Что значит «партнерский материал»
Меткой «Партнерский материал» отмечена наша нативная реклама. Это журналистские тексты, которые редакция «Бумаги» подготовила при спонсорской поддержке. Наши партнеры помогают выпускать материалы на темы, которые им кажутся важными. Например, компании, разделяющие ценности здорового образа жизни, могут поддержать публикации о любительском спорте, вузы и технологические компании — рубрику о науке, а петербургские бренды — истории о городских героях.
Сделать спецпроект с «Бумагой»

Как устроены онлайн-сообщества соседей в Петербурге и какие проблемы в них решают жители района? Рассказывает социолог

«Бумага» и МегаФон делают спецпроект о том, как интернет и мобильная связь влияют на общение петербуржцев. Читайте, как изменились гаджеты, каково жить без связи и как взаимодействуют жители современных городов. А также пройдите опрос о том, как поддерживаете контакты с семьей, друзьями и коллегами.

МегаФон предлагает сверхскоростной интернет, который позволяет мгновенно обмениваться данными, общаться или смотреть видео. Сеть 4G доступна абонентам в 83 регионах России из 85.

Как районные форумы объединяют десятки тысяч жителей Парнаса, каким образом соседи знакомятся, обмениваются вещами и решают проблемы благоустройства в онлайн-сообществах и почему соцсети становятся «доской позора» для недобросовестных жильцов?

Для спецпроекта, посвященного цифровому общению и мобильной связи, «Бумага» вместе с МегаФоном поговорила с социологом города Любовью Чернышевой: она рассказала о результатах своего исследования, посвященного соседским отношениям на Парнасе.

Как устроены онлайн-сообщества жителей Парнаса и что влияет на их активность

— Тематические группы, посвященные жизни в конкретной части района, доме или парадной, объединяют на Парнасе больше 30 тысяч пользователей — что, конечно, не совсем совпадает с точным количеством жителей и является главным ограничением исследования. Тем не менее этот форум позволяет совладать с масштабом жилого комплекса.

Группы жильцов находятся во «ВКонтакте», самые инициативные участники пользуются мессенджерами, в основном WhatsApp. Группы превратились в разветвленную сеть — сейчас их больше ста: главный форум, тематические общерайонные группы — связанные с красотой и здоровьем, обменом детской одеждой, покупкой вещей, группы собаководов и так далее. В одном доме могут быть конкурирующие сообщества, чьи администраторы принадлежат к разным инициативным группам и претендуют на места в совете дома.

У меня есть гипотеза, что активность участия людей в сообществах связана с тем, доверяют они администратору, как независимому человеку, или нет. Если группу ведет застройщик, никакой активности там не будет.

Администраторы играют важнейшую роль в поддержании работы этой инфраструктуры соседства. Чтобы публичная страница стала краудсорсинговой платформой, нужно постоянно поддерживать ее — как минимум публиковать посты, предложенные пользователями, причем оперативно. Администраторы рассказывали мне в интервью, что у них есть свод правил, хоть и нестрогих. Большую часть постов, отправленных через форму «Предложить новость», администраторы публикуют — в том числе и с критикой самих администраторов форума.

Но модерацией занимаются и сами пользователи. Например, когда речь идет об обмене вещей, они могут шутить и писать оскорбления под определенными постами — например, когда люди просят дать им на время попользоваться дорогими вещами вроде компьютера или фотоаппарата либо предлагают довольно интимные вещи — вроде расчески. Оставляя комментарии — поддерживающие или критикующие, — они контролируют, что пишут другие, контролируют то, чем наполняется форум.

Как онлайн-сообщества объединяют жителей района и что в них обсуждают участники

— Совместные правила жизни всё время переопределяются. Видимо, изначально у всех разное представление о том, что такое коллективная жизнь, каковы интересы другого, что значит приватность и ответственность за общую собственность. Но общие правила нужны. И вырабатываются они через фиксацию нарушений, отклонений. Соседи постоянно следят друг за другом, фотографируют и выкладывают на форум всё, что считают нарушением — будь то оставленный у лифта мусор или собака, гуляющая без намордника. Одна моя коллега так выразилась об этих группах: «коллективные глаза района».

Существует концепция, разработанная британским социологом Бенедиктом Андерсоном. Он называл нацию «воображаемыми сообществами», в которых люди физически не могут видеть и знать друг друга из-за масштаба, но тем не менее ощущают существование, единство этого сообщества. Один из инструментов поддержания такого воображаемого сообщества — повседневные ритуалы, например утреннее чтение газет: открывая газету, читатель видит то же самое, что и другие люди, принадлежащие к той же нации, и ощущает свою принадлежность.

Мне кажется, онлайн-форум Парнаса работает подобным образом: люди не могут друг друга увидеть, но у них есть цифровая площадка, где все включены в практику наблюдения за одними и теми же событиями. Это влияет и на самоидентификацию: например, пользователи называют друг друга словами типа «парнасяне». Социологи и урбанисты часто говорят о потере, разрушении городских сообществ — из-за качества среды или появления технологий. Но команда нашего проекта с этими суждениями не согласна. Городские сообщества не умирают, они трансформируются: сопряжение онлайна и офлайна создает новое, гибридное сообщество.

Типы взаимодействия между соседями остались прежними: взаимопомощь, обмен, передача новой информации, сплетни, слухи, обсуждение вопросов, связанных с управлением домами и районом. Другое дело, что цифровой форум меняет само содержание этих практик.

Например, форум позволяет тонко настраивать дистанцию между соседями — в отличие от традиционного способа face to face — коммуникации, требующей серьезного вовлечения, — или объявлений на дверях, которые рассчитаны на односторонне направленную коммуникацию. На форумах же есть много способов коммуницировать: пассивно читать, ставить лайки, оставлять комментарии, обсуждать что-то в чатах и личных сообщениях, имея под рукой инструмент исключения других или внесения в черный список. Можно быть анонимным — или нет. Можно переходить к офлайн знакомствам и совместным действиям — или нет.

Как социальные сети влияют на отношения соседей: публичное обсуждение проблем, давление на нарушителей и борьба за благоустройство

— Одно из самых интересных явлений в форуме Парнаса — социальный контроль. Урбанисты говорят, что подобные районы — гетто, которые размывают социальный контроль. Но на форуме мы находим отличное опровержение. Людям очень интересно, что происходит в их районе, они хотят, чтобы место, где они живут, хорошо выглядело, а окружающие вели себя «прилично» — то есть соответствовали представлениям о «хороших соседях», которые ответственно относятся к вещам и пространствам, находящимся в общем пользовании, и уважают приватность других.

Совершенно нормальная ситуация — когда на форуме сфотографировано нарушение, а под ним разворачивается дискуссия на тему того, можно ли так делать или нет. Таким образом, социальный контроль здесь намного выше, чем в пятиэтажке, где я живу, — хотя мой район никогда не назовут гетто.

Люди заселялись на Парнасе, начиная с 2009–2010 годов: это время совпадает с развитием социальных сетей, появлением смартфонов, цифровизацией города. Многие из тех, кто сейчас пользуется форумом, пришли туда до того, как стали соседями, вложив деньги в рискованное предприятие — долевое строительство: в онлайн-группах они следили за ходом строительства, выкладывали фотографии, вместе переживали общий опыт. После заселения в новые дома эти же группы становились площадками для взаимопомощи, обмена информацией и контроля.

Прежде чем какая-то проблема начинает обсуждаться, кто-то должен сформулировать некую ситуацию как проблемную — этим занимаются, в частности, медиа. На Парнасе много проблем именно потому, что сами жильцы о них говорят как о проблемах. Кто-то может пройти мимо мешка с мусором в коридоре, даже не заметив его. А кто-то сделает фотографию и опубликует на форуме, тем самым превратив это в проблему, что приведет к дискуссии.

Я встречала посты и такого рода: «Я видела детей, они ломали березки, их зовут так-то и так-то, они живут в таком-то доме, давайте попробуем найти их родителей». Эту запись видят несколько тысяч человек, под ней могут быть сотни комментариев, осуждающих или поддерживающих. Стоит отметить, что во время такого коллективного обсуждения нарушители порядка могут испытывать куда более сильное общественное давление, чем во время разговоров один на один — когда кто-то, например, делает им замечание на улице.

Кроме того, с форумом связано много репутационных моментов. Там работает своеобразная доска позора — если кого-то из жильцов обманул ремонтник или мастер маникюра, про него обычно пишут пост и сообщают другим. Люди, правда, хотят понимать, что осуждение справедливо: обычно под постом разворачиваются дискуссии с требованием доказательств вины того человека, о котором пишут.

Каждый участник обсуждения тоже постоянно создает свою «цифровую» биографию, ведь все оставленные комментарии остаются в базе данных форума, не стираются. Слова другого легче найти и сложнее исказить. Иногда это важно в ходе дискуссий.

На форумах также разворачиваются инициативы по благоустройству: например, жители района вместе высаживают елочки или выходят на субботники. Недавний случай: горожане сделали палисадник, а потом застройщик вспомнил о шумоизоляции и собрался прямо через эти елочки провести шумозащитный экран. Горожане решили с этим бороться.

В этом районе активные жители: они обращаются к администрации города по поводу нелегальной торговли на улице, строительства обещанных застройщиком школ и поликлиник, ремонта дорог, создания парка, уборки снега, борются с несправедливыми тарифами на ЖКУ, которые незаконно устанавливает управляющая компания. Конечно, они часто разделяются на лагеря «за» и «против», и именно на форуме происходит обсуждение этих вопросов.

Несмотря на существование форума, индивидуальные инициативы бывают более эффективными. Любые действия, которые совершает управляющая компания, должны быть согласованы с собственниками жилья. Например, если она хочет поднять тарифы на коммунальные услуги, то должна провести собрание с собственниками жилья и вместе с ними принять решение. Компания предпочитает делать иначе, поскольку собрать их сложно и за повышение тарифов они голосовать не будут — поэтому они подделывают бюллетени и голосования.

Люди обнаруживают на своих квитанциях новые тарифы и пытаются с этим бороться. Коллективные действия в этом случае не очень работают, а работает индивидуальная подача исков в суд. После того как они выигрывают дело, управляющая компания меняет тарифы для всех жильцов дома.

Благодаря многочисленным интернет-сообществам мы можем узнавать новости своего района, общаться с соседями и совместно решать локальные проблемы. Для общения онлайн МегаФон предлагает быстрый мобильный интернет и множество цифровых сервисов: например, с роумингом «Гудбай» от оператора можно получать кэшбек в 20 % при подключении к новым тарифам линейки «Включайся»

Фото на обложке: varlamov.ru

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.