. Им занимается компания «Светлая музыка», которая отвечает за фестиваль Stereoleto (в проекте также участвует агентство Happy New Ears — прим. «Бумаги»). Это будет большой зал площадью 3 тысячи [квадратных] метров с постоянной концертной программой. У нас также есть в планах музей науки и технологий для всей семьи, галерея современного искусства.

Общее количество арендопригодных площадей будет около 32 тысяч [квадратных] метров. Сейчас средняя ставка дошла до 1100 рублей за метр в месяц. Какие-то отдельные объекты мы сдаем за 4–5 тысяч рублей за метр.

Что касается благоустройства и приспособления самих зданий, то это адаптивный процесс: мы выпускаем один корпус, переходим ко второму, параллельно делаем еще что-то, постоянно расширяя функции проекта и его логистику. Всё это подчинено единому сценарию, который был принят в самом начале. Мы понимаем, зачем и в какой последовательности что делаем.

Зачем нужна еда и набережная? Чтобы люди начали проводить здесь время просто так. Зачем делать концертные площадки и музеи? Чтобы стабилизировать трафик посещения и постоянно улучшаться. Зачем нужны студии, мастерские и офисы творческих компаний? Чтобы поддерживать креативное производство на месте. Мы постепенно хотим перейти от того, чтобы принимать события, к тому, чтобы производить часть ключевых событий самостоятельно.

Долгосрочная аренда — не единственный источник дохода для такого проекта. У нас есть и событийная составляющая, которая приносит ощутимые деньги. По мере развития площадки и увеличения ее паблицитного капитала и трафика мы получаем возможность работать с рекламой и спонсорами. В этом году у нас будет пять спонсорских проектов на площадке: с Tele2, «Дом.ru» и другими компаниями. Они тоже вкладывают деньги и внимание в проект.

Как отбирают резидентов пространства и зачем арендаторы делают совместные проекты

— Первых резидентов мы отбирали еще на стадии разработки концепции. Мы ее не из головы брали, а приводили в промышленный комплекс бизнесменов, которые нам нравятся, или проекты, которые, казалось, могут нам подойти. На основе их сомнений и рекомендаций вырабатывали сценарии приспособления. Это были различные рестораторы, люди, которые занимаются отельным бизнесом, какие-то творческие студии, организаторы фестивалей. В общем, сфера услуг, которая понятна нам как логичный сопровождающий процесс работы общественных пространств.

Резиденты с общественной функцией всегда делятся на два типа: те, кто пользуется потоком, который мы создали, и те, кто помогает создать этот поток. Поэтому одни получают льготы, а другие — повышенные ставки.

У нас есть комьюнити-менеджер, который ежедневно собирает обратную связь от резидентов, делает с ними совместные проекты, интегрирует их в мероприятия. Нам важно, чтобы каждое звено работало на проект. Поэтому мы подбираем в первую очередь тех, кто хочет и может участвовать в развитии «Севкабель Порта».

Простой пример: у нас есть мастерская художника Покраса Лампаса. К нам приходит клиент и говорит, что у него есть идея [расписать стену] в рекламных целях. Мы говорим: а у нас есть Покрас Лампас, и он вам сделает вот это хорошо. Таким образом соблюдается контекст площадки как сонаправленной для всех участников конструкции, а мы пользуемся теми ресурсами, которые привлекли.

Конфликтов между резидентами у нас не было. Мы не создаем на площадке конкуренцию, двух одинаковых проектов быть не может. Мы даем потребителям почувствовать широкий набор вещей, которые между собой не пересекаются, а дополняют друг друга. Это касается и событий, и еды, и товаров, и клубов.

Параллельно сейчас будут появляться образовательные проекты. У нас есть целый этаж, который посвящен детским проектам: архитектурная детская студия, студия, посвященная сценариям и кинопроизводству, спортивная студия, студия комиксов и другие.

У проекта «Севкабель Порт» сейчас 130 резидентов. В 2018 году их было 40

Кто целевая аудитория «Севкабель Порта»

— Совершенно разная аудитория в разное время пользуется площадкой. Наше ядро посетителей — это 28–36 лет. Но какого-то ориентира у нас нет в принципе: наша аудитория — от самых маленьких до самых стареньких. Пенсионеры у нас отлично каждый день провожают закат, расположившись на удобных скамейках, а детвора резвится неподалеку.

Главное — не забывать про гостей. Людям должно быть понятно, что мы делаем и зачем. Если мы открыты для обратной связи и общения, то поступает много благодарности и хорошие советы о том, о чем мы не подумали или не успели подумать. Постоянное общение и достраивание проекта сильно поднимает лояльность к площадке.

Мы читаем все наши паблики и почты внутри одной команды. С инициативами приходит много ребят, и некоторых мы поддерживаем. Если вы нам напишете, мы всегда рассмотрим вашу заявку и что-то ответим.

Как креативные пространства развивают туризм и помогают ли таким проектам власти

— Администрация [Петербурга] заинтересована креативной индустрией, и все ищут способы с ней взаимодействовать и поддерживать. С одной стороны, это выгодно с точки зрения молодых избирателей, которые на выборы в основном не ходят. С другой стороны, это интересно для Петербурга, [так как] важны новые социокультурные связи для развития туризма. Эти площадки — как катализаторы, экспериментальные, но пришедшие к понятной логике развития.

Дальше городу нужно помогать развиваться с точки зрения логистики, доступа, а также законодательного осмысления креативных индустрий, потому что это уже ощутимый сектор экономики. Нужно искать пути и программы поддержки таких вещей, потому что они не только приносят деньги, но и преобразовывают город в лучшую сторону, повышают качество жизни в нем.

В этом году мы по своей инициативе запускаем с компанией «Нева Тревел» ежедневный маршрут от нашего причала до центра города. Это пилотный проект, который призван показать перевозчикам, что наша городская вода жива не только идеей экскурсий по рекам и каналам. Например, чтобы человек с билетом одного дня мог посетить несколько площадок на воде. Если подобную сеть маршрутов построить между площадками, то это будет иметь большой спрос и смысл.

Как «Севкабель Порт» меняет городскую среду и чем важен для Петербурга

— Контекст морского Петербурга был многие годы спрятан. В городе нет ни одной функциональной площадки, которая бы опиралась на большую воду. При этом мы морская столица, многое в истории нашего города связано с выходом к морю. В принципе, из-за этого он и появился.

С тех пор как начали строить ЗСД и закопали последний выход к морю у гостиницы «Прибалтийская», для Васильевского острова это [стало] большой болью. Для города в целом — это отсутствие контекста, который для него судьбоносен. Наша миссия — развить эту площадку и не оставаться анклавом, а влиять на окружение вокруг.

В Петербурге должен появиться свой waterfront — то есть масштабный функциональный прогулочный променад вдоль большой воды. Он может стать новой визитной карточкой города, функциональной средой, которая будет существовать вдоль побережья.

Лично для меня мотивация простая — это интересный проект с точки зрения урбанистики, дела, в котором я сейчас развиваюсь. Кроме того, есть искреннее желание повысить качество жизни в нашем городе. У нас вся основная команда живет на Васильевском острове. Я умышленно их так собирал, потому что очень важно отношение людей к своему месту. Им больше хочется это делать, потому что так они улучшают по сути свой дом.

ТЕГИ: 
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.