14 мая 2019

Почему жители стран Закавказья мигрировали в 90-е и как на них реагировало российское общество

После распада СССР в Россию массово мигрировали грузины, армяне и азербайджанцы. «Бумага» провела социологическое исследование, чтобы узнать, как складываются судьбы их детей в Петербурге.

Социолог «Бумаги» Серафима Бутакова поговорила с 16 молодыми людьми, родители которых переехали в Петербург из стран Закавказья. Во время глубинных интервью мы выяснили, ощущают ли они себя «мигрантами», как сохраняют связь с национальной культурой и сталкиваются ли с ксенофобией. Об итогах трехмесячного исследования читайте в нашем спецпроекте. Полный текст отчета можно посмотреть по ссылке.

Почему жители Азербайджана, Грузии и Армении уезжали из родных стран, в какие регионы стремились попасть и как к приезжим относились местные жители?

Соавтор исследований об интеграции второго поколения мигрантов, старший научный сотрудник РАНХиГС Евгений Варшавер рассказывает, как в 1990-е в Россию переезжали мигранты из стран Закавказья.

Как мигрировали жители СССР и что происходило после распада Союза

— В Советском Союзе международная миграция была довольно ограниченной, При этом шла интенсивная внутренняя миграция, которая сильно перемешивала население. Причинами были связанный с индустриализацией переезд из сел в города, служба в армии, ГУЛАГ, образование.

Образовательная миграция происходила, прежде всего, по двум направлениям: когда молодежь из небольших сел ехала учиться в большие города — в приоритете была Москва — и по системе распределения, когда молодежь ехала в отдаленные поселки, чтобы по контракту становиться врачами, учителями.

В 1991 году происходит распад Советского Союза. И значительная часть миграции [между регионами бывшего СССР] становится международной. В мгновение ока Россия оказывается второй страной по количеству международных мигрантов по классификации ООН. Достаточно было родиться в Украинской ССР и уехать учиться в Москву, [чтобы попасть в эту категорию].

Интенсивной миграции из национальных республик бывшего СССР в Россию в начале 90-х способствуют разного рода коллапсы. Одним из самых больших стал Карабахский конфликт. Были также столкновения в Центральной Азии, ошский конфликт 1990 года, гражданская война в Таджикистане и прочие конфликты.

Аздербайджанские беженцы из Кельбаджара, Кировград. Из коллекции Ильгара Джафарова

Сложно сказать, какая часть мигрантов была беженцами. Есть юридическое определение беженца и есть фактическое положение вещей. В России не очень любят признавать людей беженцами, потому что это накладывает большие социальные обязательства (беженцы имеют право на размещение в центре временного пребывания с бесплатными питанием и пользованием коммунальными услугами, соцзащиту, а также предпринимательство и трудоустройство без получения специального разрешения — прим. «Бумаги») Кроме того, как отличить, уехал человек из-за тяжелых экономических условий, войны или угрозы своей жизни?

Важную роль сыграл и экономический кризис. Производство, например, мяса в СССР распространялось на многие южные республики Союза, в частности горные местности. Эти поставки после распада СССР стали международной торговлей и начали обкладываться соответствующими пошлинами. Это привело к тому, что некоторые отрасли и локации стали экономически проседать. Информанты нашего исследования рассказывали, что в Ереване приходилось отапливать квартиру печкой-буржуйкой. Такой печки на всю квартиру не хватает, поэтому приходится жить на кухне всей семьей. Похожий сюжет в Центральной Азии.

Еще одной массовой волной мигрантов стали так называемые «возвращенцы». Значительная часть русского населения [на момент распада СССР] оказалась в закавказских и центральноазиатских республиках, а также в республиках Северного Кавказа, например, Чечне и Дагестане. За довольно короткое время они уехали оттуда во внутреннюю часть России.

Демонстрация Карабахского движения на Площади Свободы в Ереване, 1988 год. Из коллекции Ильгара Джафарова

Миграция — явление сетевое. За одним мигрантом тянется второй и третий: сослуживец, однокашник. Так потихонечку мигранты оказывались почти во всех российских городах.

Например, в одном из северных городов таким образом образовалась узбекская диаспора. Человек — узбек из Кыргызстана — в 90-е поехал в Тюмень и начал торговать овощами. Потом стал продвигаться всё севернее и понял, что чем дальше на север, тем выгоднее торговать, потому что спрос большой, а предложения мало. Он там осел, а за ним стали переезжать друзья и родственники — так там возникла узбекская диаспора.

В какие регионы России ехали мигранты из Азербайджана, Армении и Грузии и почему

— Мигранты из Азербайджана, Армении и Грузии ехали во многие регионы России, тут нет какой-то карты. Миграция была пропорциональна населению регионов. При этом можно сейчас посмотреть, в каких регионах есть армянская и азербайджанская миграция — это Москва, Петербург и экономически развитые уральские и сибирские регионы.

Специфика армянской миграции заключается также в том, что армяне едут на юг России по связям, часто этническим, которые сложились еще в советское время. Довольное сильное представительство азербайджанцев и армян есть в северных и сибирских городах. При этом их мало там, где особо нечего ловить — в регионах, из которых идет отток местного населения.

Не думаю, что у всех мигрантов было стремление добраться до Москвы и Петербурга. Но это большие города, там больше возможностей, больше родственников, к которым можно приехать. Какую-то особую любовь мигранты к Москве вряд ли испытывали, но социально-экономическая система России устроена так, что столица является экономическим центром. А распределение мигрантов по стране — это проекция социально-экономической структуры пространства.

Судя по всему, азербайджанцы приехали чуть-чуть позже — отчасти в силу экономических причин, отчасти из-за обстоятельств Карабахского конфликта. Но в целом существенной культурной разницы между мигрантами из Армении и Азербайджана нет, хоть они и являются антагонистами в связи с Карабахским конфликтом.

Солдаты азербайджанской армии во время войны в Карабахе. Из коллекции Ильгара Джафарова

Как в 90-е на миграцию реагировали жители и власти России и как происходила интеграция мигрантов

— Первое время не было ощущение, что это мигранты. Воспринималось так, что это всё те же старые добрые армяне и азербайджанцы, которые имеют некоторую этническую специфику, но остаются согражданами. Дискурс о мигрантах появился уже в 2000-х в связи с временной миграцией большого количества среднеазиатских молодых людей. Агрессия в 90-е была, но скорее по отношению к этническому криминалу. А вся история про мигрантофобию относится к 2000-м.

Российским властям было не до волны миграции. Государство, которое на тот момент разбиралось с наследием Советского Союза, практически ее не регулировало. К тому же, первое время у всех были советские паспорта. Лишь к концу 90-х Советский Союз по-настоящему распался, и у каждой из стран появилась своя государственность.

Законодательство в отношении миграции появляется только в начале 2000-х. Поэтому в 90-е серьезных проблем у мигрантов на границе не возникало. Нелегальный иммигрант в России — это не тот, кто пересекает границу, а тот, кто остается на срок более разрешенного в стране.

У мигрантов 90-х не было проблем с уровнем русского языка, потому что они жили в Советском Союзе. А в рынок труда они были интегрированы даже лучше, чем русское население. Что касается социальной интеграции, мигранты первого поколения в принципе в большей степени дружат с представителями своей группы и женятся на них. Так же происходит по всему миру.

90-е в принципе были не самым экономически благополучным временем для России. И не секрет, что мигранты из стран Закавказья занимались в первую очередь бизнесом. Но это очень обобщенная картина. Люди, которые в 2000-е были бизнесменами, в 90-е зачастую начинали с низкоквалифицированных работ: таксист, работник склада. Если брать армян второго поколения в Москве, то абсолютное большинство их родителей — это предприниматели и бизнесмены.

Если говорить про какие-то криминальные группы, они складывались наравне с другими земляческо-родственными преступными группами, не имеющими этнической окраски. Внимание к этническим преступным группировкам вызвано тем, что они заметнее всего из-за их этнического отличия от основного населения. Но никакой особой этнической преступности, которая бы доминировала над неэтнической, в России 90-х не было.

Здание парламента Абхазии после боев сентября 1993 года

Как изменилась миграция из постсоветских стран в Россию после 90-х

— В 90-е люди приезжали, чтобы поселиться в России. Доля тех, кто приезжали на заработки, была меньше. В 2000-е годы происходил экономический рост, и, соответственно, была другая логика иммиграции.

В 2000-е абсолютно доминирует временная трудовая миграция. Меняются и страны: если в 90-е речь преимущественно шла о закавказских странах, Армении и Азербайджане, то в 2000-е это уже Центральная Азия. Это не значит, что в 90-е из стран Центральной Азии в Россию не ехали — просто со временем изменились пропорции. Это была вторая волна миграции. Сейчас идет третья: в 2010-е в Россию стали активно приезжать мигранты с восточной Украины.

Градация волн миграции — 90-е, 00-е, 10-е — очень грубая. Думаю, вообще нельзя говорить, что первая волна прекратилась — приезд первого поколения мигрантов продолжается до сих пор. Но постсоветский паттерн миграции заканчивается вместе с 90-ми.

Читать все материалы спецпроекта о детях мигрантов в Петербурге

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Как живут дети мигрантов 90-х. Исследование
«Наполовину армянка, наполовину петербурженка». Выросшие в Петербурге дети мигрантов — о национальности, разнице культур и сохранении традиций
«Когда общаешься на языке народа, будто говоришь с сердцем человека»: грузинка, армянка и азербайджанка из Петербурга — о том, зачем учат национальный язык
Как петербуржец собрал больше 5 тысяч восточных мелодий и где ищет редкую азербайджанскую музыку — от джаза до деревенского фолка
Каким был национализм 90-х? Социологи рассказывают о скинхедах и нападениях на мигрантов в России
В 90-е в Петербург массово приезжали мигранты из Армении, Грузии и Азербайджана. Как сейчас живут их дети? Главное из исследования «Бумаги»
Новые тексты «Бумаги»
На «Бумаге» — премьера клипа «Научи меня жить» от группы «Простывший пассажир трамвая № 7»
От хюгге-кэмпа до экофермы: блогеры рекомендуют необычные места для путешествия по Ленобласти
Чем технология 5G будет полезна экономике и почему вокруг нее столько страхов? Рассказывает кандидат технических наук
На Рубинштейна постоянно проходят уличные вечеринки, где веселятся сотни людей. Местные жители жалуются на шум, а полиция устраивает рейды
Как проходило голосование по поправкам в Петербурге: вбросы бюллетеней, коронавирус у членов комиссий и участки во дворах
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.