10 ноября 2017

Участвовать в молодежных гонках «Формулы» с 15 лет и первым из россиян поступить в престижную академию Ferrari

Петербуржец Роберт Шварцман с раннего детства участвовал в международных гонках на картах, а в 15 лет стал пилотом молодежных соревнований «Формулы». Когда ему исполнилось 18, он первым из россиян вступил в молодежную программу академии Ferrari, в которой готовят гонщиков к «Формуле-1».

Роберт рассказал «Бумаге», что чувствуешь на трассе Монте-Карло, где все едут на скорости более 200 км/ч, почему не стоит бояться аварий на «Формуле» и зачем жертвовать школой ради спортивной карьеры.

Фото из личного архива Роберта Шварцмана

Идея

С самого раннего детства я увлекался машинами. Как рассказывают родители, играл только в них. В том числе из-за этого меня впервые посадили в карт (простейший гоночный автомобиль без кузова — прим. «Бумаги»), когда мне было четыре года. Я покатался на легкой детской трассе, и мне это очень понравилось. Несколько раз меня отводили на картинг — и я просил еще.

Серьезно начал заниматься картингом примерно с шести лет. Помню, папа тогда спросил меня, хочу ли я стать пилотом «Формулы-1». Конечно, я ответил «да». Тогда же у меня начались серьезные тренировки, появились учителя, и я тратил на это большую часть свободного времени.

Наверное, с этого самого возраста у меня и появилась мечта и цель стать профессиональным гонщиком, попасть в «Формулу-1». Я понимал, что у меня есть такие возможности (отец Роберта Михаил Шварцман — совладелец петербургской сети цветочных магазинов «Цветоптторг» — прим. «Бумаги»), и хотел их реализовать.

Роберт на «Формуле-2», 2016 год

Эта мечта со мной до сих пор. Как я уже сейчас понимаю, именно она давала мне силы постоянно работать над собой, бороться с ошибками. Для меня попасть на «Формулу-1» — это доказать себе, что я могу участвовать в «королеве автогонок» и управлять самой быстрой машиной в мире.

Конечно, для того, чтобы попасть туда, нужно много побеждать, всегда показывать высокую скорость, привлекать к себе внимание. Недавно я приблизился к осуществлению этой мечты: меня пригласили в молодежную программу академии Ferrari, где гонщиков целенаправленно тренируют для «Формулы-1».

Тренировки

Как я уже сказал, серьезные тренировки начались в шесть лет. Родители специально возили меня в Финляндию на детские гонки, где я занимал какие-то места. Вскоре стало ясно, что дальше, если мы хотим этим заниматься, нужно ехать в Италию — страну, где наиболее развиты картинговые гонки. В итоге я смог закончить в России только начальную школу, а потом меня отдали в школу в регионе Фриули. Доучившись до седьмого класса, я перешел на экстернат, потому что не мог совмещать учебу с тренировками.

Занимался практически каждый день. Пришлось жертвовать ради этого не только школой, но и более важным — общением со школьными друзьями.

В моменты, когда вдобавок ко всему мне не везло с результатами гонок, были мысли об уходе: бросить всё, закончить нормально школу, заняться каким-нибудь бизнесом. Но, слава богу, я остался — продолжал заниматься, и, видимо, это дало какие-то плоды.

Я понимал, что если заброшу гонки, уже никогда не буду получать того же удовольствия, как от побед на трассах и вождения на большой скорости. Возможно, каким-нибудь бизнесом заниматься тоже весело, но это не сравнится с гонками.

Помню, как ехал [по трассе] на кубке мира Final Cup — наиболее престижных картинговых соревнованиях. Это был мой последний год в картинге, затем я перешел в профессиональные гонки. Уже не думал, что смогу победить, так как стартовал восьмым и с трудом пробирался к финишу. Но в итоге — и это было неожиданностью для меня — пришел первым. Тогда я понял, что могу побеждать.

За время картинга я успел стать лучшим в [международном картинговом турнире] WSK Final Cup — 2013 и бронзовым призером чемпионата мира CIK-FIA в [молодежном] классе KF-Junior.

Гонки

Благодаря большому количеству гонок и тренировок опыт у меня стал набираться очень быстро, и в 15 лет мне удалось перейти на юниорские «Формулы». Это совершенно другая школа, другие эмоции и затраты энергии. Здесь я работаю уже чисто на победу.

Гонки, скорость — это непередаваемые ощущения: сначала ты спокоен, обговариваешь с механиком стратегию, смотришь видео с предыдущих заездов, выстраиваешь у себя в голове план. Только на старте, возможно, чувствуешь небольшое волнение, но потом берешь себя в руки и едешь. А потом побеждаешь. Главное, не нервничать. Ты просто знаешь, что делать, — делаешь и выигрываешь.

5 км

длина трассы

25 минут + 1 круг

время одной гонки

303 км/ч

максимальная скорость

23

гонки за 2017 год

6

побед за 2017 год

2

аварии за 2017 год

Дебютировать на серьезных соревнованиях у меня получилось в 2014 году на двух этапах итальянской «Формулы-4» (гоночная серия на нижней ступени автоспортивной иерархии — прим. «Бумаги»). Там все были на порядок старше меня (средний возраст пилотов, выступающих на «Формуле-4», — 17–19 лет — прим. «Бумаги»), но я смог занять пятое место.

В 2015-м было сразу два чемпионата «Формулы-4»: итальянский и немецкий. В первом турнире занял четвертое место, во втором — третье. После этого мне удалось попасть в [российскую программу развития автоспорта] SMP Racing. Таким образом получилось снизить затраты моей семьи на гонки (по словам отца Роберта, в год он тратил на гонки сына 150–200 тысяч евро — прим. «Бумаги»).

Уже в 2016 году я перешел в «Формулу-2» (гоночная серия, созданная для подготовки пилотов к «Формуле-1» — прим. «Бумаги»). Там у меня было несколько абсолютных побед на трассах, но на чемпионате я занял шестое место.

На сезон 2017 года я шел за результатом. Все предыдущие сезоны, как я считаю, были для меня подготовительными, «раскатывающими»: я учился, набирался опыта, понимал, как всё работает. У меня получилось подготовиться, я привык к машине, привык к команде и выдал показатели на голову выше предыдущих: первую гонку выиграл, во второй совершил небольшую ошибку. Но уже за три этапа до конца сезона гарантировал себе место в первой пятерке.

Наверное, из-за этого мной и заинтересовались в академии Ferrari. В конце сезона совместно с SMP Racing мы подписали контракт.

В этом сезоне запомнились многие гонки. Например, на трассе в Монте-Карло: хотя я и не сумел там выиграть, а пришел вторым, это всё равно очень въелось в память. Это городская трасса, нужно иметь определенный склад характера, чтобы ехать там быстро. То, что мы показали такой результат, — это круто. Очень приятно стоять на пьедестале «Формулы-1»: это место, куда поднимаются лучшие гонщики мира.

Академия Ferrari

Сейчас я снова переезжаю, теперь в Маранелло — для обучения в молодежной программе академии Ferrari. Тут постоянная физическая нагрузка, симуляторы гоночных машин, кемпы с другими участниками программы для общей подготовки. Грубо говоря, нас здесь целенаправленно развивают в определенных направлениях, чтобы мы могли показать высокий результат уже в первую гонку сезона. При этом я продолжу выступать под российским флагом.

Роберт после «Формулы-4», 2015 год

До сих пор не знаю, почему меня позвали в программу. Предполагаю, они увидели, что я достаточно быстрый пилот. Логичнее предположить, что мной заинтересовались именно в этом сезоне, когда я стал побеждать, но, может, это началось и с прошлого года.

Сейчас главное — заниматься. Пока о «Формуле-1» даже говорить рано. Есть задача показать хороший результат в младших «Формулах». Ведь всё зависит от моих показателей на гонках: чем лучше у меня будут результаты, тем быстрее я смогу попасть в «Формулу-1».

Риски

Как и в любом спорте, в гонках есть риски. Но лично я стараюсь об этом не думать. И никогда не настраиваю себя на то, что может быть плохо. Даже если авария и случается, нужно проехать, сделать свое дело и всё.

В принципе, машина «Формулы» максимально защищена от каких-либо повреждений. Корпус сделан так, что все остальные детали могут разлететься, но капсула пилота останется невредимой. Даже если и будет авария, за счет рамы у пилота могут быть максимум ушибы или переломы.

Роберт занял первое место на пятом этапе «Формулы-4», 2015 год

Опыт

Не уверен, что гонку можно описать словами. Всё происходит очень быстро, первые два-три поворота, может, остается какое-то напряжение, ты не осознаешь, что происходит, и делаешь всё на автомате. Потом волнение всё равно уходит, ты берешь и едешь, поддерживаешь стабильную скорость.

Во время гонки нельзя даже смотреть по сторонам, на болельщиков и команду, ты о них даже не можешь подумать: всё внимание сконцентрировано на дороге. После финиша — уже да, благодаришь всех и понимаешь, что они тебе помогли.

Конечно, я не один, кто этим горит. Сейчас гоночный спорт в России развивается всё больше и больше, есть много российских гонщиков, которые потенциально могут стать пилотами «Формулы-1». И это хорошо, что у нас появляется столько молодых и перспективных пилотов.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.