Партнерский материал
13 февраля 2020

Как часто люди заводят романы в офисе и сказывается ли это на их работе и отношениях с коллегами? Главное из исследований

Отдел исследований «Бумаги» вместе с DataArt изучил международные исследования об отношениях и сексе на работе. Читайте о том, как служебные романы влияют на атмосферу в коллективе, сколько их них заканчиваются браком и как можно бороться с харассментом.


Компания DataArt проектирует, разрабатывает, модернизирует и поддерживает IT-решения в области финансов, здравоохранения, туризма, медиа и интернета вещей.

Офисные романы стали активно изучать с конца 70-х годов XX века. Сегодня подобными исследованиями занимаются не только ученые, но и специалисты по консалтингу, менеджменту и поиску работы.

Зачем люди заводят отношения на работе, как это влияет на их мотивацию и что коллеги думают о любовных связях между начальниками и подчиненными? В партнерском материале с DataArt отдел исследований «Бумаги» собрал главные выводы исследований, посвященных офисным романам. А социолог, юрист и представители рекрутинговой компании и DataArt объяснили, как эти отношения регулируются в России.

Почти половина сотрудников хотя бы раз заводила любовные отношения на работе. Часто это заканчивается браком

Американская консалтинговая компания Vault.com ежегодно публикует результаты своих опросов, посвященных романам на работе. В 2019 году в опросе приняли участие более 700 респондентов. По его данным, 58 % из них хотя бы раз в жизни были вовлечены в подобные отношения.

Еще один масштабный опрос в 2019 году провели в британском маркетинговом агентстве Reboot. Из 2466 участников почти половина (48 %) ответили, что заводили роман с коллегой хотя бы раз в жизни.

В России в 2014 году Служба исследований HeadHunter опросила 2368 сотрудников компаний. Согласно результатам, 41 % респондентов имели опыт любовных связей на работе, а в 18 % случаев это привело к браку.

Ирина Жильникова, руководительница пресс-службы hh.ru по Северо-Западу:

— Согласно нашей статистике, каждый третий готов пожертвовать рабочим местом ради романтических отношений.

В некоторых компаниях есть этический кодекс поведения, который состоит из множества пунктов, охватывающих разные стороны жизни сотрудников — от взаимодействия с конкурентами до личного общения. Приходя в компанию, новый человек должен быть готов принять ее «правила игры». В противном случае нужно расставить точки над «i» и сразу решить, что важнее — работа или личная жизнь.

Надежда Нартова, старший научный сотрудник Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ в Петербурге:

Я думаю, что и на Западе, и в России тенденция к увеличению числа служебных романов — и как следствие, браков — общая. Если в 1960-е годы браки чаще заключались в студенчестве, то теперь это происходит позже. Люди, которые выходят на «брачный рынок», уже получили образование. Студенческие компании, поездки, попойки уже позади. Их жизнь — это дом и работа, что и способствовало популярности приложений типа «Тиндера». Там [работающие люди] пытаются выйти за пределы круга своих знакомств. Работа становится основным местом, где мы проводим свое время. Туда мы наряжаемся, там проходят наши ежедневные взаимодействия с другими людьми.

Иллюстрации: Анна Кулакова / «Бумага»

В научных работах офисные романы, как правило, изучают в контексте менеджмента и бизнеса, юриспруденции, прикладной психологии и социологии. По данным профессора психологии Университетского колледжа Лондона Адриана Фурнхема, от 25 % до 50 % таких отношений заканчиваются браком.

Люди заводят отношения на работе ради любви, карьеры и близости. А еще — потому что они проводят вместе много времени

В своей книге «Myths of Work: The Stereotypes and Assumptions Holding Your Organization Back» Фурнхем вместе с психологом Айаном Макреем объясняют популярность служебных романов двумя причинами. Во-первых, пространственной близостью: люди проводят на работе большую часть времени, и часто офис становится основным местом для поиска партнера. Во-вторых, схожестью общего культурного уровня и бэкграунда: компании, как правило, нанимают людей, разделяющих определенные общие ценности и обладающих необходимым уровнем образования.

Пожалуй, наиболее известную типологию поводов для офисных романов в 1977 составил Роберт Квинн. Он определил три основных мотива: любовь (желание быть с человеком и заботиться о нем), эго (персональный интерес, дух приключений) и работа (профессиональные и карьерные преимущества).

С тех пор типологию дополняли. Например, в 2014 году ученые из университетов Вирджинии и Техаса провели качественное исследование и добавили в список мотивов время, проведенное с коллегами, простоту, обусловленную близостью потенциальных партнеров, желание физической близости (hook-ups), а также схожесть интересов.

Большинство людей, которые заводят отношения на работе, отмечают, что им приходится скрывать это от коллег. Поэтому секретность часто становится важным элементом офисных романов. Участники одного из качественных исследований в Швеции говорили, что необходимость держать отношения в секрете обусловлена двумя вещами. Во-первых, они стремятся избежать сплетен или неодобрения со стороны других коллег. Во-вторых, получают более яркие эмоции, скрываясь от посторонних.

Чужие романы вызывают разные реакции в офисе. К отношениям между равными коллегами относятся лучше, чем к роману начальника и подчиненного

Согласно американским исследователям, люди реагируют позитивно на любовные отношения коллег, когда один из участников сообщает им об этом лично. Если же они узнают о чужом офисном романе от постороннего, это обычно влечет за собой негативную реакцию.

Коллектив других американских авторов изучал, как люди воспринимают романтические отношения в офисе на примере гипотетических ситуаций. Например, роман между начальником и подчиненным участники чаще соотносили с карьерными мотивами и предполагали, что это может привести к несправедливости и снизить уровень доверия в коллективе. Отношения партнеров с равным карьерным статусом вызывали меньше негативных реакций.

В другом исследовании респонденты также отмечали, что ощущают меньшее доверие и солидарность по отношению к коллеге, у которого есть любовные отношения с начальником.

Романтические связи на работе могут испортить отношения с коллегами и привести к эмоциональным проблемам. А иногда сексуальный интерес может привести к харассменту

К негативным последствиям романов и сексуального интереса на работе исследователи относят потенциальные публичные конфликты, текучку кадров, юридические претензии, неэтичные отношения, эмоциональные проблемы, ухудшение отношений с коллегами и харассмент.

Опыт харассмента по-разному влияет на жертву. Например, он может привести к развитию депрессии или посттравматического стрессового расстройства, а также ухудшить физическое состояние — спровоцировать соматические головные боли, тошноту, потерю или набор веса.

В профессиональной сфере среди последствий харассмента исследователи называют снижение продуктивности, интереса и удовлетворенности работой. Некоторые авторы утверждают, что харассмент остается основным барьером для успешной женской карьеры.

Ирина Жильникова, руководительница пресс-службы hh.ru по Северо-Западу:

— В вопросах выстраивания взаимоотношений в коллективе всё очень тонко и индивидуально. Многое зависит от уровня развития корпоративной культуры, позиции руководства компании и ряда других факторов. Большинство сотрудников относятся к романам на работе скорее отрицательно, поскольку переход от стадии влюбленности, когда настроение на подъеме и хочется «свернуть горы», до апатии, которая как раз может негативно сказаться на рабочем процессе, весьма непредсказуем.

Как показывает практика, волнообразность развития любовных отношений не всегда лучшим образом отражается на результатах работы. Излишнее внимание со стороны коллег, негатив со стороны начальства и падение производительности труда — всё это возможные негативные последствия служебных романов. С другой стороны, в больших коллективах, где преобладают молодые сотрудники разного пола, флирта и романов избежать достаточно сложно. Проводить «воспитательные» беседы с коллективом, конечно же, бессмысленно — в конце концов, не все сотрудники лояльно относятся к вмешательству в свою личную жизнь.

Надежда Нартова, старший научный сотрудник Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ в Петербурге:

— Мне кажется, что регулировать личную жизнь взрослых людей невозможно — связи всё равно будут возникать, несмотря на запреты. Сотрудники сами принимают решения и несут за них ответственность. Другое дело — харассмент или ситуация, где есть неравное статусное положение: преподаватель и студент, врач и пациент. Я считаю, что в таких случаях регуляция допустима.

Что касается преследования и сексуальных домогательств — по моему мнению, это должно регулироваться законодательно и на уровне культурных норм. Что эти нормы меняются — это очевидно. Приходит молодое поколение мужчин и женщин, которые совершенно по-другому смотрят на допустимое и недопустимое — в том числе на работе, в шутках, в знаках внимания. Это поколение, которое стало обсуждать харассмент и провело флешмоб #metoo («Бумага» собирала подборки историй мужчин и женщин о пережитых домогательствах — прим. «Бумаги»).

У офисных романов есть и позитивные стороны: например, у сотрудников повышается мотивация и интерес к работе

Любовные отношения внутри офиса могут повысить удовлетворенность работой, вовлеченность в процесс и уровень преданности организации. Американский исследователь Чарльз Пирс сформулировал «гипотезу аффективного перетекания», согласно которой положительные эмоции от романтических отношений «перетекают» в положительные эмоции по отношению к работе.

Исследовательница в области организационного поведения Нина Коле отмечает, что романтические отношения на работе могут повысить мотивацию сотрудников и улучшить их ментальное состояние, благодаря чему они смогут работать лучше и дольше. Коле также подчеркивает, что люди, вовлеченные в любовные отношения, чувствуют себя более счастливыми и с ними легче найти общий язык. Поэтому они открыты креативности и инновациям, могут смягчать персональные конфликты, улучшать командную работу и коммуникацию.

Эксперты считают, что количество офисных романов продолжит расти. Компаниям нужно не бороться с ними, а выстраивать грамотную политику по их регуляции, чтобы предотвращать случаи харассмента, фаворитизма и неэтичного поведения.

В российском законодательстве нет запретов на офисные отношения, понятия харассмента и ответственности за домогательства. Но работодатель может защитить сотрудников

Трудовой кодекс РФ и иные законы, регулирующие вопросы трудового права, не устанавливают запрет на наличие любовных отношений на работе, объясняет старший юрист VERSUS.legal Сергей Ковальков. В статье 8 ТК РФ написано, что локальные нормативные акты работодателя (например, внутренний регламент) не могут ухудшать положение работника по сравнению с тем, что указано в трудовом законодательстве. Поэтому внутренние регламенты, запрещающие иметь отношения между работниками, не применяются. Работодатель не вправе привлекать за это к дисциплинарной ответственности или увольнять, — а если это случилось, можно обратиться в суд.

Что касается регулирования сексуальных домогательств, российское законодательство, рассказывает Ковальков, не содержит понятия харассмента и его признаков. Но в нем предусмотрена ответственность за мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ). Под ним в том числе понимается нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся оскорбительным приставанием к гражданам. Более жесткие формы харассмента могут подпадать под статью 133 УК РФ — «Понуждение к действиям сексуального характера».

Фактически сейчас в России отсутствует надлежащее проработанное регулирование по вопросу харассмента: нет определения, признаков, границ, наказания. В результате защититься от мелкого харассмента (например, шуток, комментариев с сексуальным подтекстом) практически невозможно.

Татьяна Андрианова, старший вице-президент DataArt:

— Тому, кто на работе стал объектом домогательств, действительно пока не приходится рассчитывать на защиту со стороны закона. Но это не значит, что бороться с харассментом невозможно. Мы уверены, что работодатель, который стремится создать в своих офисах комфортную и безопасную обстановку, должен принять такую нагрузку на себя. Нужно понять, что харассмент — вовсе не особенный вид близких отношений между двумя людьми, это не служебный роман. Харассмент связан исключительно с утверждением власти и унижением.

Прежде всего работодателю нужно защитить того, кто оказался на месте жертвы. Любой сотрудник должен быть уверен, что его выслушают и поддержат, а также сделают всё возможное, чтобы устранить возникшую проблему.

Часто тот, кто ведет себя непристойно, считает свои слова невинными шутками, а любой частный разговор с коллегой — личным делом, отмечает Татьяна Андрианова, и до него нужно донести, что он ошибается. «Мы считаем такое поведение агрессивным, это прямо противоречит культуре, которая здесь сложилась», — таких слов часто может быть достаточно, чтобы человек задумался и изменил поведение.

Рассказывая о практике борьбы с харассментом в DataArt, Андрианова подчеркивает: если после первого предупреждения человек не меняется, приходится его ограничивать. Это может касаться командировок и общения с клиентами — прежде всего из стран, где такое поведение наказуемо. К тому же, когда о личных особенностях такого специалиста становится известно менеджерам отдельных проектов, уверенности в том, что они захотят видеть его в своих командах, нет.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Новые тексты «Бумаги»
На «Бумаге» — премьера клипа «Научи меня жить» от группы «Простывший пассажир трамвая № 7»
От хюгге-кэмпа до экофермы: блогеры рекомендуют необычные места для путешествия по Ленобласти
Чем технология 5G будет полезна экономике и почему вокруг нее столько страхов? Рассказывает кандидат технических наук
На Рубинштейна постоянно проходят уличные вечеринки, где веселятся сотни людей. Местные жители жалуются на шум, а полиция устраивает рейды
Как проходило голосование по поправкам в Петербурге: вбросы бюллетеней, коронавирус у членов комиссий и участки во дворах
Профессии
Профессии, которые ненавидят: сотрудница бюро ритуальных услуг — о договоренностях с больницами, смерти и высоких ценах
Профессии, которые ненавидят: продавец в ломбарде — об «эффекте золота», совести и работе в 90-е
Профессии, которые ненавидят: интернет-тролль — о «фабрике», патриотизме и Милонове
Профессии, которые ненавидят: сотрудница отдела ипотечных кредитов — о том, почему не верит в свою работу и как относится к клиентам
Профессии, которые ненавидят: гардеробщица — о скуке на рабочем месте, кражах и заискивании
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.