22 октября 2019

Как в «Хилтоне», ресторанах на Новой Голландии и колледже туризма помогают бездомным найти работу

В 2018 году в приюте благотворительной организации «Ночлежка» проживало 145 бездомных людей. Больше половины из них в итоге смогли выбраться с улицы. Один из главных факторов в этом процессе — трудоустройство. Получив работу, бездомный человек может накопить денег, снять жилье и покинуть приют. Но из-за проблем с документами, здоровьем и конкуренции на рынке труда самостоятельно устроиться на работу получается не у всех.

«Бумага» вместе с благотворительной организацией «Ночлежка», проектом экскурсий «Открытая карта» и мобильным гидом Surprise Me подготовила спецпроект о том, как бездомные люди в Петербурге ищут работу и приобретают навыки, которые помогают им трудоустроиться. Координаторы «Открытой карты» также провели курс по подготовке экскурсий для подопечных «Ночлежки» — трое из них научились планировать маршруты, искать информацию и рассказывать свои истории. 

На пешие экскурсии Марии Власовой, Дмитрия Князева и Ларисы Слесаренко можно записаться и прийти. Также по маршруту Ларисы можно пройти самостоятельно, купив аудио-версию экскурсии на сервисе Surprise Me.

В Петербурге есть несколько организаций, которые помогают подопечным «Ночлежки» с трудоустройством. В колледже туризма бездомных обучают профессии повара, в отеле «Хилтон» организуют для них стажировку и предлагают вакансии в отеле, в ресторанах на Новой Голландии дают работу.

«Бумага» выяснила, как проходит обучение бездомных, тяжело ли им работать без опыта, что входит в их обязанности на кухне и как к ним относятся в новой команде.

Франсуа Морван

Генеральный менеджер Hilton Hotel St. Petersburg Expoforum

— В проектах с «Ночлежкой» мы участвуем не в первый раз. Мы начали искать партнеров для благотворительной деятельности еще в 2016 году, когда открывали первый отель кластера Hampton by Hilton. Мы хотели запустить проекты с сообществом Петербурга, где мы открывались, чтобы поддержать его, стать его частью. Поэтому наши коллеги из отдела по персоналу сразу предложили «Ночлежку».

Мы начали с небольшого проекта: наши сотрудники собирали [дома] обувь, верхнюю одежду и старые телефоны для клиентов приюта, чтобы они могли использовать эти вещи для собеседований на работу. Потом мы перешли к другому проекту: наши повара готовят два раза в неделю суп, который раздают в пунктах обогрева «Ночлежки» (большие отапливаемые палатки, где нуждающиеся могут получить ночлег, горячую еду и медицинскую помощь — прим. «Бумаги»). Мы снабжаем тот, который находится на Обухове, — этот проект продолжается до сих пор.

В 2017 году мы обратились к головному офису компании Hilton с заявкой на финансирование большой инициативы с «Ночлежкой»: обучения и профориентации их клиентов для дальнейшего трудоустройства. Мы выиграли грант от компании как отдельный отель. Он покрывает расходы на обучение [резидентов] в колледже, медицинскую страховку и осмотр, униформу и тренинги.

Программа для всех одинаковая: резиденты обязательно проходят обучение на повара в Колледже туризма Санкт-Петербурга. Потом — стажировку на базе двух отелей, где они применяют полученные навыки.

В «Хэмптоне» было трое подопечных «Ночлежки»: один проработал полгода после практики, другой четыре месяца, третий прошел стажировку, но решил работать не на кухне, а официантом в зале.

В Hilton дольше всех работал Евгений Ларионов — поваром на завтраке, в его обязанности входила подготовка буфетной линии для гостей. Стажировку также прошли еще две женщины, но они не захотели продолжать работать в отельном бизнесе. Один из последних наших выпускников сразу после стажировки нашел работу на Новой Голландии поваром, а другой проработал у нас три месяца.

Иллюстрации: Анна Кулакова / «Бумага»

Мы хорошо понимаем, какой длинный путь они прошли перед тем, как устроились к нам на работу. Официальное трудоустройство в отеле — это такая ступенечка для них. Они не всегда понимают, что отель — это большая организация. И кто-то выбирает трудоустройство в кафе поменьше, где объем работы соответствующий. Мы это поддерживаем. Для нас важно не столько, чтобы они остались работать у нас, сколько дать им все навыки, необходимые для реинтеграции в общество. Мы с радостью даем им рекомендации при дальнейшем трудоустройстве. Наша цель — научить их новой профессии, которую они могут применить дальше. Возможно, они хотят перевернуть какую-то страницу в своей жизни, получить то, что мы можем им дать, и начать всё с чистого листа: устроиться на должность поваров куда-то, где не знают их истории.

Наша задача — попытаться помочь им вернуться к нормальной жизни, предоставить место работы, благодаря которому они смогут снять квартиру и покинуть приют. Резиденты «Ночлежки» проходят медицинскую проверку, как все наши сотрудники, физически здоровы и допущены к работе.

Эта программа не для всех жителей приюта: в нее включают только тех, у кого действительно есть большое желание получить новую профессию.

Мы обучаем их так же, как и других новых сотрудников. В гостиничную индустрию не всегда попадают люди с большим опытом. Когда они приходят к нам после обучения в колледже, мы даем им самые простые задания: они занимаются нарезкой овощей, чисткой, шинковкой — всем тем, из чего складываются навыки повара.

Когда мы понимаем, что они освоили этот уровень, можно переходить на следующий: готовить гарниры и основные блюда. Таким образом, постепенно мы стараемся включить их в команду, чтобы они работали слаженно с остальными сотрудниками.

Мы открыты к тому, чтобы резиденты «Ночлежки» работали и в других отделах. У нас они даже проходили стажировку в хозяйственной службе и в прачечной. Но, к сожалению, эти сотрудники не захотели официально устраиваться и продолжать там свою карьеру. Мы готовы рассмотреть кандидатов и в эти отделы, и в технический отдел, то есть на работу инженерного специалиста. Но колледж, с которым мы сотрудничаем, готовит подопечных «Ночлежки» именно по программе «Повар в гостиничном бизнесе».

У нас есть успешные примеры, когда после обучения наши новые сотрудники стали работать не на кухне, а в зале, с гостями. Один из них обладает всем необходимым для индустрии гостеприимства: он готов общаться с гостями, ему самому этого хочется. Поэтому мы предложили ему позицию официанта, где его амбиции удовлетворяются.

Большое значение мы уделяем тому, чтобы относиться ко всем сотрудникам одинаково. Да, мы понимаем, что подопечные «Ночлежки» сталкиваются с большим объемом работы и для них непривычно оказаться в этой среде. Но требования к ним такие же, как и к остальным новичкам.

И привилегии те же — то, что входит в наш стандартный набор: горячее питание для всех сотрудников, медицинская страховка, униформа и шаттл, на котором можно добраться на работу от ближайшей станции метро.

Этот опыт показал нам, что мы нашли способ поддержать сообщество, в котором существуем. Таких способов очень много, но мы нашли свой и очень рады этому. Мы хотим развивать проект дальше и расширить программу, чтобы поток желающих из числа подопечных «Ночлежки» не уменьшался.

Людмила Кузнецова

Заместитель директора по дополнительному профессиональному образованию Колледжа туризма Санкт-Петербурга

— Зимой 2018 года организация «Ночлежка» обратилась к нам с предложением поучаствовать в совместном проекте с отелем «Хилтон» по обучению своих подопечных профессиям «горничная» и «повар», так как наш колледж имеет отличную материально-техническую базу, две свои учебные мастерские-гостиницы и лаборатории, оснащенные самым современным оборудованием.

Рассмотрев различные варианты, мы договорились, что не будем создавать отдельные группы для обучающихся из «Ночлежки» и организовали их обучение в мини-группах (3–5 человек) вместе с другими желающими освоить профессию повара, таким образом ускоряя процесс их социализации.

Первая группа начала заниматься в марте 2018 года, в нее вошли двое подопечных «Ночлежки», в том числе и Евгений Ларионов.

Сначала обучающиеся из «Ночлежки» были очень зажаты, не чувствовали в себе уверенности и боялись лишний раз что-то спросить. Но наши преподаватели умеют расположить к себе, работать с людьми разного возраста и образования, знают, как найти подход к каждому, поэтому можно сказать, что отношения хоть и не сразу, но сложились.

Занятия проходили в условиях, максимально приближенных к производству. Конечно, необходимый теоретический материал наши преподаватели начитывают, но максимальное раскрытие профессии мы стараемся показать на практических занятиях в лабораториях, где они отрабатывают все элементы образовательной программы, начиная с заготовки овощей, термообработки, шинковки, жарения, запекания и так далее.

У нас лучшая площадка в городе по техническому оснащению, государство вложило в наши лаборатории большие средства. Когда человек хочет найти новое место в жизни при помощи профессии, она должна удивить и вдохновить его, и кажется, нам это удалось.

Обязательным условием программы была учебная и производственная практика продолжительностью 84 часа на базе отеля «Хилтон», чтобы убедиться, что наша подготовка устроит высококлассную гостиницу.

В конце обучения состоялся квалификационный экзамен на третий разряд и вручение свидетельств установленного образца, которое вносится в Федеральный реестр сведений документов и дает возможность работодателю проверить достоверность информации о квалификации претендентов на трудоустройство даже без бумажного носителя.

Профессия «повар» — одна из самых востребованных в городе, с ней легко найти работу и строить планы на успешное будущее.

После первого удачного опыта мы провели обучение еще в двух группах из четырех человек в течение 2019 года. Можно надеяться, что они получили новую возможность наладить свою жизнь.

У нас есть желание подключаться к решению важной социальной проблемы — к помощи людям, которые пока не нашли свое место в жизни или попали в сложную ситуацию.

Такое сотрудничество с «Ночлежкой» и отелем «Хилтон» мы воспринимаем как благотворительный проект и не ставим цели заработать на этом. Нам интересно работать с молодыми активными сотрудниками благотворительной организации, мы хорошо понимаем друг друга и готовы продолжать нашу совместную деятельность, если этот проект будет продолжаться, обучать подопечных «Ночлежки» и другим профессиям сферы сервиса.

Дмитрий Кюлленен

Совладелец трех ресторанных проектов: «108», Ronny и «Дзамико»

— Наш HR-консультант Дарья Сытина рассказала о ребятах, которые не в самом лучшем настоящем, но им надо помочь в социализации и в трудоустройстве. Дала наш контакт [резиденту «Ночлежки»] Андрею [Замятину]. Тот пришел на собеседование: опыта у него было не очень много, но он проходил стажировку в «Хилтоне». Так мы и познакомились.

Андрей сказал, что в «Ночлежке» еще ребята, которые заинтересованы в работе. Сейчас у нас работают поварами трое человек оттуда.

Все они проходили стажировку, но довольно условную: поваром за месяц вряд ли станешь. Когда мы берем людей на работу, главное требование одно — человек просто должен добросовестно подходить к своему делу, остальному мы уже научим.

Мы их обучали так же, как сотрудников, у которых нет опыта. Это более тщательное и подробное обучение, им выделялось больше времени. Кто-то хорошо держит нож и подгибает пальцы, чтобы нашинковать капусту; кто-то не умеет этого делать, а травмоопасность высокая. Проводили тренинги, вели чек-листы, сопровождение и внедрение [в команду].

Трудности возникают всегда и со всеми людьми, без разницы, живут они в дорогих домах или в «Ночлежке». Бывали сложности с коммуникацией, потому что люди иногда не понимают, что от них хотят, с первого раза, но так со всеми. Если человек от трех до десяти раз все-таки понимает, значит, ему с нами по пути.

Все, кто к нам приходил, с нами и остались. Они работают в бургерной «108» и в грузинском кафе «Дзамико». Андрей у нас работает дольше всех — два месяца (на момент публикации материала — три — прим. «Бумаги»).

Что касается обучения другим профессиям, то для того чтобы качественно научить человека другой специальности, нам самим нужно научиться их обучать. Мы это делаем впервые (имеется в виду помощь в трудоустройстве подопечным «Ночлежки» — прим. «Бумаги»). У нас есть четкое понимание, что нужно выработать систему, и мы сейчас этим занимаемся. Мы не хотим набрать людей [на работу] и не справиться [с обучением].

При этом у нас довольно маленькие кафе, а не огромные рестораны. И такие же маленькие сбитые коллективы. Мы, может быть, хотели бы их обучать еще и другим профессиям, но заявка была именно на поваров.

Все наши сотрудники обучаются каждый день по 9 часов на работе. Резиденты «Ночлежки» уже получают полную ставку. Я сам учусь до сих пор, хотя уже 15 лет в этой сфере. Обучение происходит ежедневно.

Рабочих мест изначально для клиентов «Ночлежки» не было как таковых: все позиции мы закрыли. Но подумали, что не сильно пострадаем, а человеку поможем, приняв его условно сверх штата.

Человек, который работает у нас — взрослый, и он вправе сам выбирать [оставаться с нами или нет]. Может, он, месяц проработав, скажет: «Нет, извините, ребят, это не мое».

Когда ребята из команды узнали, что мы взяли на работу подопечных «Ночлежки», усом не повели. Наш главный принцип: не разрушь, а сохрани. Если [в коллективе] происходят всевозможные конфронтации, то мы прощаемся с провокаторами. Нам важно, чтобы наши сотрудники, вне зависимости от социального и морального положения, отзывались экологично о нашей компании.

Мы теперь не боимся брать людей с нулевым опытом. Нам по силам обучить их так, как нужно нам. В будущем мы хотим, чтобы тем людям, которые к нам приходят [из Ночлежки], мы могли предоставить жилье и помочь социально адаптироваться.


Как мы делали этот спецпроект:

Ребята из «Открытой карты» — Иван Гуторов, Анна Петухова и Елена Погребная — обучали подопечных «Ночлежки» вести экскурсии.

Сервис SupriseMe подготовил аудио-экскурсию. Озвучил ее Александр Щагин.

Отдел спецпроектов «Бумаги» разработал и спродюсировал проект. Сотрудники «Ночлежки» во всем помогали.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.