27 декабря 2018
Как петербургский бизнес зарабатывает на подготовке к Новому году — от такси и ресторанов до отелей и книжных

Проект «Лучше здесь» — это серия встреч петербургских предпринимателей и рубрика «Бумаги» и Банка «Санкт-Петербург» о петербургском бизнесе.

Если вы занимаетесь бизнесом в Петербурге и хотели бы прийти на эту встречу — расскажите нам о себе, пожалуйста, заполнив короткую форму в конце материала. Мы будем рады с вами познакомиться!


Насколько перед Новым годом увеличивается число заказов в сервисах такси и доставки еды, как бары и рестораны работают во время праздников и почему петербуржцы начали экономить на подарках?

«Бумага» узнала у «МЕГИ», «Яндекс.Такси», «Подписных изданий» и других компаний, работающих в Петербурге, о том, как Новый год влияет на их работу.

Магазины книг и подарков

Михаил Иванов

совладелец «Подписных изданий»

— В году у нас обычно два пиковых месяца — август, когда в Петербурге много туристов и многие возвращаются из отпуска и с каникул, и декабрь. Причем в декабре покупателей значительно больше, а выручка — в два раза больше среднемесячной.

Готовиться к Новому году мы начинаем еще в феврале — работаем над новой коллекцией, так как сами производим открытки, упаковку и другие новогодние товары. Праздничный ассортимент других поставщиков рассматриваем примерно с июля, а в октябре ведем активные закупки товара, в основном книг.

Есть и организационная подготовка — нужно сделать так, чтобы всё работало без сбоев. Примерно с середины декабря поток клиентов активно растет, а 29-го и 30 декабря становятся самыми загруженными днями. На это время мы нанимаем временных работников на упаковку и другую помощь, а постоянные работники берут сверхурочные. Если в обычную смену у нас в среднем работает 7–8 человек, то 30 декабря только продавцов будет 16 человек. В последние десять дней декабря мы также организовываем корпоративное питание — чтобы сотрудники не тратили время и силы на поход на обед, а могли отдохнуть.

Посленовогодние каникулы — тоже хорошее время. В Петербурге много туристов, а оставшиеся здесь местные гуляют по городу. К обычному уровню продаж всё возвращается в последний нерабочий день, в дальнейшем январь — обычный месяц по показателям.

И перед праздниками, и на каникулах лучше всего в магазине покупают актуальные новинки, более чем в два раза растут продажи альбомов по искусству, в разы больше продается открыток и детских книг. Средний чек увеличивается примерно на 30 %, но в этом Новом году мы фиксируем снижение по сравнению с прошлым, что объясняется общим падением покупательной способности населения. Условно, люди покупают ту же книгу, но уже не в твердой обложке, а в мягкой.

Илья Криворот

гендиректор сети «Республика»

— Весь декабрь у нас проходит с повышенным трафиком, а с 15-го он сопровождается ростом количества касс и продавцов. С 24–25 декабря мы просто наблюдаем, как покупатели разбирают магазин на части, и стараемся по возможности не мешать.

Если сравнивать декабрь целиком со стандартным месяцем, то число покупателей увеличивается в три раза, а если говорить только про последние числа года, то в десять раз. Корректируются немного и предпочтения: книги чуть утрачивают свою популярность, их доля временно сокращается, а на первый план выходят сувениры, подарки, товары для дома и путешествий.

Торговые центры

«МЕГА»

пресс-служба

— В декабре и январе мы обычно наблюдаем значительный рост посещаемости. В этот период растут продажи многих категорий: одежды, косметики и украшений, бытовой техники, детских товаров и других. Кроме того, в декабре и январе в наших магазинах проходит зимняя распродажа и большое количество развлекательных мероприятий — от ярмарок и утренников до шоу и конкурсов, что также привлекает в центр большое количество гостей.

В среднем посещаемость магазинов перед Новым годом вырастает на 15–20 %. В этот период в выходные в «МЕГУ Парнас» и «МЕГУ Дыбенко» приходит около 70 тысяч гостей ежедневно.

ДЛТ

пресс-служба

— Трафик в ДЛТ возрастает уже в первых числах декабря. В этом году число клиентов значительно увеличилось уже с открытием Новогоднего базара и катка 1 декабря.

Пик посещаемости приходится на последние недели перед Новым годом, но уже в первые три недели декабря ДЛТ посетили почти на 70 % больше гостей, чем в аналогичный период в ноябре. Меняется и состав покупок — большим спросом пользуются универсальные подарки, такие как аксессуары, парфюмерия и косметика.

«ИКЕА»

пресс-служба

— Для нас предновогодний период — самый пиковый в этом году. В декабре мы традиционно получаем самый большой объем товара, плюс 20 % к среднемесячному объему. Это связано с ранним заказом на новогоднюю коллекцию, которая полностью приходит в начале декабря. Кроме того, поскольку российские поставщики не работают в новогодние праздники, весь объем для продаж от них в праздничные дни мы получаем до 25-го декабря.

В целом мы планируем мероприятия на год вперед, и еще летом прогнозируем, какие дни будут с максимальным притоком покупателей. За два месяца мы планируем расписание сотрудников, усиливаем смены. В ресторане для покупателей мы увеличиваем объемы поставок в два-три раза в выходные и праздничные дни.

Посетителей в магазинах в этот период становится больше в среднем на 10 %. В этом году посетители для подарков чаще выбирают недорогие товары, но покупают больше. На 15–20 % растет количество позиций в чеке, а средний чек — на 30 %. Кроме того, активно приобретают мебель — кухни и гардеробы. Из товаров для дома наиболее популярны бокалы для вина, тарелки, а также всё, что нужно для встречи гостей: стулья и табуретки, салфетки, подушки, гостевые тапочки.

Кстати, тапочек мы продаем больше на 40 % (3500 пар), чем обычно. В ресторане для покупателей и в бистро гостей сейчас на 40 % больше, чем в обычный будний день, например, сентября. В праздничный период приток гостей достигает 10–11 тысяч человек: люди приходят целыми семьями.

«Гранд-Каньон»

пресс-служба

— Рост количества покупателей начинается с 12 декабря, а с 5 января наступает спад, который потом переходит во всплеск 7-го числа. В целом по сравнению с обычным месяцем трафик увеличивается на 20 %. Кроме количества покупок растет и средний чек — люди легче тратят деньги.

Сервисы такси

«Везет»

пресс-служба

— В декабре число заказов прирастает на 13–17 % в среднедневном выражении в сравнении со средним значением в ноябре или октябре. А вот в январе горожане отдыхают от суеты. В минутах выглядит очень наглядно: в декабре 2017 года пассажиры наездили 35 764 000 минут, а в январе 2018 года — 25 976 388 минут.

В основном самыми популярными направлениями в новогодние праздники являются спальные районы — люди уезжают домой. А вот если посмотреть статистику самых популярных мест досуга, куда ездят петербуржцы в праздники, то это театры имени Ленсовета и Мариинский, катки в Таврическом саду и в парке на Крестовском острове.

Как показывает опыт, последние несколько лет стоимость проезда в праздничные дни отличается от обычной тарификации незначительно. В прошлом году в ночь на 1 января поездка от катка на Крестовском острове до дома в Приморском районе стоила 380 рублей, а в будний день — 285 рублей.

Для удовлетворения повышенного спроса увеличение стоимости необходимо, иначе активным водителям просто невыгодно делать выбор в пользу дороги, отказываясь от семейного застолья. При этом, по нашим данным, в новогоднюю ночь 2018 на дороги Петербурга выехали на 13 % больше водителей, чем в обычную ночь понедельника.

«Яндекс. Такси»

пресс-служба

— Спрос на услуги такси растет со второй половины декабря, когда горожане ездят по магазинам за подарками, поздравляют коллег и партнеров, а в городе проводят много вечеринок и корпоративов. Из-за этого в городе возникают большие пробки, которые сохраняются до позднего вечера.

Спрос на услуги такси уже сейчас почти в три раза больше, чем в обычный месяц, а в Новый год нагрузка будет примерно такой же, как во второй половине декабря. Пиковыми днями по нагрузке являются «корпоративные пятницы», когда проходят корпоративы.

Во время новогодних вечеринок формируется ночной «час пик», когда много людей одновременно хотят уехать с праздника. Чтобы уехать быстрее и дешевле в промежуток с 21:00 до 3:00, лучше всего вызывать такси за 15–20 минут до наступления целого часа, например, в 23:45, а не в 00:00, так как спрос в это время немного снижается.

После 2 января повышенный спрос сохраняется. Люди ездят в гости, на новогодние елки, посещают катки и так далее. Вместе с тем, как правило, во время новогодних праздников на линию выходит меньше водителей. Они тоже отмечают Новый год и стараются отдохнуть.

Отели и хостелы

Сергей Сорокин

совладелец Soul Kitchen

— На Новый год мы удваиваем штат персонала в смене. Например, выходят две горничные, а не одна: заезжает и выезжает больше людей, соответственно, больше задач по уборке. На Рождество, Новый год и Старый Новый год мы также готовим для гостей домашние ужины и дарим небольшие подарки.

У нас останавливается много иностранных гостей, которым для посещения России нужны визы, поэтому в среднем люди бронируют у нас жилье примерно за месяц до заселения. Российские гости — примерно за две недели. Сейчас у нас уже практически всё занято на праздники: забронировано 75–80 % мест. Но думаю, что на новогоднюю ночь какие-то места останутся: этот праздник обычно встречают с семьей.

В целом предновогодний период для нас более спокойный, лишь с небольшим всплеском в последние дни. Основной ажиотаж начинается с 1 января. Для сравнения: в декабре у нас было занято 30–35 % мест, на Рождество — около 55 %, в предновогодние дни — 65–70 %, а с 1 по 4 января обычно мы заполнены на 100 %. Резкий спад наступает 6 января, и остальные дни месяца самые глухие.

Чтобы определять цены на конкретные даты, мы анализируем свою динамику, смотрим на цены конкурентов и учитываем другие факторы. Сейчас у нас установлена цена обычного высокого сезона: если в начале декабря минимальная цена места была 720 рублей, то на январские праздники — от 1300 рублей. Комнаты гостиничного типа стоили от 2800 рублей, сейчас — от 4500 рублей.

Выгода праздничного периода для отелей «компенсирует» другие очень невыгодные периоды. Петербург отличается яркой сезонностью: после августа идет поступательный спад, достигающий минимума в декабре, а потом начинается подъем на праздники, после которого идет падение на самое дно в январе. Что-то более-менее похожее на извлечение прибыли появляется в марте, а самый высокий сезон — с конца июня до конца августа. В этот период людей в целом примерно столько же, сколько на Новый год, а то и больше.

Михаил Веричев

гендиректор «AZIMUT Отель Санкт-Петербург»

— Активное бронирование номеров в гостинице начинается с начала декабря, а пик происходит к середине месяца. Сейчас в отеле полностью загружены номера на празднование Нового года. 1 января загрузка гостиницы немного снижается, но со следующего дня все номера опять заняты — вплоть до 7 января.

Можно сказать, что процент загрузки гостиниц значительно выше, чем в предыдущий период, из-за сезонности. Но это время, когда загруженность номерного фонда в 1,5 раза выше, чем в целом за месяц, очень короткое и составляет всего восемь дней.

Александр Дрызлов

руководитель отдела продвижения сети отелей и хостелов «Друзья»

— Более-менее активно гости начинают бронировать с начала декабря, но наибольшее количество бронирований приходит за неделю и непосредственно в сами даты каникул. Загрузка высокая, но почти всегда некоторое количество мест остается свободными — за исключением пары-тройки ночей и, конечно, самой новогодней ночи.

Наш график или другие детали работы не меняются, просто работать приходится в более напряженном режиме. Например, в новогоднюю ночь на смену выходит дополнительный администратор, а на следующий день — еще одна горничная. Сотрудники, работающие в новогоднюю ночь и 1 января, получают двойную ставку.

Если брать отдельно дни январских праздников и сравнивать показатели с декабрем, то по загрузке они выше всего на 10–15 %, средняя цена за ночь возрастает в два-три раза. Однако, если рассматривать показатели по январю в целом, то за счет снижения загрузки и падения цен на проживание сразу после праздников, мы имеем результат не намного отличающийся от других зимних месяцев. Пожалуй, такая же или чуть более высокая нагрузка наблюдается на майские праздники или во второй половине июня.

Марина Семенова

директор службы приема и размещения гостей отеля Wynwood

— Уже осенью мы начинаем формировать стратегию продаж на время высокого спроса в праздники, заказываем новогодние украшения и всё необходимое для бесперебойной работы. Бронировать проживание гости начинают с конца лета, самый активный спрос приходится на конец ноября — начало декабря.

На данный момент у нас еще есть свободные номера, так как мы придерживаем лучшие для постоянных клиентов, а также знаем, что большое количество заявок поступает в самые последние перед датой заезда дни. Самые пиковые дни по проживанию — с 30 декабря по 2 января.

Показатели загрузки отеля в праздники, конечно, выше нашей средней загрузки в низкий сезон, но сильной разницы мы не наблюдаем, так как на протяжении года встречаем дни с загруженностью до 100 %. Например, период белых ночей или дни проведения ПМЭФ.

При этом не во все дни новогодних каникул спрос максимален. Для отелей в этот период есть риск назначить слишком высокую цену и не получить ожидаемого количества гостей, а значит, не максимизировать выручку. В связи с этим мы внимательно работаем с динамическим ценообразованием и подстраиваемся под спрос в конкретный день. В целом цена на новогодний период примерно на 40 % больше, чем в декабре. Но максимальные цены приходятся все-таки на летний период.

Продажа елок и организация праздников

Компания по продаже елок «Петроелки»

дирекция

— Продажа срезанных елок проходит только в Новый год, но саженцами мы торгуем весь год. К Новому году мы начинаем готовится с сентября, а активные продажи проходят с 10 по 31 декабря.

За весь период мы продаем несколько тысяч елок (стоимость елок компании начинается от 1190 рублей — прим. «Бумаги»). В день мы совершаем до 300 доставок по городу и области, у нас работает больше 30 водителей. При этом на доставку елок в Петербурге спрос пока слабый, соответственно и рынок не очень развит — но потихоньку растет.

Михаил Соловьев

гендиректор агентства по организации мероприятий «РеМарк»

— Подготовка к новогодним мероприятиям состоит из нескольких этапов и начинается с лета. Сначала мы ищем новые оригинальные идеи, затем готовим сценарии и ищем исполнителей, а уже потом работаем с заказчиками.

Декабрь для организаторов мероприятий — традиционно высокий сезон. Большой поток заказов приходятся именно на этот месяц и первую неделю января. Их больше не только из-за праздников и корпоративов, но и из-за растущей активности ретейла по стимулированию продаж перед Новым годом — маркетинговых мероприятий, промоакций и так далее. При правильном планировании работы организаторы мероприятий в этот период могут увеличить выручку на порядок: число заказов в корпоративном сегменте растет в два-три раза, а если считать каждый выезд Деда Мороза к клиенту домой, то рост не ограничен.

Стоимость домашнего праздника в Петербурге сейчас начинается от 10 тысяч рублей (работа двух аниматоров, хлопушки, шарики, подарки для конкурсов и реквизит). При этом в целом стоимость мероприятий очень индивидуальна и зависит от содержания — то есть приглашенных артистов, аниматоров и так далее.

Рестораны и кафе

Йос Фрумкин

совладелец кафе «Фартук» и бара Union:

— У нас два очень разных заведения, соответственно, разный подход к Новому году. Например, в Union можно отпраздновать Новый год на спецмероприятии, на которое мы продавали билеты по 2500 рублей, а «Фартук» 31 декабря заканчивает работу в 20 часов.

Такая же разница и на каникулах. В Union проходит много мероприятий, а «Фартук» работает в обычном режиме выходного дня. Это объясняется просто: если у тебя заведение про еду, а не про тусовку и веселье, то в декабре даже в предновогодние дни будет довольно уныло. Так, если в Union во второй половине декабря есть подъем количества посетителей на 5–10 %, то в «Фартуке» никакого наплыва в это время нет.

На каникулах ситуация меняется, и весело становится везде, по крайней мере, в первые четыре-пять дней: общий поток гостей вырастает примерно в два раза. Но и тут разница большая. Для «Фартука» это совсем не пиковый месяц, так как январю тяжело сравниться с летними месяцами, когда работает терраса. В Union же обычно самое веселье происходит по выходным, поэтому январь — это пик, просто потому, что там не восемь выходных, а 14–15. Но в любом случае новогодний период никак нельзя сравнить с теми показателями, какие мы имели во время Чемпионата мира.

Группа компаний Ginza Project

пресс-служба

— Предновогоднее время и праздники — одни из самых активных дней в плане гостевого потока. Банкеты и новогодние корпоративы, просто предпраздничные встречи с друзьями — рестораны работают в режиме нон-стоп.

В этом году мы отмечаем очень большой запрос на встречу новогодней ночи именно в ресторанах. Количество посетителей в эти дни увеличивается в несколько раз, не меньше половины из них точно приходится на банкеты и корпоративы. При этом люди хотят праздника и, конечно же, не скупятся на более дорогие блюда. Новый год нельзя назвать самым пиковым периодом года по показателям, но он один из них.

Эльдар Кабиров

совладелец «Пицца 22 см»

— Влияние Нового года на заведение очень сильно зависит от его специализации, места работы и даже года. Например, в первые годы после кризиса 2014 года из Петербурга на праздники улетало гораздо меньше людей и поток клиентов в заведениях значительно вырос.

Лично мы могли бы работать в Новый год вообще без перерыва, но решили не открываться в ночь на 1 января — просто из-за идеи, что это все-таки семейный праздник, и персонал тоже хочет отметить его.

У нас в городе многие люди копят на походы по заведениям на Новый год, поэтому, конечно, в предновогоднюю неделю количество гостей резко увеличивается, и по продажам она, наверно, пиковая в году. Люди не особо думают о деньгах, заказывают то, что нравится: знаю, что есть заведения, которые специально на время праздников меняют цены.

При этом в целом декабрь самым прибыльным месяцем года назвать не могу — в остальные три недели никакого всплеска нет. Тоже самое происходит в январе: неделю люди ходят по барам и ресторанам, а потом количество гостей резко падает.

В целом, чтобы сделать в новогоднее время несколько среднемесячных выручек, нужно быть большим холдингом с несколькими ресторанами, в которых постоянно проходят корпоративы. В случае остальных заведений другие месяцы ничем не хуже. Например, хороший поток гостей летом или в октябре-ноябре, когда петербуржцы уже привыкают к осени и начинают активно гулять по городу.

Kuznya House

пресс-служба

— Ресторан не работает в новогоднюю ночь, затем мы возвращаемся в обычный режим и проводим новогодние вечеринки. Поток посетителей резко увеличивается примерно с 20 декабря, когда наступает время корпоративов, посиделок и встреч компаний друзей по 10–20 человек.

С 1 января Новая Голландия становится местом притяжения для жителей и гостей Петербурга. Посещаемость острова в обычные выходные составляет 2–5 тысяч человек, а в праздничные — 25 тысяч. Соответственно, многократно увеличивается и посещаемость ресторана. Вплоть до 8 января у нас полная посадка с открытия до закрытия. В привычное русло всё возвращается примерно с 10 января.

Новогодние праздники — безусловно прибыльный период для ресторанов. Но для нас самый высокий сезон в году — летний.

Сервисы доставки еды

Артур Чистяков

операционный директор Delivery Club

— В течение года три самых сложных периода. Кроме Нового года, это всегда 8 марта и 14 февраля. И дни специальных акций, которые время от времени организовывает сам сервис. К таким событиям мы начинаем готовиться не меньше чем за месяц.

Мы начали принимать заказы на Новый год с 24 декабря и активизируем в праздничные дни все ресурсы доставки — от полного штата наших курьеров до сотрудников офиса и партнеров из логистических компаний. В обычные дни курьеры Delivery Club работают круглосуточно — у нас нет выходных и праздников. Но в новогоднюю ночь мы хотим, чтобы они тоже смогли провести время с семьей и друзьями. Так что в канун Нового года будем трудиться до 20:00, а в полную силу заработаем 1 января с 13:00.

Средний чек на доставку еды в праздники сильно растет. В канун Нового года заказы на несколько десятков тысяч рублей для одного пользователя — обычное дело. Многие рестораны готовят специальное банкетное меню, но эти блюда нужно заказывать за несколько дней до события. В праздники к привычным для пользователей роллам, пицце и бургерам всегда добавляются более интересные и даже редкие блюда: клиенты позволяют себе то, от чего часто отказывались раньше.

В целом мы ждем трехкратного увеличения заказов 29, 30 и 31 декабря во всех городах работы сервиса (на данный момент Delivery Club ежемесячно обрабатывает порядка 300 тысяч заказов от петербуржцев — прим. «Бумаги»).

«Достаевский»

пресс-служба

— Все службы нашей компании готовятся к таким напряженным периодам, как Новый год. Отдел маркетинга разрабатывает специальные предложения, аналитики прогнозируют объем предварительных продаж, отдел закупок корректирует свои планы, операционный отдел составляет усиленный график работы поваров и курьеров. Все сотрудники с автомобилями, включая руководство компании, готовятся выйти в поля и развозить заказы.

У наших клиентов есть возможность оформить заказ даже за год до наступающего праздника, но пик всё равно приходится на последние полторы недели. К Новому году спрос на доставку увеличивается на 30 % относительно среднего числа в декабре. Пик приходится на последнюю неделю декабря: период корпоративов и неистовой подготовки к празднику. 31 декабря мы принимаем заказы, но доставляем только до 21:00, а 1 января первый заказ привезем в 16:00. Новый год — праздник для всех, поэтому наши работники кухонь и курьеры также отдыхают.

Именно 31 декабря клиенты заказывают большое количество роллов и салат оливье. Заказов в новогодние праздники больше, клиенты заказывают чаще, но средний чек немного падает. Днем 1 января повышается спрос на горячие супы и сытные блюда. Динамика высокого спроса сохраняется до конца новогодних праздников — это время встречи с друзьями и родными, и далеко не все готовы тратить его на приготовление угощений.

Новогодние праздники — один из самых напряженных периодов года, но самые напряженные по числу заказов — мартовские. К 8 Марта нет такой устоявшейся традиции накрывать праздничный стол, поэтому клиенты охотно заказывают доставку еды на дом и в офис.

Бары

Петр Лобанов

гендиректор PINCH!

— Обычно на Новый год мы распродавали столы за месяц до, но в этом году решили провести время с семьей, поэтому работать в ночь на 1 января не будем. На Новый год количество гостей у нас не менялось, просто было запланировано конкретное количество человек, что даже облегчало задачу — не нужно было заказывать продукты с запасом. Единственный нюанс в подготовке — поставщики уходят в отпуск с 29 декабря и нужно заранее прикинуть постновогодний поток.

В целом в Петербурге люди начинают активно встречаться и ходить в заведения за пять дней до Нового года, а до этого 25 дней копят силы и деньги. На каникулах это продолжается: с 3 по 8 января в барах и ресторанах по-настоящему горячо, ведь у всего города одновременно случился отпуск.

Конечно же, мы зарабатываем чуть больше, чем обычно. Но рост потока клиентов не сверхъестественный, примерно в два-три раза.

Виктор Лыков

администратор Fiddler’s Green

— Поток клиентов растет примерно с 15 декабря, и чем ближе к Новому году, тем больше гостей. Каникулы проходят с чуть повышенным спросом, а остаток января посещаемость низкая: все нагулялись и истратили свободные средства. Как правило в предновогодний период посещаемость в несколько раз выше, чем в октябре и ноябре, которые обычно самые слабые. Показатели можно сравнить с хорошим весенне-летним месяцем.

Варвара Кузина

совладелица brimborium и Yus Yus

— Перед Новым годом нужны дополнительные поставки и не только в связи с тем, что пьют в праздники больше обычного, но и потому, что поставщики уходят на мини-каникулы и режим доставки становится очень неудобным. А дальше просто больше праздничных дней, будь это Новый год или майские праздники — мы просто работаем в режиме пятницы.

В этом году мы не заметили сезонного колебания в конце декабря. На корпоративы мы не сильно настроены, а так люди в декабре гуляют не больше, чем, например, в июне. В целом после первых двух недель активных каникул наступает две недели относительной тишины, когда все и гулять устали, и деньги потратили, поэтому в целом можно сказать, что январь — такой же месяц, как остальные, просто с диспропорциональным внутренним распределением.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

МЕДИАМЕТРИКИ

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.