Партнерский материал
8 сентября 2021

Как устроен петербургский рынок труда в IT? И чем заинтересовать крупную компанию, если у вас нет опыта? Рассказывают HR-специалисты Semrush, «ВКонтакте» и DINS

С чего начать карьеру в IT, почему чаще работодатели конкурируют за кандидатов, а не наоборот, чем объяснить маленький процент женщин в этой сфере?

«Бумага» поговорила с HR-специалистами Semrush, «ВКонтакте» и DINS. Они рассказали, как развивается рынок труда в IT.

Как пандемия и новые тенденции сказались на трудовом рынке в IT

Анастасия Приходько, HR-директор Semrush: Пандемия стала причиной вынужденной удаленной работы, что всколыхнуло рынок труда. Если ранее работодатель конкурировал с компаниями на локальном рынке, то теперь понятия «локальный рынок» просто не существует. Компании быстро поняли, что теперь совершенно не важно, где находятся разработчики. Специалисты стали получать предложения о работе не только из разных регионов России, но и со всего мира. Это отразилось на ожиданиях соискателей, и теперь уровень оплаты труда в IT более равномерен по стране. А значит, ожидания и реальный уровень дохода в Петербурге стали близки к московскому, а в регионах — к тому, что в столицах.

Юлия Брук, HR-директор «ВКонтакте»: За последние полтора года многие IT-компании перешли на полную или частичную удаленку. Сейчас достаточно инструментов для этого: видеоконференции, рабочие чаты в мессенджерах и онлайн таск-менеджеры уже стали стандартом рынка. Мы тоже уловили эту тенденцию. Во «ВКонтакте» и раньше был довольно гибкий и свободный формат работы, но теперь мы стали активнее нанимать ребят из других городов в полностью удаленном формате.

Сейчас IT-специалисты чаще меняют места работы, чем раньше. Это, скорее всего, связано с желанием быстро развиваться и пробовать себя в решении разных задач. Мы адаптировались под этот тренд раньше, чем он стал заметен: внутри «ВКонтакте» есть возможность переходить из команды в команду и браться за новые проекты.

Как организован процесс найма IT-специалистов в 2021 году

Ольга Игнатьева, руководитель команды рекрутмента Semrush: У кандидатов всегда очень большой выбор. Поэтому для привлечения соискателей компаниям нужно правильно выстроить процесс приема на работу: так, чтобы кандидат прошел все этапы отбора, но при этом не упростить его слишком.

В нашей компании полностью отказались от тестовых заданий для кандидатов на dev-вакансии. Пока что этот подход нельзя применить для всей компании, ведь иногда важно проверить умение писать те или иные тексты. Однако мы постарались максимально перенести фокус со «сделайте», на «покажите примеры ваших прошлых работ». Мы описываем кандидатам все этапы отбора заранее, чтобы они решили, готовы ли их пройти. И даем развернутый фидбек о сильных и слабых сторонах кандидата. Во-первых, люди, учтя рекомендации, через некоторое время к нам возвращаются; во-вторых, они рассказывают знакомым, которые тоже ищут работу в IT, что в нашей компании можно получить обратную связь, а это встречается нечасто.

При отборе кандидатов мы смотрим и на hard-, и на soft-skills. В первую очередь обращаем внимание на умение мыслить системно, принимать решения, исправлять ошибки.

Елизавета Глухова, руководитель группы по подбору персонала DINS: На рынке IT чаще компании конкурируют за кандидатов, а не наоборот. Например, Java-разработчик высокой квалификации, разместив свое резюме в свободном доступе, за пару дней может получить 50–60 предложений. Вместе с тем мы, конечно, тоже оцениваем кандидатов. В среднем чтобы закрыть вакансию, например, разработчика, рекрутеру надо отобрать 50–100 подходящих резюме. Далеко не все активно рассматривают предложения о работе, чаще мы стараемся заинтересовать «холодных» кандидатов. Активно работаем с рекомендациями наших коллег. Чаще всего стандартного испытательного срока длиной в 3 месяца вполне хватает для того, чтобы новый сотрудник влился в команду и смог полноценно решать свои задачи.

Почему в этой сфере мало женщин и можно ли изменить ситуацию

Ольга Игнатьева, руководитель команды рекрутмента Semrush: Общество, государство и бизнесы порой блокируют приход женщин в IT-компании. Изначально в сфере их было много. Ситуация поменялась не в пользу женщин, но сейчас мы с радостью наблюдаем обратный тренд. И более того, участвуем в нем.

Компании понимают: для того чтобы создать классный продукт, нужно формировать команду, в которой будут представлены разные взгляды на него. Если над проектом работают люди одного пола, возраста, с похожим образованием – компания платит несколько зарплат за одно мнение. А если это люди с разным бэкграундом, среди которых есть и мужчины, и женщины, коллектив добьется лучших результатов.

Юлия Брук, HR-директор «ВКонтакте»: Исторически сложилось, что IT-индустрия считается «мужской», и статистика обычно это подтверждает. Но, как и в других сферах, в последние годы женщин становится больше. На это влияет доступность образования, изменение культуры и появление всё большего числа вдохновляющих известных специалисток, на которых можно равняться. Для успеха не важно, какого ты пола, это в первую очередь вопрос желания, возможностей, знаний и немного удачи. Быть первопроходцем бывает непросто, но в ведущих компаниях для всех равные условия и есть поддержка профессионального сообщества. У нас во «ВКонтакте» немало девушек на руководящих должностях, в том числе и технических.

Какое образование нужно для работы в IT и можно ли обойтись онлайн-курсами

Юлия Брук, HR-директор «ВКонтакте»: Образование, которое необходимо кандидату, очень сильно зависит от должности, на которую он претендует. Иногда достаточно практических навыков и не так важно, каким образом они получены: самостоятельно, на курсах, в университете. Но в некоторых случаях поможет только системное университетское образование — математическое или computer science, — в идеале в ведущем вузе: ИТМО, ВШЭ, МФТИ, Бауманка, СПбГУ, МГУ и других. Это касается в первую очередь исследовательских специальностей.

Ольга Игнатьева, руководитель команды рекрутмента Semrush: Высшее образование в IT позволяет шире смотреть на продукт. Но онлайн-курсы тоже могут дать достаточно знаний и навыков для работы. Главное в нашей сфере — увлеченность. Если она есть — не важно, где вы учились. А непрофильное образование поможет тем, кому нужно уметь видеть продукт с разных сторон: проджект-менеджерам, продакт-менеджерам и quality assurance. Чтобы создавать сервисы, которые полезны людям, нужно их понимать, и знания в еще одной области будут только на руку.

Екатерина Громова, HR-директор DINS: Человеку с хорошо развитым логическим мышлением может хватить онлайн-материалов, чтобы начать работу в качестве инженера по тестированию. Да и основам разработки сейчас неплохо учат многие компании — как специализирующиеся в области обучения, так и продуктовые, которые обучают специалистов под свои нужды. Конечно, если непрофильное образование перекликается с предметной областью продукта, который компания выпускает или поддерживает, это, безусловно, будет плюсом для кандидата.

Как попасть на стажировку в крупную компанию и сложно ли потом устроиться на работу

Ольга Игнатьева, руководитель команды рекрутмента Semrush: Если у кандидата есть цель попасть на стажировку, это будет несложно. Таких предложений много, и стажеров берут без опыта. Но нужно четко понимать, какой результат вы хотите получить, и перед началом отбора уточнить, будет ли у вас ментор, дадут ли вам реальные задачи и какие у компании ожидания от стажеров. Это поможет не только разобраться в том, подходит ли вам стажировка, но и узнать, как компания настроена по отношению к кандидатам. Одни фирмы берут стажеров, чтобы вырастить из них специалистов, а другие лишь поддерживают свой имидж таким образом.

Перед тем как взять кандидата на стажировку, в компании ему задают несколько вопросов. Если вы расскажете о том, что уже пробовали применять свои знания — например, сделали игру или разобрались с кодом, — это будет большим плюсом.

Чаще всего стажировки длятся два месяца. Они всегда оплачиваемые и при желании их можно совмещать с работой или учебой, договорившись о графике работы с наставником. Например, наши менторы дают задачу кандидату утром и ждут ее решения к вечеру. Или ставят цели стажерам на неделю. Тем не менее, если вы готовы работать больше, вероятность, что вам предложат устроиться в компанию, конечно, выше.

Юлия Брук, HR-директор «ВКонтакте»: Чтобы попасть на стажировку, обычно нужно cправиться с кодингом, алгоритмами. Но стажировка — отличный шанс для старта карьеры в известной компании: можно многому научиться у своего ментора и получить тот самый опыт, которого требуют работодатели.

Мы проводим программу летних стажировок «ВКонтакте на практике». Мы не смотрим на корочки, и у нас нет возрастных рамок. Каждый кандидат получает тестовое задание, но в большей степени всё решает собеседование с ментором и командой. Если показать необходимый уровень знаний и мотивации, то попасть к нам в команду на два месяца можно и без опыта.

Денис Муллачанов, директор департамента по работе с большими данными DINS: Устроиться на стажировку, на мой взгляд, довольно просто. Но при одном условии: если продемонстрируете минимально необходимые знания, мотивацию и способность к быстрому обучению.

Мы любим работать со стажерами, так как это приносит несоизмеримо больше пользы, чем затрат. Кандидаты имеют мотивацию к обучению и качественному выполнению работы, а также отличную производительность. Мы берем в штат около 98 % стажеров, прошедших шестимесячную стажировку. Такой специалист может вырасти до middle-позиции за 1–2 года, а за 3–4 года – до senior- или даже teamlead-позиции.

Semrush — международная IT-компания, объединяющая свыше 900 профессионалов в пяти странах мира (Россия, Кипр, Чехия, Польша и США). Semrush предлагает решения для SEO, PPC, социальных сетей и анализа конкурентов. Фундаментальная ценность компании — всегда отдавать приоритет людям, а не процессам.

хочу здесь работать

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.