30 октября 2019

Как мотивировать сотрудников, когда не можешь платить высокие зарплаты? Рассказывает основатель iGooods

«Лучше здесь» — проект «Бумаги» и Банка «Санкт-Петербург», посвященный петербургскому бизнесу. Это серия встреч петербургских предпринимателей, а также рубрика и рассылка «Бумаги» о городском бизнесе.

На «Лучше здесь» уже выступали представители «Лосево», «Светлой музыки», школы #Sekta, сетей «буше» и «Цех 85», пространства «Севкабель Порт», Кировского завода, бюро Delo Design, бренда косметики «Самосвет» и других петербургских компаний.

Если вы занимаетесь бизнесом в Петербурге и хотите поучаствовать в одной из встреч, расскажите нам о себе, пожалуйста, заполнив короткую форму. Мы будем рады с вами познакомиться!

7 октября в Академической капелле прошла большая встреча «Бумаги» и Банка «Санкт-Петербург» «Лучше здесь», посвященная обучению в бизнесе. Более 350 предпринимателей слушали выступления Григория Куниса, профессора Стокгольмской школы экономики в Риге Петера Зашева, CEO диджитал-агентства Nimax Никиты Михеенкова и основательницы издания The Bell Елизаветы Осетинской.

Как iGooods избегает текучки кадров, почему в компании при низких зарплатах выдвигают высокие требования к кандидатам и как личная ответственность сотрудников позволила руководству не участвовать во многих рабочих процессах? Основатель сервиса доставки продуктов из гипермаркетов iGooods Григорий Кунис рассказывает о работе с кадрами в своей компании.

Григорий Кунис

Сколько людей работает в iGooods и чем они занимаются

— IGooods — это сервис для людей, для которых поход в гипермаркет стал слишком нудной обязанностью. Либо для людей, которым физически тяжело самим ходить в магазин. Когда, например, у тебя много детей, поход в магазин не приносит никакого удовольствия. Мы — агенты этих людей, отвечающие за то, чтобы в доме было всё необходимое.

В выходной день мы получаем около 2800 заказов. Работает у нас около 800 человек: основная часть в Петербурге, меньшая — в Москве. Сервис функционально разделен на две части. Первая — персональные закупщики. Они отвечают за сборку заказов, упаковку. Вторая — курьеры. Это две совсем разные профессии.

Как в iGooods объясняют высокие требования к сотрудникам, несмотря на низкие зарплаты

— Закупщики — это совершенно новая профессия. Мы сразу задали высокую планку. Из ста кандидатов к нам проходят два-три человека.

Закупщик должен совмещать несколько умений. Оказалось, что 60–70 % не подходят по одному признаку: у них низкая скорость визуализации товаров на полке. То есть они не могут быстро найти нужный товар. Мы просто разоримся, если будем полагаться на их скорость.

Мы даже создали вступительный тест: запускаем кандидата в гипермаркет, и он должен за отведенное время набрать нужное количество товаров. До 60 % кандидатов сыпятся на этом этапе.

Закупщику нужно быстро перемещаться, кандидат должен быть физически подготовлен. За 12 часов сборки закупщик проходит около 10 километров.

При этом платить много мы не можем. В Петербурге люди не готовы отдавать за доставку больше 249 рублей — эти деньги делятся между закупщиком, курьером и компанией. Это, конечно, не всё, что мы зарабатываем. Есть и комиссия от торговых сетей.

Текучка кадров среди закупщиков — 20–25 % в год, что немного. Закупщики в Петербурге у нас получают в среднем 30 тысяч рублей — очень скромные деньги. Стандартно за месяц они работают 15 смен по 12 часов.

Как в iGooods ввели личную ответственность сотрудников за качество услуги

— Мы встроили несколько вещей, которые позволяют системе самонастраиваться. Для этого мы посмотрели, как работают сервисы такси. Они, например, просят клиента оценивать работу таксиста.

Так мы пришли к системе личной ответственности закупщика и курьера перед клиентом. И сделали это на более высоком уровне, чем в такси. Таксиста ты, вероятно, видишь в первый и последний раз. А у нас высока вероятность, что ты встретишься с тем же работником и при следующих заказах.

Эта модель оказалась важной для клиентов и для персонала — они поняли, что если допустят косяк, им сразу прилетит. Если сделали работу хорошо — идет поощрение. А мы в процессе почти не участвуем — и получаем стабильный сервис.

Мы даем сотрудникам чувствовать себя значимыми. На них не давят, они чувствуют себя полезными.

Как создать корпоративную культуру, которую сотрудник не захочет покидать

Нужно верить в людей. В каждом есть позитивное начало, и его необходимо раскрыть. Я думаю, что самореализация интересует человека даже в большей степени, чем заработок.

Необходима толерантность к ошибкам. Понятно, что на каком-то этапе наказания не избежать. Если смена сотрудника начинается в 9, его ждут клиенты, а он проспал и пришел в 10, его следует каким-то образом наказать. Но если человек допустил ошибку, которая не зависела от него, — например, не заметил, что помидоры подгнили, потому что это помешала сделать упаковка, — мы его не наказываем.

Люди должны привлекать людей. Новый отбор у нас проходит уже с участием существующего персонала. По сути, финальное решение о приеме на работу принимают закупщики и курьеры — те, с кем кандидату и предстоит работать.

Как iGooods планирует выйти за пределы Петербурга и Москвы

— Компания стоит 3 миллиарда рублей и будет стоить в несколько раз больше через один-два года.

Сейчас нам нужно масштабировать бизнес в России. Одно дело работать в Петербурге и Москве, где мы можем себе позволить сильную команду управленцев. Но в регионах у нас таких возможностей не будет.

Мы решили запустить франшизы и пытаемся добиться, чтобы наши партнеры соответствовали по уровню сервиса. А в будущем мы планируем выйти и за пределы России.

ТЕГИ: 
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.