Партнерский материал
9 февраля 2021

Как запустить благотворительный проект? И где найти деньги на него?

На каких площадках искать волонтеров для благотворительных инициатив, почему не стоит указывать данные банковской карты для сбора пожертвований в соцсетях и как общаться со СМИ и блогерами?

Во время онлайн-встречи в рамках проекта «Просто быть полезным», который запустили «Бумага» и «Билайн», на эти вопросы ответили директор по фандрайзингу фонда «Нужна помощь» Софья Жукова, представители движения «На парковке парк» Ольга Мнишко и Илья Кулешов, куратор движения «Лиза Алерт. Санкт-Петербург» Алина Павлюкова, директор спецпроектов «Бумаги» Ася Сеничева и руководитель по устойчивому развитию «ВымпелКом» Евгения Чистова.

Партнер материала

«Билайн» — российский телеком-бренд. Суть социальной стратегии «Билайн» — искать, создавать и внедрять механизмы, способные решать проблемы на уровне всего общества. В компании считают, что именно на стыке финансового успеха и пользы для общества существует ответственный бизнес.

У меня есть идея благотворительного проекта, и я хочу привлечь в него людей. С чего начать?

Важно определить цель проекта и поставить задачи. Они должны быть просты и понятны не только авторам инициативы, но и другим людям. По словам куратора движения «Лиза Алерт. Санкт-Петербург» Алины Павлюковой, в первую очередь нужно максимально доступно объяснить потенциальным участникам, какую проблему вы предлагаете решить сообща.
После этого следует составить портрет целевой аудитории проекта, то есть понять, кто те люди, которые будут вам помогать, — их возраст, увлечения, социальное положение. А также определить, где их искать. Для этого можно использовать любые каналы связи: тематические СМИ, социальные сети, встречи.
Важно донести до потенциальных участников проекта, чем может помочь каждый из них лично. «Чем проще путь от „я могу” до „я сделал”, тем больше людей вы сможете привлечь», — говорит Павлюкова.
И, наконец, необходимо определить, что человек, участвующий в вашей инициативе, сможет получить взамен. Например, в «Лиза Алерт» люди приходят, не только чтобы помочь найти пропавших без вести, но и для того, чтобы почувствовать себя героями, услышать «спасибо» или просто быть нужными. «Наш лозунг „Помочь может каждый“. И человек может к нам прийти и на один день или остаться, как некоторые, на 10 лет. У каждого своя мотивация», — объясняет куратор движения.

А где именно искать волонтеров?

Во-первых, следует использовать соцсети. Илья Кулешов из движения «На парковке парк» говорит, что привлекать участников в проект помогают посты, сториз, видео. Но если вы понимаете, что медийный ресурс ваших соцсетей невелик, можно обратиться за помощью к тем, у кого он больше.
Во-вторых, найти волонтеров для проекта можно через чаты — районные, домовые, проектные, активистские. В Петербурге, например, есть чат «Городских проектов», в котором можно рассказать о своей инициативе и попросить помочь.
И в-третьих, важно участвовать в других волонтерских проектах. Таким образом можно познакомиться с единомышленниками. Кроме того, люди увидят, что вы готовы помогать — и, когда помощь понадобится вам, они ответят тем же.

Для подготовки благотворительного проекта нужны не только волонтеры. Как выйти, например, на экспертов?

В зависимости от специфики проекта для его запуска может понадобиться поддержка представителей бизнеса, экспертов или, может быть, жителей района. Представительница движения «На парковке парк» Ольга Мнишко приводит в пример проект «Друзья Карповки», в который организаторы вовлекали партнеров и экспертов, чтобы понять, как территория набережной реки Карповки может развиваться с точки зрения архитектуры, транспорта, экологии. А также общались с жителями района. По словам Мнишко, есть несколько способов вовлечь в проект эти группы горожан.
Если речь идет о бизнесе, нужно делать ставку на локальные компании: встречаться с их представителями, рассказывать о своей инициативе и думать над возможными схемами интеграции. Бизнес, говорит Ольга Мнишко, может помочь ресурсами. Например, если вы организуете летнее поп-ап-кафе и готовите в нем лимонад, наладив заранее коммуникацию с ближайшим заведением, можно попросить в нем воду или мебель.
Экспертов, по словам Ольги Мнишко, следует искать в профильных группах в социальных сетях, а также на мероприятиях, где такие люди обычно присутствуют. С жителями можно связаться в соседских чатах и районных группах в соцсетях — или организовать локальные публичные акции. Пример подобного мероприятия — инициатива 72-го муниципалитета в Петербурге: для того чтобы набрать людей в школу озеленителей, организаторы размещали флажки с информацией на клумбах, разбитых жителями.
Важный момент: набирая людей в благотворительный проект, нужно не забывать благодарить их за помощь.

А как организовать сбор денег?

Один из современных трендов в благотворительности — волонтерский фандрайзинг: организация мероприятий по сбору средств, которые проводят люди, не связанные с благотворительными фондами. То есть любой желающий может не просто перечислить деньги в фонд, а привлечь к сбору средств своих друзей, родственников или коллег. Таким же образом можно собирать пожертвования и для собственных инициатив.
По словам исполнительного директора фонда «Нужна помощь» Софьи Жуковой, главное в сборе пожертвований — люди и сообщество, которое готово поддержать вашу идею. И еще, по ее мнению, важно не бояться просить денег. «Это самое сложное. Мы часто хорошо можем рассказать про проект, но в конце забыть попросить дать денег [для его реализации]. Не попросишь — не дадут», — говорит Жукова.
Начните сбор средств, рассказав о своей идее друзьям и знакомым в соцсетях. Можно организовать вечеринку в поддержку благотворительного проекта или устроить челлендж с друзьями, отказавшись на время от алкоголя, кофе или поездок на такси, а сэкономленные средства использовать для продвижения своей инициативы.

На каких платформах можно собирать деньги?

Для сбора средств можно воспользоваться электронным кошельком, например «Юmoney», или сервисами, которые предлагают банки «Тинькофф» и «Сбербанк». Краудфандинговые платформы — «Планета.ру», Boomstarter, Patreon — для личных инициатив, по словам Софьи Жуковой, не подходят. На них сложнее организовывать сбор пожертвований. Зачастую такие платформы взимают комиссию, а также просят вознаграждение для благотворителей: например, люди, занимающиеся творческой деятельностью, могут предоставить им ранний доступ к контенту.

А просто указать данные карты для перевода в соцсетях нельзя?

Подобные посты встречаются часто. Обычно в них описана эмоциональная история с фотографиями, а также указаны реквизиты карты, на которую можно перевести деньги. Однако, по словам Софьи Жуковой, это не лучший вариант сбора средств. Профессиональное благотворительное сообщество всегда с осторожностью относится к переводам на личные карты в соцсетях и не рекомендует делать пожертвования таким образом.
Во-первых, выкладывая такие данные, человек рискует стать жертвой мошенничества, взлома и кражи. А во-вторых, есть риск того, что карту заблокирует банк, сославшись на Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Когда проект близится к запуску, как добиться того, чтобы о нем написали СМИ или блогеры?

Важно понять, где именно разместить информацию, и изучить повестку издания, журнала или блога. По словам активистки и директора спецпроектов «Бумаги» Аси Сеничевой, если вы хотите, чтобы вами интересовалась какая-то площадка, нужно самим интересоваться этой площадкой: «Таким образом проявляется взаимное уважение».
То есть необходимо создать некую базу изданий или блогов, с которыми вы хотели бы сотрудничать. И когда появится информационный повод, связанный с вашим проектом, вы сможете быстро сориентироваться, кому он будет максимально интересен, объясняет Ася.
Следующий шаг — разобраться, как выстраивать коммуникацию со СМИ. Для этого существует много инструментов: почта, соцсети, мессенджеры. Главное в этом процессе — выяснить, кто на интересующей вас площадке отвечает за внешнюю коммуникацию.
Направляя информацию о своем проекте в СМИ, нужно четко и подробно его описать. А также указать, почему ваша инициатива важна и именно то издание, куда вы обращаетесь, может про нее написать. Ася Сеничева советует ограничиться объемом страницы в Word: «Это забота о том, кому вы доносите свою мысль. Потратив время на то, чтобы четко расписать свой проект, вы тем самым сэкономите время людей, читающих текст». Такой подход, по ее словам, поможет убедить представителей СМИ и других площадок рассказать о вашем проекте.

Ольга Кузина
Авторы: Ольга Кузина
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.