18 апреля 2018

Пройти на яхте всю Атлантику, выдержать в шторме три дня и три ночи и установить мировой рекорд. История петербурженки Ирины Грачевой

В июне 2017 года петербурженка Ирина Грачева со шведским гонщиком Микаэлем Рюкингом установили мировой рекорд, совершив на 40-футовой парусной яхте трансатлантический переход по маршруту Бермуды — Плимут всего за 13 дней. До этого однокорпусные яхты никогда не проходили такое расстояние на скорость. Сейчас Грачева готовится к одиночной трансатлантической гонке, которая пройдет в 2019 году.

Ирина рассказала «Бумаге», как проходит подготовка к одиночной гонке и почему они с напарником не стали обходить шторм.

Ирина Грачева

Яхтсменка

Идея

Еще в феврале я познакомилась со своим шкипером Михаэлем из Швеции — и мы продолжили путь вместе. Идея совершить переход Бермуды — Плимут была изначально его, я просто получила предложение пройти этот путь и присоединилась. Поэтому с моей стороны большой подготовки не было.

Яхта Микаэля Talanta (входит в международную ассоциацию Class 40 — прим. «Бумаги») идет по маршруту в течение года и участвует в разных мероприятиях, которые должны быть друг с другом сопряжены. Сначала у него гонки в Европе, потом через Атлантику и на Канарских островах. После этого нужно снова возвращаться в Европу. Но просто так возвращаться в режиме круизинга и идти абы как не хочется, это не по-спортивному и не дает никакого опыта.

Переход от Бермудских островов до Плимута тоже произошел поэтому: предыдущие гонки завершились на островах, мы собирались на гонки в Англию и решили пройти эту дистанцию. Мыс Лизард (располагается в графстве Корнуэлл, самая южная точка Великобритании — прим. «Бумаги») — самый популярный финиш в кругосветных гонках; наша точка финиша была чуть дальше, но мы проходили и этот мыс тоже.

Подготовка

В первую очередь яхта должна отвечать требованиям безопасности. Важна надежность такелажа (всех снастей судна — прим. «Бумаги») и корпуса яхты, наличие оборудования. Есть очень большой список того, что должно быть на яхте и в каком состоянии; всё оборудование проходит в нужные сроки инспекцию и соответствует требованиям.

Если говорить про подготовку навигации, то на таких лодках установлена система роутинга. То есть на компьютере мы прокладываем наш путь, загружаем прогноз туда же в программу и видим, сколько времени займет дорога и какими курсами можно идти, а также спрогнозировать, какие паруса и где будем ставить.

Еще можем посмотреть, какие опасности нас ждут из-за погоды: и если будут какие-то циклоны проходить, заранее решить, как их обойти.

В законодательном плане есть такой нюанс: чтобы рекорд засчитали, нужно обратиться в организацию, которая занимается регистрацией мировых рекордов. Подать заявку, оплатить взносы, выполнить определенные требования. Например, запрещено передвижение под мотором вообще.

Еще нужно договориться с человеком, который даст старт. Он должен выйти в определенном месте в определенное время, пока мы намечаем линию отправления, и по рации дать нам команду «старт» (яхта стартовала 1 июня в 23:09 — прим. «Бумаги»). С этого момента мы считаемся в этой, так сказать, гонке и должны кататься только под парусами, не принимать ничью постороннюю помощь, использовать только свои ресурсы.

Представители организации могут отслеживать, где мы находимся и когда прибудем (Ирина и Микаэль финишировали 15 июня в 7:28 — прим. «Бумаги»). Мы заранее отправляем электронное письмо человеку, который нас встретит и примет у нас финиш, засечет время с точностью до секунды. После этого отправляем организации файлы с нашего роутинга. Это занимает недели-две, и если все требования были соблюдены, фиксируют рекорд.

С провизией всё было достаточно просто. Мы использовали стерилизованный продукт — это еда, которая расфасована в пакеты по одной порции. Пакет кидаешь в кастрюлю и согреваешь, отрезаешь верх и ешь оттуда ложкой. Еще брали с собой немного консервированных овощей, фруктов и йогурты.

Переход Бермуды — Плимут

Переход начался хорошо, но первые несколько ночей мы всё время рвали паруса: только за первые четыре ночи порвали три паруса. А в середине пробега попали в шторм, достаточно серьезный: три дня и три ночи с волной до 12 метров и ветром скоростью в среднем 45 узлов (около 83 км/ч — прим. «Бумаги»). Всего за время поездки мы порвали пять парусов.

Волна была достаточно крутая, из-за этого автопилот почти не мог справиться —приходилось рулить всё время вручную, было очень тяжело. Мы трое суток шли таким образом, сменяя друг друга каждые три часа: один шел спать, другой рулить. К тому времени мы уже не ложились в кровать, а спали прямо на полу в спасательных жилетах.

Два раза нас положило парусами и мачтой на воду, я в этот момент рулила — и меня просто выкинуло из лодки. Я была пристегнута и какое-то время просто висела над океаном только на этой веревке. После шторма был еще один день штиля, который нас очень сильно притормозил.

2 человека

3 дня и 3 ночи

длился сильный шторм

12 метров

высота волн во время шторма

По времени переход занял 13 дней, 5 часов, 19 минут и 30 секунд. Изначально планировали пройти дней за 11, но нас затормозил шторм. На этой дистанции мы были первой однокорпусной лодкой, установившей рекорд. Предыдущим ходил тримаран — это многокорпусное судно, показывающее совсем другие результаты.

Деньги, затраченные на переход, мы не подсчитали. Очень сложно оценить, потому что яхта давно готова для прохождения таких дистанций и регулярно участвует в гонках.

Единственная проблема: когда вносили рекорд, меня записали шведкой. Пришлось им исправлять мою национальность на русскую. Тогда представитель организации предложил: «Может, вы поженитесь, и ничего менять не надо будет?».

Риски

Основные риски — это, конечно, матчасть: когда что-то ломается и надо чинить. Хорошо, что на нашей яхте есть много вещей для ремонта прямо на плаву. Но понятно, что бывают ситуации совершенно катастрофические, когда яхты налетают на предметы в океане. Такой риск существует всегда.

Был риск с моментом «погодного окна». Наш результат зависел от погодных условий, но мы не могли ждать того окна, которое создало бы для нас идеальные погодные условия, чтобы всё прошло быстро и комфортно. Поэтому приходилось ловить какое-то подходящее «окно» — и можно было испортить результат.

Опыт

Мы могли обойти шторм большим кругом, но нам было важно знать, что там находится и как это ощущается, когда ветер дует так сильно. Это было достаточно страшно. Но когда идешь в море, нужно представлять, с чем можешь столкнуться. Еще важен опыт нахождения на палубе в одиночку. И вообще, переход через Атлантику — это огромное событие в моей жизни, это было грандиозно.

О подготовке к одиночному плаванию через Атлантику

Подготовка к трансатлантической гонке одиночек, которая пройдет в 2019 году, идет полным ходом. Я уже купила яхту и совершила свое первое квалификационное плавание: 33 часа в море одной.

В гонке запрещено пользоваться любыми системами, которые делают автоматический роутинг и позволяют в процессе гонки загрузить прогноз. Единственное, что я могу слушать, это прогноз по радио. Поэтому мне сейчас приходится вспоминать бумажные карты, старинные GPS-навигаторы и прочее.

Маршрут такой: сначала мы идем от Франции на Канарские острова, а потом на Карибские. К участию в гонке допускается 84 лодки, все стартуют в один момент. Но океан большой, а у всех свое видение, как нужно пройти этот маршрут, поэтому все постепенно разбредаются и может произойти так, что ты кого-то не видишь достаточно долго.

У меня по плану весь сезон до сентября очень плотный, впереди будет много гонок. Венцом станет гонка от Франции на Азорские острова и обратно, в общей сумме 2600 миль. Но до этого я должна пройти много квалификаций. Неподготовленным людям трансатлантическую гонку пройти не разрешается.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.