10 декабря 2018

Как устроены сервисы доставки еды и что поменялось в работе петербургских заведений из-за Delivery Club и «Яндекс. Еды»

Проект «Лучше здесь» — это серия встреч петербургских предпринимателей и рубрика «Бумаги» и Банка «Санкт-Петербург» о петербургском бизнесе.

Если вы занимаетесь бизнесом в Петербурге — расскажите нам о себе, пожалуйста, заполнив короткую форму в конце материала. Мы будем рады с вами познакомиться!


Россияне всё чаще заказывают еду из кафе и ресторанов, а не ходят в них: в 2017 году посещаемость заведений упала на 7 %, а рынок доставки вырос на 17 % . На 75 % этот рост обеспечен заказами через крупные сервисы-агрегаторы, такие как «Яндекс. Еда» и Delivery Club. В Петербурге спрос на доставку тоже постоянно растет.

Как устроены крупные агрегаторы сервисов доставки, сколько зарабатывают их курьеры и заведения-партнеры и за счет чего петербургские компании собираются конкурировать с крупными федеральным сервисами? «Бумага» поговорила с агрегаторами, службами доставки, заведениями и курьерами и рассказывает, как устроен этот рынок в Петербурге.

Как устроены сервисы доставки еды

Какие сервисы доставки работают в Петербурге и насколько они востребованы?

Общий объем петербургского рынка доставки еды оценивается в более чем 10 млрд рублей. Среди крупнейших игроков рынка — «Достаевский», «2 Берега», Ollis, Yami Yami, а также сервисы-агрегаторы Delivery Club и «Яндекс. Еда», объединяющие службы доставки и заведения города. Партнеры сервиса могут доставлять еду как с помощью своих курьеров, так и воспользоваться службой агрегатора.
Большинство крупных компаний не раскрывает точное количество заказов, поэтому определить лидера рынка сложно. По данным «Коммерсанта», им является Delivery Club, принадлежащий Mail.ru Group и работающий в Петербурге с 2011 года. В августе 2017 года в компании говорили, что в Петербурге ежедневно получают порядка 4 тысяч заказов. По итогам 2017 года в Delivery Club отчитались о росте объема заказов в городе на 77 %. «Бумаге» в сервисе сообщили, что на данный момент Delivery Club ежемесячно обрабатывает порядка 300 тысяч заказов от петербуржцев. Основной конкурент Delivery среди агрегаторов — «Яндекс. Еда» — начал работать в Петербурге только летом 2018 года и не раскрывает количество заказов в городе.
Delivery Club в целом лидирует на российском рынке доставки еды. Сейчас компания работает более чем в 90 городах страны и в месяц обрабатывает больше миллиона заказов.
По данным Delivery Club, за 2017 год петербургский рынок вырос на 20 %. Директор по маркетингу «Достаевского» Сергей Разумов в разговоре с «Бумагой» также подтвердил, что за последние два года спрос на доставку в городе вырос в несколько раз. Отчасти это объясняется изменением отношения людей к самому принципу доставки еды.
— Рынок доставки когда-то появился, чтобы помочь организовать праздничный стол. Затем люди стали баловать себя вкусной едой и без календарного повода. Теперь всё больше растет рациональное использование: мне некогда готовить, я закажу поесть. Скоро это станет основой мотивации наших клиентов, — считают в «Достаевском».
Вместе с тем рынок Петербурга меньше московского, уточнили «Бумаге» в «Яндекс. Еде». Ниже и плотность заказов — количество заявок на доставку в час в определенном районе города. В компании «Бумаге» пояснили, что во многом это объясняется малоэтажной застройкой значительной части Петербурга и, как следствие, небольшой плотностью населения. При этом, по данным «Достаевского», петербуржцы более требовательны к качеству доставляемой еды, несмотря на то, что тратят на доставку меньше, чем москвичи. По данным Delivery Club, средний чек в Петербурге на 20 % меньше, чем в Москве, и на 4 % меньше, чем в среднем по России.

Изменился ли рынок служб доставки еды после прихода в Петербург Delivery Club и «Яндекс. Еды»?

С появлением агрегаторов заведения, у которых раньше не было доставки, стали пользоваться услугами курьеров сервисов и получили новых клиентов. Кафе и рестораны с собственной доставкой, а также крупные службы доставки с собственной кухней вроде «Достаевского» или «2 берегов» получили выбор: подключаться к сервисам и использовать их в качестве площадки для продвижения, но платить комиссию с каждого заказа, или продолжать развиваться самостоятельно.
Сейчас агрегаторы объединяют больше тысячи петербургских служб доставки, кафе и ресторанов. Подключены к ним и многие крупнейшие участники рынка. Например, «2 берега» есть и в «Яндексе», и в Delivery, а «Достаевский» и Yami Yami — только в Delivery club.
— Сотрудничество с Delivery Club помогает находиться в поле зрения клиентов, которые еще знакомятся с рынком доставки еды, — поясняют в «Достаевском». — «Яндекс» в Петербурге пока не так развит, так что перспектив в этом сотрудничестве сейчас не видим. В определенных локациях сотрудничество с Delivery Club позволяет сэкономить на рекламе и поддерживать связь с определенной категорией клиентов, — говорят в «Достаевском». При этом в компании подчеркивают, что приход агрегаторов не снизил число заказов через их собственные сервисы, и в «Достаевском» делают ставку именно на них.
В компании также отметили, что раньше поддерживали проведение акций в Delivery Club и пытались этим стимулировать приток новых клиентов оттуда, но это оказалось не очень выгодно, так как постоянные пользователи сервиса «избалованы скидками» и часто отказываются делать заказ по полной стоимости.
В «Достаевском» считают, что в будущем рынок окончательно разделится на крупные компании с собственной доставкой и небольшие частные заведения, которые будут сотрудничать с агрегаторами. В «Яндекс. Еде» же полагают, что до этого далеко: по мнению компании, пока сервисы доставки и рестораны не столько конкурируют друг с другом, сколько инвестируют в расширение рынка и привлекают новых пользователей.
— Рынок доставки еще молод, он активно растет и будет расти еще несколько лет, — комментируют в «Яндекс. Еде». — Самый основной показатель, за который сейчас борются сервисы, — снижение click-to-eat: времени с момента заказа еды до момента ее доставки. Чем меньше этот показатель, тем больше людей заказывают еду, тем больше рынок.

Как агрегаторы выполняют заказы и сколько времени курьер тратит на доставку?

В «Яндекс. Еде» «Бумаге» рассказали, что после того, как пользователь нажимает кнопку «оплатить», заказ автоматически передается в ресторан, который приступает к приготовлению блюд. В этот момент деньги за заказ только блокируются — до тех пор, пока курьер не доставит заказ клиенту. Это необходимо, чтобы сервис мог быстро сделать замену блюда по желанию клиента или в случае его отсутствия в ресторане.
Параллельно с этим алгоритмы сервиса находят курьера, который либо свободен, либо должен скоро освободиться. При этом сервис ищет не тех курьеров, что находятся ближе к ресторану территориально, а тех, кто может быстрее дойти до ресторана с учетом мостов, каналов и прочих особенностей пешеходного маршрута.
Курьер получает заказ через специальное приложение. Там он видит маршрут до ресторана. В заведении он проверяет заказ, а потом доставляет клиенту — этот маршрут также задается приложением. Среднее время от нажатия кнопки «заказать» в клиентском приложении до получения заказа составляет 33 минуты, оценивают в «Яндексе». В Delivery Club «Бумаге» уточнили, что среднее время заказа в Петербурге составляет около 40 минут, компания планирует снизить его до 30 минут.

На чем зарабатывают сервисы-агрегаторы «Яндекс. Еда» и Delivery Club?

Основной доход агрегаторы получают от комиссии, которую выплачивают рестораны-партнеры. В «Яндекс. Еде» ее размер формируется для заведений индивидуально в зависимости от разных факторов: чья логистика отвечает за доставку, каковы предполагаемые объемы заказов и так далее. Размер комиссии в компании не раскрывают.
В сети стрит-фуда Pita’s, которая сотрудничает с «Яндекс. Едой» с момента запуска сервиса в Петербурге летом 2018 года, рассказали, что для них комиссия составляет 35 % с заказа. В их случае еду доставляют курьеры «Яндекс. Еды». Другие опрошенные заведения не раскрыли размер комиссии.
О тех же 35 % комиссии ранее говорили и в Delivery. При этом если ресторан или служба доставки пользуется услугами Delivery, но доставку осуществляет сама, то комиссия составляет 20 %. В месяц Delivery Club выполняет в городах России больше 1 миллиона заказов.

Как устроена работа курьеров, доставляющих еду

Кто работает курьерами в Петербурге?

Общее количество курьеров сервисов доставки еды в Петербурге точно неизвестно. В опрошенных «Бумагой» сервисах их количество назвать отказались. При этом в Delivery Club говорили, что только в Москве у них больше тысячи курьеров.
В «Яндекс. Еде» говорят, что среди петербургских курьеров много студентов. В «Достаевском», где курьеры передвигаются на собственных автомобилях, наоборот: там работают преимущественно люди около 25 лет. При этом в обеих компаниях отмечают, что среди курьеров много людей, которые выбирают работу из-за сменного графика и возможности совмещать работу и хобби.
«Бумага» поговорила с шестью курьерами из Delivery Club и «Достаевского», а также работающими с «Яндекс. Едой». Двое из них оказались студентами, которые выбрали эту работу ради дополнительного заработка. Однако сразу четверо рассказали, что в свободное время занимаются собственными проектами.
Так, 25-летний Виктор из Delivery Club пытается стать политиком. 40-летний Алексей, работающий с «Яндекс. Едой», раньше служил в Балтийском флоте, а теперь готовит исследовательскую работу о том, как начать собственное дело в 35–40 лет. 29-летняя Наталья из «Достаевского», которая недавно перешла на работу в отдел внутренних коммуникаций, параллельно с работой курьером писала стихи и записывала песни: «Такая работа дает больше свободы, чем работа в офисе. Всё свободное время я могла тратить на свои хобби и увлечения».
Кроме того, курьеры подчеркивают, что работа помогает им изучать Петербург.
— Быть курьером в нашем городе — это очень круто. Я обожаю фотографировать парадные Питера, и в моей коллекции появилось много интересных парадных и старинных лифтов, — говорит сотрудница «Достаевского» Наталья.

Как курьеры начинают работать с сервисами-агрегаторами и как доставляют заказы?

Алексей — курьер, работающий с «Яндекс. Едой», — рассказал «Бумаге», что при устройстве на работу проходил собеседование и тестовое задание: с помощью приложения в смартфоне ему нужно было составить оптимальный маршрут для нескольких адресов. При этом «Яндекс. Еда» — информационный сервис и трудоустроены курьеры в логистических компаниях, сотрудничающих с ним.
Работающий курьер формирует свой график с помощью специального сервиса: за несколько дней до смены указывает, в какой день, сколько часов и в каком районе он готов работать. После этого система составляет расписание и в указанный день курьер выходит на смену.
Все заказы поступают в курьерское приложение, после чего работник должен дойти до ресторана, забрать заказ и отправиться к клиенту. Так, у Алексея на доставку заказа в среднем уходит около 30 минут:
— Сейчас я работаю пешком, летом катался на самокате, который выдала компания. Иногда пользуюсь общественным транспортом, если до клиента добираться дольше обычного. Да, приходится много двигаться, но мне комфортно.
Примерно так же устроена работа в других службах доставки. Виктор из Delivery Club рассказал, что также мог сам выбирать график и количество смен — он работал четыре смены в неделю по восемь часов и одну по двенадцать. Михаил, тоже работающий в Delivery Club, рассказал, что доставляет один заказ примерно за 35 минут. Наталья из «Достаевского» уточнила, что опытный курьер-водитель может за день развести до 30 заказов. При этом в компании уточнили, что меняют систему работы курьеров в пользу более четкого графика работы: «Мы хотим, чтобы в будние дни с нами работали курьеры полный день, а выходные по-прежнему оставались гибкими, с возможностью для тех, кто нацелен на дополнительный заработок».

Сколько зарабатывают курьеры?

Опрошенные пешие курьеры рассказали, что получают до 50 тысяч рублей в месяц, небольшой процент этой суммы приходится на чаевые, которые дают некоторые клиенты. Зарплата также зависит от количества отработанных часов и выполненных заказов. Например, Алексей из «Яндекс. Еды» при работе по 36–40 часов в неделю за последние полгода в среднем получал 46 тысяч рублей. В описаниях вакансий «Яндекс. Еды» указано, что курьер может зарабатывать до 2 тысяч в день. Алексей, работающий курьером, уточнил, что минимально он должен отработать 12 часов в неделю.
Михаил из Delivery Club тоже получает порядка 40 тысяч рублей. При этом его коллега Виктор рассказал «Бумаге», что зарабатывает меньше 30 тысяч. Водители с личным автомобилем зарабатывают больше, в «Достаевском» их зарплата составляет 2,5–3 тысячи рублей за смену.
В целом опрошенные курьеры подчеркивают, что не считают свою работу сложной. Из минусов, которые выделяют работники, — физическая усталость после смен с большим количеством заказов, плохая погода в городе и штрафы при некачественной доставке заказов.
— В целом это не сложная работа, — считает Виктор из Delivery. — Если ноги позволяют работать, а голова — прокладывать маршруты через приложение, то вообще плевое дело.

Как агрегаторы служб доставки влияют на работу кафе и ресторанов

Как заведения выполняют заказы на доставку?

На момент написания материала Delivery Club и «Яндекс. Еда» предлагали блюда из более чем тысячи петербургских заведений и служб доставки.
Александр Крылов — сооснователь сети Pita’s, которая работает с «Яндекс. Едой» с лета 2018 года, — рассказал «Бумаге», что агрегатор выдает партнерам планшет, на который приходят оповещения о заказах. Заведение принимает заявку на доставку и передает блюда курьеру. Если ресторан использует своих курьеров, то еду забирают они. По словам Крылова, в среднем на выполнение одного заказа для агрегатора в Pita’s уходит около 10 минут.
В бистро Ronny, работающем на Новой Голландии, «Бумаге» рассказали, что согласно регламенту работы с агрегатором в случае форс-мажора (высокой загрузки, отсутствия блюд и т. д.) заведения не отказываются принять заказ, а связываются с оператором «Яндекс. Еды».
— Мы сообщаем, что, например, у нас большой поток людей, или закончился какой-то продукт. Оператор связывается с клиентом и узнает, готов ли он заменить блюдо или подождать доставку дольше по времени. Если клиент соглашается, мы начинаем готовить. Если нет, заказ отменяется.
В Ronny отметили также, что заказы из агрегаторов могут «особенно тяжело» сказаться на работе заведения во время пиковых загрузок — при полной посадке и максимальной загрузке кухни заказами для гостей кафе. В таком случае время выдачи блюд увеличивается.

Выгодно ли петербургским кафе и ресторанам сотрудничать с сервисами доставки?

Основной доход сервисов доставки — это комиссия с заказов, которую выплачивают рестораны-партнеры. В «Яндекс. Еде» пояснили, что ее размер формируется индивидуально для каждого заведения с учетом разных факторов: например, какая из сторон отвечает за доставку, какой объем заказов предполагается и так далее.
В компании размер комиссии «Бумаге» не озвучили, но в сети Pita’s сообщили, что для них комиссия составляет 35 % с заказа (при этом доставку осуществляют курьеры, сотрудничающие с «Яндекс. Едой»). Другие опрошенные заведения не раскрыли размер комиссии. При этом стандартная комиссия в Delivery Club также составляет 35 %, но для ресторанов, которые сами доставляют заказ, комиссия равна 20 %.
В Pita’s рассказали, что подключение к «Яндекс. Еде» летом 2018 года позволило увеличить выручку на 7–8 %. По словам сооснователя сети Александра Крылова, агрегатор приносит Pita’s порядка 30 заказов в день на каждую из шести точек. В кафе Ronny и «Дзамико» на Новой Голландии рассказали, что агрегатор дает им от 5 до 15 заказов в день. При этом часть заказов приходит от новых клиентов, которые до этого в заведения не приходили.
В этих заведениях подчеркивают, что — несмотря на комиссию — поток заказов от агрегатора экономически выгоден.
— Я рассматриваю заказы от «Яндекса» как дополнительную выручку, — поясняет Александр Крылов из Pita’s. — Мы запускали собственную доставку, но потом поняли, что это не эффективно. И по своему опыту могу сказать, что комиссия «Яндекса» составляет примерно столько же, сколько мы бы сами тратили на доставку.
В бистро Ronny, которое ранее не имело службы доставки, подчеркивают, что в случае работы с агрегатором заведению не нужно тратиться на маркетинг, логистику и доставку:
— Наша задача — только приготовить. Всё остальное делает «Яндекс». В итоге даже если цена (доход от продажи блюда — прим. «Бумаги») для нас меняется, количество затрат тоже становится другим. Например, гости не занимают стулья, время официантов и так далее. Так что нам это экономически интересно.
В «Яндекс. Еде» подчеркнули, что количество заказов и объем выгоды от сотрудничества сильно разнятся для заведений разного формата:
— Есть заведения, которые работают только на вынос, им мы помогаем генерировать всю выручку. Есть такие рестораны, у которых исторически высокий трафик клиентов (как правило, это сетевые заведения), у них доля доставки в структуре ниже.
Управляющий директор Delivery Club Андрей Лукашевич в начале 2018 года в интервью РБК говорил, что из-за размера комиссии сотрудничество с сервисом выгодно небольшим заведениям, многие из которых до прихода агрегаторов вообще не имели доставки. Партнерство менее выгодно крупным сетям с собственной курьерской службой: из-за этого часть из них предпочитает развивать свои сервисы доставки.

Почему часть заведений отказывается от работы с агрегаторами и развивают свою доставку?

В Delivery Club в начале 2018 года говорили, что из-за размера комиссии сотрудничество с сервисом выгодно небольшим заведениям, но большим сетям с собственными сервисами доставки пока выгоднее заниматься этим самим. Особенно это касается сетей, где большая часть клиентов заказывает еду на дом, а не приходит в заведения. Например, в 2017 году от работы с агрегатором отказалась сеть «Додо пицца», подчеркнув, что из-за размера комиссии они работали с Delivery Club «в лучшем случае в ноль».
В группе компаний Italy Group (объединяет заведения Italy, Hitch, Italiani, Bruxxeles и другие) рассказали «Бумаге», что сейчас к агрегатору («Яндекс. Еда») в качестве эксперимента подключен только новый проект компании «Забегаловка». Ранее компания сотрудничала с сервисами и по другим ресторанам, но перешла полностью на свою доставку. Причина в том, что доля заказов от сервисов была мала, а объем прямых заказов позволял содержать свою службу.
— Своя доставка налагает гораздо большее количество задач: персонал, транспорт, формат хранения. И вводить в ресторане ее стоит, когда есть понимание, что есть спрос. В наших заведениях собственная доставка, и самый главный плюс — мы можем контролировать весь цикл: когда еда будет доставлена, не потеряет ли она вид по пути. Да и как выглядит и говорит курьер тоже важно: в данном случае он — лицо компании. За счет качества мы постоянно растем и не зависим от агрегаторов.
В ресторане «Хачапури и вино» «Бумаге» рассказали, что сотрудничали с Delivery Club, чтобы изучить спрос на доставку, и в итоге решили открыть собственную службу. Сейчас ресторан всё еще представлен в агрегаторах, но 99 % заказов получает через свой сервис.
— Мы сделали это (открыли собственную службу доставки — прим. «Бумаги») в первую очередь потому, что в собственной доставке можем напрямую осуществлять контроль качества. И влиять на него.
«[Запуск своей службы] нужен, чтобы зарабатывать и развиваться самостоятельно», — подчеркнул директор направления доставки группы компаний Ginza Project Никита Анищенко. Сейчас некоторые заведения холдинга представлены в «Яндекс. Еде», но в разговоре с «Бумагой» представитель Ginza подчеркнул, что после начала партнерства с агрегатором не заметили серьезного изменения спроса. В целом в компании отмечают, что никак не зависят от сервисов-агрегаторов.
По мнению директора по маркетингу петербургской службы доставки «Достаевский» Сергея Разумова, в будущем разделение станет еще значительнее: крупные сети заведений с собственной доставкой и локальные службы доставки будут работать сами, а сервисы вроде «Яндекс. Еды» и Delivery Club будут предлагать доставку из заведений, которые не могут позволить запустить собственную службу.
В «Яндекс. Еде» считают, что делать прогнозы о развитии рынка пока рано:
— Как показывает мировая практика, практически все рынки стремятся к консолидации. Также возможен сценарий, когда на рынке [доставки] останется несколько крупных игроков. Но об этом сейчас сложно рассуждать, потому что рынок доставки еще молод, он активно растет и будет расти еще несколько лет. На этом этапе возможности есть у разных бизнес-моделей, разных форматов и разных концепций.

Фото на обложке: vk.com/eda.yandex

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.