Главное о креативном бизнесе в Петербурге: истории успехов и провалов предпринимателей и уроки, которые они вынесли из своего дела. Это совместный проект с «Мастерами России» — новой бесплатной образовательной платформой для молодых предпринимателей в сфере новой экономики. Проект поможет как тем, кто уже добился успеха, так и тем, кто только планирует начать свой бизнес.
Все тексты проекта
Что значит «партнерский материал»
Меткой «Партнерский материал» отмечена наша нативная реклама. Это журналистские тексты, которые редакция «Бумаги» подготовила при спонсорской поддержке. Наши партнеры помогают выпускать материалы на темы, которые им кажутся важными. Например, компании, разделяющие ценности здорового образа жизни, могут поддержать публикации о любительском спорте, вузы и технологические компании — рубрику о науке, а петербургские бренды — истории о городских героях.
Сделать спецпроект с «Бумагой»

Как открыть в Петербурге хостел, сделать его популярным и не прогореть. История сети «Друзья»

Образовательная платформа для предпринимателей Mastera.academy запустила новые бесплатные онлайн-курсы — о том, как открыть пекарню или хостелсогласовать мероприятие и запустить бренд косметики.

Прослушав лекции, выполнив задания и пройдя собеседование, участники могут попасть на международную стажировку или практику в российских компаниях.

Проект реализуется фондом «Креативные практики» при поддержке компании «Газпром нефть» в программе «Родные города».

В 2009 году петербуржец Сергей Морев, который зарабатывал сдачей квартир в аренду туристам, решил открыть в городе собственный хостел. Он назвал его «Друзья» — в честь одноименного сериала.

За 10 лет «Друзья» превратились в сеть из 16 мини-отелей и хостелов. Каждый год там останавливаются около 95 тысяч путешественников со всего мира. На сайте Hostelworld, где оставляют отзывы туристы из Европы и Америки, рейтинг старейшей точки сети — «Друзья на Банковском» — 9,4 из 10.

«Бумага» рассказывает историю одного из самых популярных хостелов Петербурга.

Сергей Морев. Фото: Ольга Карпушина

Всё началось с 40-метровой квартиры на набережной реки Мойки, которую 28-летний петербуржец Сергей Морев купил в 2001 году. Деньги на жилье он заработал за границей, где прожил шесть лет.

— Я уехал в 1995 году. Жил в Великобритании и учился в Вестминстерском университете, — вспоминает Морев. — Это было хорошее образование, которое мне пригодилось. Потом я переехал в США, где подрабатывал офисным сотрудником и разнорабочим на стройке.

Квартира в Петербурге обошлась Сергею в 25 тысяч долларов (около 700 тысяч рублей по курсу 2001 года). Чтобы сэкономить, ремонт он делал сам: клеил обои, менял электрику и сантехнику. А потом начал сдавать квартиру туристам за 60–80 долларов в сутки. После выезда очередных жильцов сам делал уборку, стирал белье и мыл посуду.

Летом Морев зарабатывал на сдаче квартиры около 1500 долларов в месяц (примерно 47 тысяч рублей по курсу 2002 года). Через два года он окупил ее, а затем расширил бизнес: за 20-процентную комиссию помогал пожилым женщинам из своего района сдавать жилье туристам. Для этого Морев создал сайт, на котором публиковал их объявления. Сейчас сайт уже не существует.

В 2002 году знакомые Морева из петербургской туристической компании попросили его придумать общую концепцию и название для их нового мини-отеля. Так появился «Адмирал» на канале Грибоедова, 33 — он закрылся несколько лет назад. Затем другие знакомые предложили Мореву помочь с мини-отелем «Абажур» в Лиговском переулке. После этого петербуржец решил открыть собственный мини-отель.

В 2006 году он оформил ИП (до этого пользовался юридическим лицом знакомых), взял кредит в банке и примерно за 380 тысяч долларов (10,2 миллиона рублей) купил 160-метровую квартиру на улице Восстания, 13. После ремонта она превратилась в мини-отель «Серебряный век» с семью номерами. Летом каждый стоил около 3 тысяч рублей в сутки, а зимой — около 2 тысяч.

«Серебряный век», по словам Сергея, окупился уже через три года. Тогда Морев взял еще один кредит под залог квартиры и приобрел 200-метровое помещение в Ковенском переулке, 14. Оно обошлось в 480 тысяч долларов (около 13 миллионов рублей). Мини-отель «Гринвич» окупился за четыре года или пять лет. Всего до «Друзей» у Морева было пять мини-отелей и хостелов. Сейчас из них работают три: «Серебряный век», «Гринвич» и «Абажур». Все принадлежат Сергею Мореву.

— Мне тогда исполнилось 32 года, я был весь в кредитах и не считал себя состоятельным человеком, — говорит Сергей. — Ездил на подержанном «Форде Мондео», жил в съемной квартире. Жилье я снимаю до сих пор, потому что не понимаю, зачем его покупать. У меня четверо детей, и с появлением каждого нового ребенка мы перебирались в квартиру побольше. Это очень удобно.

Первые «Друзья» появились в 2009 году в Банковском переулке, 3. По мнению Морева, время для открытия хостела было удачным — конкуренция оказалась невелика. Основатели хостела Soul Kitchen Сергей и Любовь Сорокины рассказывали «Бумаге», что в 2008 году в городе было около 20–30 хостелов. В 2010 году их количество увеличилось до 100, в 2011-м — до 133, а в 2012-м — до 177. Сейчас, по оценке некоммерческого партнерства «Лига хостелов», в Петербурге около 450 хостелов.

— В то время бывало, что незнакомое для российских ушей слово «хостел» путали со словом «хоспис», — рассказывала «Бумаге» руководительница петербургского отделения «Лиги хостелов», совладелица «Тайга Hostel & Hotel» и Hotelinstinct Алена Енова. — Конкуренция на рынке была невысокой, в хостелы приезжало очень много иностранцев.

К тому же в то время требовалось меньше денег на запуск. Так, аренда и ремонт 250-метрового помещения в Банковском переулке обошлись Сергею примерно в 2,5 миллиона рублей. Сегодня, по оценкам Морева, для открытия хостела или мини-отеля нужно минимум 5–10 миллионов.

— Придумывая концепцию хостела, мы, конечно, вдохновлялись сериалом [«Друзья»]. Я смотрел его еще в 1996 году, когда жил в США, но большим фанатом не был. Мы воссоздали некоторые интерьеры комнат персонажей сериала: например, сделали кухню бирюзового цвета, купили несколько постеров. Выбрали в «Икее» лучшую мебель.

Хостелу «Друзья»

10 лет

На рынке

16 мини-отелей и хостелов

Номеров

297

Общий метраж всех «Друзей»

8 тысяч кв. м.

Гостей принимает хостел в год

95 тысяч

Нужно для запуска хостела или мини-отеля

5–10 млн рублей

Но главное в «Друзьях», считает основатель сети, не интерьер, а атмосфера дружелюбия. Хостел создавался как удобное и недорогое место для молодежи со всего мира.

На Booking.com и hostelworld.com посетители хвалят «Друзей» за низкую цену номеров, вежливость персонала, расположение в центре города и чистоту. А ругают — за плохую звукоизоляцию, отсутствие вентилятора и кондиционера в номерах и слабый Wi-Fi.

Елена из России: «Идеальное расположение, в 7 минутах от Московского вокзала. Очень приветливые, вежливые девушки-администраторы. Чисто, достаточно уютно. Всё отлично. Конечно, слышимость очень хорошая, тем, кто чутко спит, нужны беруши. Но за такую цену в центре — идеально. Буду останавливаться еще».

Джонатан из Англии: «Потрясающее место. Очень хорошая цена за номер, но даже и без этого это прекрасный хостел с уютными номерами».

Эдуард из России: «Уютно, как и во всех „Друзьях“».

Брэд из США: «Люди, которые организовали [хостел], очевидно, приложили много усилий, чтобы сделать его привлекательным. Трудно не быть дружелюбным, когда вы входите в этот хостел и видите его уютный дизайн».

Сергей из России: «Довольно плохая звукоизоляция — с соседями можно переговариваться шепотом».

Ольга из России: «Душно в комнате, нет кондиционера или хотя бы вентилятора, в жару это мучительно, особенно на верхней кровати. Плохой вай-фай, медленный и прерывается, для работы не годится».

Сейчас «Друзья на Банковском» — флагманский хостел сети — занимает два этажа. На ступенях узкой лестницы с чугунными узорными перилами написаны строчки стихотворения Владимира Орлова, звучащие в «Брате-2»: «Я узнал, что у меня / Есть огромная семья / И тропинка и лесок / В поле каждый колосок».

На втором этаже небольшая общая гостиная, окрашенная в красный и белый цвета. Из мебели — мягкий диван со столиком и кухонный гарнитур, где можно подогреть еду. По словам администратора «Друзей на Банковском» Светланы Синдиряковой, большинство гостей здесь только ночуют, а всё остальное время проводят в городе.

Во флагмане сети расположено одиннадцать номеров на втором этаже и 14 — на третьем. Номера бывают двух- и трехместные, в каждом стоят кровать, стол-стойка, шкаф, есть окно. На шесть комнат — два душа и два туалета, расположенных на этаже. В пяти номерах комфорт-класса, которые стоят дороже, есть все удобства. Например, в сентябре двухместный номер с одной кроватью стоит 1450 рублей в сутки, а такой же, но с собственной ванной комнатой — 2000 рублей.

В высокий сезон хостел «Друзей на Банковском» заполнен на 85 процентов, а в низкий — на 70, говорит Морев.

— В выходные и праздничные дни у нас забиты все номера. Естественно, в Новый год, День Победы и День города, «Алые паруса», футбольные матчи, — рассказывает Синдирякова. — Есть и постоянные гости. Например, Татьяна Ильинична — ей 70 лет, и она каждый год приезжает в Петербург, чтобы отпраздновать здесь свой день рождения. Мы с ней всегда общаемся.

Вторые «Друзья» появились в 2011-м на канале Грибоедова, 18/20. Сергей снял помещение в 1 тысячу квадратных метров, в котором предыдущий арендатор начал делать отель, но бросил его. Рабочие покрасили стены, постелили линолеум, поставили перегородки и обустроили 35 номеров. В аренду и ремонт Морев вложил 10 миллионов рублей, которые окупились, как он говорит, через 2–2,5 года.

— Люди оставляли отзывы, исписывали страницы А4: «Вау, как мне понравилось у вас». Я думал — круто, так я тогда еще [хостел] открою. Это меня подстегивало, стимулировало дальше расширяться. У меня не было [идеи] просто больше денег заработать. Народ просил — мы делали.

В 2017 году этот хостел закрылся: собственники помещения решили открыть в нем свой отель — четырехзвездочный Wynwood Hotel.

Морев говорит, что никогда не искал инвесторов: новые отели открывал на собственные и кредитные деньги. По его словам, средств хватало, «ведь это не тот объем инвестиций». Как только Морев понимал, что хостел начинает окупаться, он брал кредит и открывал новый.

Выбирая помещение, основатель «Друзей» обращал внимание на несколько факторов. Во-первых, — на локацию: здание должно находиться в центре города. Во-вторых, — на конфигурацию самого помещения: оно должно соответствовать нормам пожарной безопасности, иметь много окон и вмещать несколько номеров.

— Есть определенные требования к номерам разных категорий. Например, у однозвездочных и двухзвездочных гостиниц одноместный номер должен быть минимум девять метров, а двухместный — двенадцать. И это тоже надо учитывать.

По словам Сергея, юридически оформить помещение под хостел или мини-отель несложно, «хотя многих это пугает».

— Из обязательных требований — получить свидетельство о классификации гостиницы и сделать в ФСБ паспорт безопасности.


Как открыть хостел

  1. Найти подходящее помещение. Следует помнить, что хостелы не могут располагаться в подвале. Кроме того, из-за закона о запрете хостелов в жилых помещениях, лучше сразу выбрать нежилое. Если помещение под хостел вы собираетесь арендовать, то заключить договор аренды.
  2. Зарегистрироваться в качестве ИП или ООО.
  3. Получить заключение санэпидемстанции и пожарной инспекции.
  4. Заключить договор с компанией, которая предоставляет услуги по вывозу бытового мусора.
  5. Проинформировать Роспотребнадзор о начале деятельности хостела. Можно отправить заказное письмо «Почтой России» или написать электронное письмо с электронной подписью заявителя.
  6. Проинформировать МВД о начале деятельности. Все иностранные и российские гости должны быть зарегистрированы.
  7. Получить паспорт безопасности хостела, в котором, в числе прочего, указываются характеристика здания (количество этажей и номеров, площадь хостела) и сведения о работниках, оцениваются последствия возможного террористического акта на территории хостела (например, возможное количество пострадавших), указывается информация об охране гостиницы, а также рекомендации по улучшению «антитеррористической защищенности».
  8. Пройти аккредитацию и процедуру классификации. С 1 июля 2019 года все гостиницы с номерным фондом более 50 номеров должны получить определенное количество звезд, с 2020 года — гостиницы от 15 номеров, а с 2021 года — вообще все.


Кризисный 2009 год стал для «Друзей» одним из самых прибыльных. Люди, которые раньше останавливались в отелях, обратили внимание на более бюджетные варианты. По словам Сергея Морева, после кризиса 2014 года спрос на хостелы и мини-отели увеличился еще больше.

Однако у сети возникали и проблемы. Например, пришлось закрыть хостел на Чехова, 11. Поводом стали жалобы жильцов дома, которым не понравилось соседство с гостиницей.

— Насильно мил не будешь. Поэтому мы собрали вещи и уехали, — рассказывает Сергей.

В 2017 году по той же причине закрылся хостел «Друзья» на Невском, 116. В районный суд с жалобой на часто меняющихся постояльцев обратились жители дома.

В Петербурге конфликты между владельцами хостелов и соседями случаются регулярно. Самое частая претензия — это размещение хостела в жилых домах. Гендиректор сети хостелов и общежитий «Дормал» Евгений Чупышев говорит, что чаще всего людям мешает шум, перепланировки и ремонт, которые делают владельцы недорогих мини-отелей, расположенных в жилых домах.

При этом конфликты редко приводят к серьезному противостоянию. Большинство петербуржцев пытаются решить их собственными силами и обращаются в инстанции поодиночке.

6 марта 2019 года Госдума приняла закон о запрете хостелов в жилых домах (он вступит в силу 1 октября 2019 года). По словам Морева, он не сильно скажется на «Друзьях», так как большинство мини-отелей сети и так находятся в нежилом фонде. Зато благодаря новому закону с рынка может уйти часть конкурентов. Правда, считает отельер, на их место вскоре придут другие и «ситуация выровняется».

У директора Hospitality Income Consulting Елены Лысенковой другое мнение. По ее оценкам, в итоге около 10–15 % объектов закроется.

Разговоры [о запрете хостелов в жилых домах] идут еще с 2015 года. Все об этом знали, — говорит Сергей. — Получается, что нам, отельерам, честно дали 4,5 года, чтобы окупить свой бизнес и дальше идти своей дорогой.

Чтобы остаться на рынке хостелам, мини-отелям и гостиницам, расположенным в жилых домах, придется перевести квартиру в нежилой фонд. Для этого необходимо оборудовать отдельный вход с улицы. Если квартира находится выше первого этажа, то все помещения под ней также должны быть нежилыми. Это условие практически невыполнимо.

— Некоторые хостелы смогут перевестись из жилого в нежилой фонд: так они будут легальными, но это дорого, долго и зачастую невозможно, — считает хостельер Алена Енова. — Затраты на перевод в нежилой фонд исчисляются миллионами рублей. Такие деньги можно найти, но в Петербурге это будет технически и документально осложнено из-за согласований с КГИОП и КГА, которые не дадут менять входы и выходы в исторических зданиях, которых в городе много.

Пять принципов успеха хостела «Друзья»

Соотношение цены и качества

Односпальная кровать в шестиместном номере «Друзей» стоит 720 рублей, а двухместный номер — 3 тысячи рублей. В комнатах стоит мебель, которую Сергей Морев делает в собственной мастерской в деревне в Новгородской области. «Мы не жадничаем. Например, наши гости спят на дорогих матрасах [высотой] 30 сантиметров на белье из сатина и бязи. Потом пишут [в отзывах], что такого нет в трехзвездочных гостиницах».

Внимание к деталям

В номерах должно быть просчитано всё: начиная с розеток и расположения телевизора и заканчивая количеством наполнителя в подушках.

Доброжелательный персонал

При приеме на работу Сергей Морев обращает особое внимание на личные качества претендента. По его словам, человек, который хочет стать сотрудником «Друзей», должен обладать эмпатией и интеллигентностью.

Дизайн и ремонт

За 10 лет дизайн «Друзей» стал умиротворяющим и спокойным с преобладанием светлых оттенков. Многие номера начали оформлять в скандинавском стиле. Во всех мини-отелях сети похожий дизайн

Постоянное развитие

У «Друзей» помимо бюджетных номеров появились предложения для более обеспеченной аудитории. «Мы изменили концепцию „Друзей“. Я бы так сформулировал: сейчас это не хостел, а доступный красивый отель, место для жилья».


Сейчас в команде «Друзей» около 200 человек. Это управляющие, администраторы, горничные, работники бухгалтерии и технического отдела, системные администраторы, программисты, менеджеры отдела бронирования и сотрудники отдела продвижения.

Сергей Морев признается, что у бренда «стихийная стратегия развития»: как только появляется стоящая идея, ее быстро реализуют. Например, так открылся отель «Друзья. Приозерск», работающий по франшизе. Сейчас его рейтинг на Booking.com составляет 9,6.

— Я думаю, что у нас нет конкурентов. Это просто недоразумение, что люди живут в каких-то других местах. Просто у нас не хватает денег, чтобы открыть хостелы везде.

Зарегистрироваться на онлайн-курс о том, как запустить свой хостел, можно по ссылке

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.