4 февраля 2019

Как в проекте «Через театр» запустили фестиваль для детей из глубинки и поставили на сцене Хармса под музыку СБПЧ

В 2017 году выпускницы проекта «Учитель для России» провели первый фестиваль «Через театр» — с 11 постановками детей из разных школ и регионов. Сейчас организаторы готовят уже третий фестиваль, собирая средства через сайт Planeta.

В течение года труппа из каждой участвующей школы выбирает жанр и сценарий, репетирует и занимается с профессиональными театральными педагогами. Сегодня в проекте «Через театр» участвуют Московская, Калужская, Тамбовская, Воронежская и Новгородская области, а организацией занимаются шесть человек.

Как участие в постановках помогает подросткам решать личные проблемы, зачем школьники ставили на сцене Хармса и «экологическую фантасмагорию» и как занятия театром спасают учителей от выгорания? «Бумага» поговорила с двумя организаторами проекта «Через театр» Марией Поляковой и Яной Сусловой.

Идея

Мария Полякова: В 2015 году я попала в программу «Учитель для России» (где обучают будущих педагогов: они преподают в разных городах, селах и деревнях страны — прим. «Бумаги») и работала в школе в Бутурлиновке (город в Воронежской области — прим. «Бумаги»). Проект начался для нас с летнего института, в котором есть обязательные занятия театром. Это помогает учителю — и как профессионалу, и как личности — лучше узнать себя и научиться управлять своим вниманием. Сейчас я вышла из программы, но продолжаю работать в сфере образования в Петербурге.

В Бутурлиновке я была учителем английского и искусства и организовала [в своей школе] театр на английском языке. Причин было несколько: во-первых, детей совершенно не интересовал английский язык, и я пыталась увлечь их. Во-вторых, мне стало понятно, что я хочу заниматься с детьми творчеством, на уроках его мне было недостаточно.

Весной 2016 года [будущие] сооснователи проекта «Через театр», учителя и выпускники программы «Учитель для России» Наташа Гарист и Настя Сатушева организовали мини-встречу двух школ с показами коротких постановок. Настя работала в Москве, а Наташа — в городе Видное в Подмосковье. Из этой встречи и родился проект «Через театр». Я тоже делала театр с детьми в своей школе, но в тот раз приехать из Воронежской области мне не удалось из-за расстояния (Мария, Наталья и Анастасия вместе основали проект «Через театр»; позже Анастасия перестала работать в проекте — прим. «Бумаги»).

В следующем учебном году я поняла, что хотела бы продолжать заниматься театром с учениками. Кроме того, оказалось, что представления о театре у них обрывочные: моя школа находилась в 700 километрах от Москвы, и дети мало куда ездили, мало что видели.

Яна Суслова: Я попала в проект «Учитель для России» в 2016 году (Яна работала учителем географии в Малоярославце в Калужской области — прим. «Бумаги»). В 2018-м году выпустилась и продолжаю сотрудничать с программой, работаю с регионами и школами-партнерами, а также веду географию в петербургской школе № 359.

Когда я училась в старших классах, мы ставили Островского и вариацию о Серебряном веке на уроках литературы, и мне до сих пор кажется это гениальной педагогической наработкой нашего преподавателя. Эти события определили мой выбор профессии, позволили по-новому услышать классическую литературу и, конечно, сплотили классы. Когда я сама стала учителем, точно знала, что театр делать нужно, и понимала, с чего начать, ведь у меня есть режиссерское образование.

Театр в школе — это другое взаимодействие с детьми, другие отношения детей с самими собой и друг с другом. Когда я вела театр в Малоярославце, фестиваль стал хорошим стимулом довести занятия до постановки (первые два года Яна ездила на фестиваль как участник — учитель с учениками — прим. «Бумаги»), которую можно показать на большой сцене, а не просто проводить актерские тренинги на развитие навыков.

«Через театр» был главным событием года для детей-участников. И недавно, когда появилась возможность войти в команду проекта, я написала организаторам. Я занимаюсь наставничеством: мы, участники фестиваля прошлых лет, помогаем педагогам ставить их первые спектакли с детьми.

Подготовка

МП: Осенью 2016 года мы кинули клич нашим учителям — в новом наборе «Учителя для России» было около 80 человек против 35 нашего первого набора. Тогда откликнулись порядка восьми-девяти учителей. Нас очень поддержал в тот момент Паша Милославин — режиссер и преподаватель, он помог нам с первой площадкой — Еврейским культурным центром. Без него бы не было старта. Наташа и Настя тогда в Москве решали [организационные] моменты, а я удаленно из Бутурлиновки занималась кампанией по сбору средств в соцсетях и искала в Москве хостелы для детей.

В очень сжатые сроки мы собрали через фейсбук и «ВКонтакте» нужную сумму — около 250 тысяч рублей — на поездку, проживание и питание в Москве. Этот город мы выбрали потому, что там оказалось проще всего договориться с нужными площадками.

В первый день фестиваля мы организовали экскурсии для детей в пять московских театров. Например, ходили в Центр имени Мейерхольда, где посмотрели закулисье и увидели, как там всё устроено. В этот же день дети показывали в Еврейском культурном центре свои постановки, а на следующий день мы провели для них мастер-классы (театр предоставил свою площадку бесплатно — прим. «Бумаги»).

Все были невероятно удивлены и обрадованы тем, какими талантливыми оказались дети — непрофессиональные актеры, которые были готовы заниматься театром после школы. При этом мы не проводили никакого отбора постановок и не смотрели их заранее.

В 2017 году мы провели первый фестиваль и ахнули: «Ничего себе». В 2018 году провели второй в «Хорошколе» (московской частной гимназии — прим. «Бумаги») — уже на 200 детей, — а сейчас готовим третий в «Новой школе» (частной общеобразовательной школе — прим. «Бумаги»). За это время к нашей команде присоединились четыре человека.

1 год

заняла подготовка к проекту

2 дня

длится фестиваль

500 тысяч ₽

собирают организаторы в этом году

28 школ

примут участие

30 постановок

покажут школьники

300 детей

выступят на сцене Новой школы

Как проходит фестиваль «Через театр»

ЯС: Мы распространяем информацию о фестивале среди учителей программы «Учитель для России», а они проводят отбор среди учеников. У кого-то есть сложившаяся внеурочная деятельность, связанная с театром, кружок после уроков. Кто-то вешает объявление о наборе на дверь кабинета, и дети сами записываются. Даже мест может не хватить.

МП: Ограничений по возрасту нет. С 5 по 11 класс — могут поучаствовать все, кто хочет. Каждый учитель решает сам, с кем он работает над постановкой.

После отбора мы проводим для детей и учителей, участвующих в фестивале, однодневную региональную встречу (например, в прошлом году она проходила в Калуге, а в этом году еще и в Тамбове и Великом Новгороде). Зовем туда преподавателей по движению и актерскому мастерству, чтобы все подзарядились и вдохновились.

ЯС: Ребята из разных городов, сел и деревень, впервые увидев друг друга, начинают ощущать себя частью большого сообщества. Это повышает мотивацию, ведь подготовка спектакля — длительный процесс, они занимаются этим в течение года.

МП: Мы предоставляем образовательную поддержку для педагогов на несколько месяцев. Она начинается с региональной встречи и продолжается в виде вебинаров. Для этого мы ищем педагогов и практиков, которые могут поделиться опытом с учителями. Среди них очень много людей, которые откликаются, с радостью проводят вебинары и мастер-классы. Например, режиссеры Андрей Соколов из Москвы, Дима Зицер из петербургской школы [неформального образования] «Апельсин», преподаватель движения Таня Дроздова из Петербурга, художник перформанса Ася Ашман из Москвы.

ЯС: Мы также проводим образовательную встречу для учителей в Петербурге — «Театральную лабораторию», тоже с театральными педагогами. Сами учителя выходят на сцену, делают упражнения и готовят небольшие эскизы-спектакли за два дня.

В первый день фестиваля дети приезжают, репетируют, и в этот же день день проходят выступления — постановки в разных жанрах длительностью до 12 минут. Зрители — сами участники, учителя, гости, родители, профессионалы театра.

МП: Во второй день мы проводим мастер-классы: просим поучаствовать разных педагогов по актерскому мастерству, голосу, битбоксу, танцам, однажды пригласили ребят из Playtronica.

В первый год мы ставили экологическую фантасмагорию «Зеленая дверь» — квест наподобие «Джуманджи», только экологический. Это была такая игра, из которой можно было выбраться, если ты совершаешь [«экологичный» выбор]. Для этого была большая картонная зеленая дверь. Сценарий придумали сами дети в ходе репетиций.

В следующем году мне захотелось поработать с литературным материалом: было интересно, как дети будут проживать чужой текст и дополнять его чем-то своим. Я предложила им рассказы Хармса, они выбрали «Цирк Шардам», «О том, как старушка чернила покупала», «Сказку», добавили песен СБПЧ, и получился настоящий «воображариум», оркестр с картонными инструментами в голове у писателя.

ЯС: Если говорить о документальном театре, «Обратная сторона себя» — очень откровенная история девчонок о себе, своей семье, своих страхах, этот спектакль стоит посмотреть.

Риски

МП: Главный риск заключается в том, что мы можем не собрать нужные средства и не провести фестиваль. В прошлом году мы получили грант в программе «Учитель для России» и благополучно его использовали на фестивале в «Хорошколе» — у нас приехало 200 детей, но с грантом много сложностей. Чтобы получать гранты от фондов, надо открывать НКО — возможно, впоследствии мы сделаем это, но пока решили, что [собирать средства для третьего фестиваля] будем через сервис Planeta.

Есть много способов, которыми мы хотели бы развивать фестиваль. Например, привозить его в другой региональный город — тот же Петербург. Можно ездить друг к другу в школы на гастроли, можно запустить образовательный курс.

На данный момент мы работаем только с учителями программы «Учитель для России», главный приоритет — региональные школы. Возможно, позже будем работать и с другими учителями.

Опыт

МП: Сотворчество с детьми в школе после уроков — важная, вдохновляющая вещь и для учителей, и для учеников. К тому же подростковый возраст — время, когда нужно дать им голос и возможность быть услышанными и куда-то расти. Это приводит к очень плодотворной работе.

Многие социальные проблемы решаются за счет театра. Например, инструменты форум-театра (специализирующегося на острых социальных проблемах — прим. «Бумаги») используются для профилактики буллинга в школах.

Есть примеры преодоления страхов через театр. Начиная от того, что ребенок боится говорить о себе, и заканчивая тем, чтобы выходить на сцену. Есть примеры социализации через участие в театральной группе. Безопасная творческая среда, которая помогает преодолеть какие-то личные трудности и научиться новому. Для подростков это невероятно важно — отношения с людьми. Дети примеряют на себя разные роли, развивают эмпатию, пробуют говорить словами героев то, что не могут сказать сами.

ЯС: Когда ребенок не находит себе места в школе — ни на уроках, ни в компании после, ни на дополнительных занятиях — он приходит в театр, пробует себя и раскрывается с другой стороны. А бывает, в театральный кружок приходит творческий человек, который еще не определился, что ему конкретно интересно: играть на сцене, придумывать, рисовать, делать что-то руками, красить. В процессе подготовки спектакля он пробует разное, определяется. Театр — не обязательно про «быть актером». Дети занимаются декорациями, костюмами, музыкой, светом — и так находят себя. Спектакль — это большое общее дело, а театр — сообщество, которое нуждается в каждом участнике.

МП: Кроме того, пройдя через опыт работы в обычной региональной школе, мы держим в голове, какой это непростой и важный труд. У учителей есть первоочередные обязанности и задачи, а театр — это дополнительная деятельность. Мы хотим их поддерживать: не перегружать, а помогать. А еще мы верим в профилактику профессионального выгорания через сотворчество с детьми. Не ради медалей или амбиций, а ради процесса.

ЯС: То, что отличает «Через театр» от других театральных фестивалей: здесь нет никакого соревнования. Отсюда — разнообразие жанров и форм.

Очень важно, чтобы после безопасного пространства «Через театр» дети выступали в собственных школах и вообще в региональном сообществе. После проекта им куда легче выступать перед публикой. Они приходят в центры творчества, предлагают спектакль, приходят зрители, которые их понимают, принимают и дают им обратную связь. На этой волне детям хочется развиваться дальше.

Ева Реген
Авторы: Ева Реген
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.