24 апреля 2020

Как петербургские предприниматели переживают кризис? Десять историй — от хостела Soul Kitchen, сети «буше», Музея стрит-арта и других

В правительственном списке наиболее пострадавших от коронавируса отраслей одиннадцать разделов. Согласно постановлению, организации из этих сфер вправе изменять условия кредитных договоров — в частности, приостановить исполнение обязательств по займам. Кроме того, банки запускают программы кредитования для выплаты зарплат.

«Бумага» поговорила с петербургскими предпринимателями, которые работают в сферах, признанных правительством наиболее пострадавшими, — о потерях, сотрудниках и помощи властей.

Вот список компаний, с представителями которых поговорила «Бумага». Кликайте на название проекта, чтобы сразу прочитать его историю.


Гостиничный бизнес

Сергей Сорокин

сооснователь хостела Soul Kitchen

— Soul Kitchen закрылся 22 марта. Это решение мы приняли самостоятельно — не стали дожидаться объявления карантина или предписаний правительства. Здравый смысл подсказал, что поскольку большинство наших гостей иностранцы, хостел может стать ульем и хабом распространения вируса. Мы не могли пойти на такой риск.

С началом режима самоизоляции мы запустили продажу подарочных карт. Можно купить ваучеры на определенную сумму и получить 25 % бонус — затем гость с сертификатом получит приоритет на обслуживание.

Есть вероятность, что мы не успеем застать высокий сезон 2020-го и отработать его, чтобы войти в низкий сезон осени и зимы хоть с каким-то запасом финансов. Поскольку сейчас мы не зарабатываем — летом въездного туризма, скорее всего, не будет, а внутренний будет очень слабым, — полных загрузок ожидать не приходится. Это наше главное волнение и переживание. Квартплата будет, персонал будет, а гостей и накопленных сбережений не будет, и что делать в этом случае — самая большая головная боль.

Меры поддержки [со стороны властей] вроде бы появляются, но, к сожалению, к нам они мало применимы. Сейчас мы ждем первых случаев получения беспроцентного кредита для зарплат — пока такого прецедента ни у кого из моих знакомых не было.

Проблема в том, что государство помогает отсрочками — я считаю, что этого недостаточно. Например, было бы очень весомо, если бы нам помогли с коммунальными платежами — заморозили или отменили до конца лета. Это для нас довольно серьезный источник расходов.

То, что сейчас предлагает правительство, звучит громко, но конкретно нам и моим коллегам дает очень мало. Наши рабочие группы пишут бумаги, общаются, вступают в диалог с правительством, и, возможно, что-то изменится, но пока это больше пустое.

Сухопутный пассажирский транспорт

Райт Реммель

генеральный директор АО «Евролайнс» (российское представительство Lux Express Group)

— Международные поездки Lux Express были приостановлены по мере закрытия границ европейских стран. С 15 марта приостановлены рейсы из Петербурга в Ригу, с 17 марта — в Таллин и Йыхви, с 19 марта — в Хельсинки.

Еще два месяца назад по всей группе Lux Express в семи странах было более 240 отправлений в день, сейчас их осталось всего 20 — внутри Эстонии. Ежедневно курсировали до 110 автобусов, теперь — 10. Что касается петербургских рейсов, то в апреле мы планировали перевезти 50 000 пассажиров.

В российском парке все наши автобусы сейчас стоят, водители переведены в простой. Бэк-офис продолжает работать. Временно закрыт офис продаж, но реализация билетов продолжается онлайн — на сайте компании и ресурсах партнеров. Билеты на приостановленные рейсы можно поменять до 1 сентября на новые поездки по любому маршруту Lux Express, которые можно совершить до 31 декабря этого года.

Компания это время решила инвестировать в свое развитие. По запросу Минтранса мы предоставили необходимые справки о расходах и убытках, связанных с простоем. Дополнительно направили просьбу партнерам о приостановке выплаты лизинговых платежей на три месяца, также временно приостановили действие сервисных контрактов и отложили на будущее инвестиции в приобретение новых автобусов. Отчисление налогов и социальных выплат продолжается.

Организации дополнительного образования

Полина Бондарева

директор школы Masters

— В середине марта школа полностью перешла в онлайн-режим. Первое, с чем мы столкнулись после выхода на дистанционную работу, — два наших направления — путешествия и закрытый клуб SMART с посещением премьерных показов и эксклюзивным контентом — остались без новых задач.

Вторая проблема заключается в том, что далеко не все слушатели годовых программ по арт-менеджменту и истории искусств были готовы переходить на систему вебинаров: для них важна вовлеченность и нетворкинг с лекторами.

Мы приняли решение в апреле сократить зарплаты на 30 %, чтобы остаться в полном составе. Кроме того, перераспределили задачи и бросили все силы на создание нового контента: наконец запустили телеграм-канал и доработали доставку для книжного магазина в «Пассаже». Каждый день проводим совещания в Zoom и реализуем совместные проекты с «буше», Русским музеем, Капеллой и Painty. Запустили подкасты от театрального критика Дмитрия Ренанского, детские сказки, которые читают наши преподаватели, и провели акцию #книгантин с подборкой книг в инстаграме. Скоро планируем запустить воскресные чаепития с Дмитрием Озерковым. Хочу отметить, что наши слушатели очень нас поддерживают и активно участвуют в вебинарах и встречах.

Мы несем колоссальные потери, связанные прежде всего с выплатой зарплат нашим сотрудникам и преподавателям и аренды. Если онлайн-школа еще работает, то книжный в «Пассаже», к большому сожалению, совсем нет. В связи с переходом всего мира в онлайн, в сети выложено очень много бесплатного контента от ведущих мировых институций, с которыми порой сложно конкурировать на платной основе. Поэтому мы надеемся на поддержку нашего бизнеса, а также снижение арендной ставки на период пандемии. На прошлой неделе отправили официальный запрос арендодателю помещений.

Общественное питание

Роман Певзнер

коммерческий директор сети «буше»

— Мы были вынуждены [временно] закрыть достаточно большое количество точек, а на оставшихся перешли на работу в формате магазина. Благо у нас достаточно большой процент покупок с собой и опыт этой работы.

Пандемия затронула всё, например закупки. Предложение на рынке сырья стало еще более ограниченным. Для нас важно качество, и мы сейчас находимся под прессингом: из каких-то регионов сами отказываемся покупать, потому что они COVID-опасны, оставшиеся активно пытаются поднимать цены, хотя многие идут навстречу. У нас категоричная позиция: мы не можем менять цены на продукцию — это нечестно по отношению к гостям и покупателям.

Увеличился темп работы. Если раньше мы достаточно долго готовили каждое решение, сейчас находимся в состоянии постоянного брейншторма и воплощения идей. Это, кстати, классная часть.

Наш оборот упал на три четверти. Мы находимся в ситуации выживания — и вроде пока справляемся. Надеюсь, если у нас и будет отрицательная рентабельность, то не очень большая, скорее даже мы будем стремиться к нулю. Для нас сейчас главный пункт — сохранение ребят-сотрудников.

Мы полностью выплатили все зарплаты за март, хотя это уже было непросто. Есть люди, которые в данный момент не могут быть задействованы, — и мы нашли партнеров, сейчас их уже шесть, которые трудоустраивают наших сотрудников. Кроме того, большое количество людей из офиса перешли на работу в колл-центр доставки, а ребята из розницы работают в самой доставке.

Мне очень хотелось бы рассчитывать на поддержку. Кажется, это было бы достаточно справедливо, как минимум с учетом того, что у нас значимая категория продуктов. Мы написали уже большое количество писем, но пока не получили ни одного ответа. При этом хочу подчеркнуть: государство должно поддерживать отрасль. В такой ситуации оказались почти все.

Туристические агентства

Анастасия Терентьева

генеральный директор агентства делового и корпоративного туризма Astra Terra

— Агентство Astra Terra занимается событийным и деловым туризмом. В связи с пандемией с марта 2020 года у нас были только отмены и возвраты — новых заказов не было. Для сравнения — до этого наш оборот в месяц составлял от 500 тысяч рублей до 1 миллиона. По сути, прибыльное агентство полностью потеряло бизнес.

Примерно 20 марта мы ушли на удаленную работу, с 1 апреля работа кончилась совсем. В команде агентства всего три человека, но мы все были вынуждены уйти в отпуск за свой счет. Сейчас рассматриваем с коллегами вариант предоставления различных онлайн-услуг, не связанных напрямую с туризмом.

Больше всего меня пугает отсутствие деятельности как таковой. Агентство было моей единственной статьей дохода. Сейчас ее нет, и, по моим оценкам, восстановительный процесс начнется только в сентябре. А на старые обороты мы выйдем, наверное, только весной 2021 года. При этом, надо понимать, что я оптимист, и, вероятно, завышаю ожидания.

На помощь правительства я не рассчитывала никогда. Очень много слов, очень мало действий. Вообще, как и многие предприниматели в России, я разделяю точку зрения, что лучший вклад правительства — невмешательство.

Розничная торговля непродовольственными товарами

Вита Ткаченко

генеральный директор Tykva Store

— У нас сейчас работает интернет-магазин, но не очень активно — он никогда не был нашей сильной стороной. Сейчас мы начали активно заниматься сайтом: переводим его на другую платформу, потому что старая оказалась не очень шустрой. И, соответственно, за счет онлайн-магазина надеемся в короткие сроки обеспечить всех своих сотрудников работой.

В зарплате, как и в нашей прибыли, изменения, конечно, есть. Мы бы хотели получить какие-то компенсации по зарплате, потому что у нас все официально трудоустроены и под все требования, которые сейчас озвучили, мы попадаем. По поводу отсрочек платежей — нам они неинтересны, потому что мы не хотим сейчас погружаться в минус. Может, когда всё закончится, нас заинтересует беспроцентный кредит.

Наши основные потери и затраты сейчас связаны с арендой. Мы задумались об этом как только началось падение продаж 16 марта. Магазины еще могли работать, но продажи упали в три раза. Мы тут же написали письмо с просьбой пересмотреть стоимость аренды, но пока договориться об этом не удалось.

Мы планируем сократить количество магазинов: скорее всего, закроем все три, которые есть сейчас, и будем искать один — новый и большой. Видим, что появляется всё больше помещений, но цена пока не просела.

Мы начинаем понимать, что для нас сложившаяся ситуация — наверное, время возможностей. Мы всегда держались за наши помещения, а сейчас, избавляясь от них, видим, что уровень продаж сохраняется на сайте, даже с учетом того, что мы только начали им заниматься и нигде не давали рекламу.

Культура

Татьяна Пинчук

— У музея есть несколько источников дохода — посетители, аренда площадей, работа с туристами и внешние проекты. Все они сейчас заморожены. Сначала мы отменили летнюю выставку и все готовящиеся мероприятия на май-июнь, а 18 марта перевели всех сотрудников на удаленную работу.

Дальше стало понятно, что возникшие ограничения для нас значат не просто перенос, а отмену всех летних и арендных мероприятий и фестивалей. Сотрудники продолжали работать, мы рассматривали онлайн-форматы, провели несколько онлайн-экскурсий.

Мы ждали поддержки от властей, думали, они отреагируют оперативно. Но после обращения Владимира Путина НКО не получили поддержки, аналогичной той, что предусмотрена для субъектов малого и среднего бизнеса. Мы написали письмо Беглову, создали петицию, но ответа нет до сих пор. Сейчас подали заявку на Президентский грант, готовим заявку на грант Потанина, на этой неделе отправили письмо на имя министра культуры Ольги Любимовой и еще хотим подать заявку в фонд V-A-C (некоммерческий фонд современного искусства — прим. «Бумаги»).

В результате мы были вынуждены сократить штат, договариваясь с сотрудниками в пределах имеющихся финансовых возможностей. Были разные варианты. Сначала хотели отправить сотрудников в неоплачиваемый отпуск. Но в условиях разваливающейся экономики — а мы напрямую зависим от завода, который пока приостановил деятельность согласно указу президента, — решили, что вариант с отпусками за свой счет лишь отодвигает решение вопроса, и прекратили обязательства полностью. Большая часть наших сотрудников были вынуждены написать заявления на увольнение по собственному желанию. Сейчас в музее осталось четыре человека, 15 уволены.

Полагаю, что после снятия карантина нас ждет серьезный кризис. Большой вопрос, когда люди снова начнут ходить в музеи и рестораны. Все наши партнеры, которые помогают музею финансово, тоже пострадали — дальнейшая жизнь музея под большим вопросом.

Предоставление бытовых услуг населению

Михаил Колесников

совладелец химчистки «Sneaker Клин»

— Мы достаточно быстро перестроились, запустили, наверное, единственно возможное предложение — бесплатную доставку по всему городу. Наши ребята сами забирают заказы и привозят их. Плюс, чтобы клиенту было легче ориентироваться в наших услугах, мы ввели одно флагманское предложение за 1,5 тысячи рублей, в которое входит не только чистка, но и подкраска и проклейка обуви.

Видимо, с этим мы попали в точку, и заказы неплохо увеличились по сравнению с последними днями перед карантином. Понятно, что в прошлый сезон в это же время всё было лучше, наверное, в полтора или два раза, но, если сравнивать нас с какими-то другими сферами, где всё упало либо до нуля, либо на 80 %, думаю, у нас падение не такое значительное.

Тем не менее у сотрудников сократилась фиксированная часть зарплаты. Но она у нас составляет меньше половины от того, что получают ребята, есть еще процент.

Пока я ничего не могу сказать о поддержке [со стороны властей], но не потому что ее нет, а потому что в этом еще нужно разбираться. Мы благодарны нашим арендодателям и по цеху, и по пункту приема — они пошли навстречу, и цех нам дал 50 % скидку на аренду, с возможным продлением, а приемный пункт — 100 % скидку, тоже с возможностью продления, возможно, на других условиях. Это огромная помощь.

Сложно сказать, что будет дальше. Сейчас мы идем навстречу клиентам и есть даже небольшой ажиотаж, но непонятно, сколько он может продлиться. Если карантин затянется, наверное, нужно будет придумывать какие-то новые услуги и товары.

Стоматологическая практика

Владимир Луценко

генеральный директор Star Smile

— Star Smile, как компания, которая производит элайнеры, к сожалению, не попадает в список пострадавших от пандемии отраслей, потому что мы не стоматология, а медицинская организация-производитель. К огромному сожалению, ни одна из мер поддержки нас не касается.

Так как наши клиенты-клиники практически не работают, объем нашего производства упал в десять раз. Ровно то же наблюдается и в финансовом плане. К огромному сожалению, мы были вынуждены отправить часть сотрудников в отпуска за собственный счет, другая часть перешла на сокращенный рабочий день. В офис выходят дежурные смены — буквально по одному специалисту из каждого отдела, — чтобы мы могли поддерживать наших клиентов и выполнять их запросы. Мы постарались по максимуму сохранить оплачиваемые рабочие места, но сотрудники стали получать меньше.

Сейчас большая часть стоматологий (мы не проводили специальный мониторинг, в разных регионах по-разному, но, думаю, примерно 80 %) закрыты вообще, оставшиеся 20 % работают в ограниченном режиме. В Москве пациенты могут приходить, чтобы завершить начатое лечение, — при условии, что клиники выполняют ряд противовирусных мероприятий. В Петербурге более строго — здесь можно принимать пациентов только с острой болью.

Стоматологии как раз могут рассчитывать на помощь — отсрочку по уплате налогов и льготный кредит на выплату зарплат. Насколько я знаю, получение льготного кредита при исполнении ряда условий возможно: я бы не сказал, что это легко и автоматически, но это выполнимая процедура и те, кто хотят, могут получить его. То же самое касается и отсрочки по налогам.

Я очень надеюсь, что режим самоизоляции продлится не дольше, чем до 1 июня. Еще два месяца мы сможем простоять, но если всё затянется, это плохо отразится на нашей деятельности. Но я смотрю на ситуацию с оптимизмом.

Физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт

Юлия Никулина

директор Фонда содействия развитию балетного искусства Дианы Вишневой

— Почти месяц назад вся работа студии Studio Context Diana Vishneva переведена в режим онлайн. Проходят групповые занятия с возможностью обратной связи, а также открытые эфиры и специальный проект «В контексте времени: диалоги с Дианой Вишневой». Все сотрудники работают из дома с сохранением гонорара за проведение занятий, как и прежде.

В связи с карантином у нас отменены международные мастер-классы, в рамках которых к нам должны были приехать группы учеников на занятия со звездными педагогами. В том числе был отменен мастер-класс с Дианой Вишневой, все билеты на который были раскуплены. Абонементы на занятия в студии, приобретенные учениками, заморожены. Соответственно, любые отмены — это потеря выручки для студии.

Главную поддержку в этот сложный период нам оказал наш партнер — «Новая Голландия». На весь срок карантина нам предоставили льготные условия аренды, что, конечно же, очень сильно помогает нам пережить кризисный момент и реабилитироваться. За поддержкой в рамках существующих постановлений правительства студия пока не обращалась. В этом отношении нам помогает грамотная юридическая консультация, которая позволяет правильно читать подобные документы и не совершать лишних действий.


Актуальные новости о распространении COVID-19 в городе читайте в рубрике «Бумаги» «Коронавирус в Петербурге».

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.