14 декабря 2018

Foodism — приложение, в котором петербуржцы оценивают блюда из 400 ресторанов. Сколько людей им пользуются и как оно помогает местным и туристам

Проект «Лучше здесь» — это серия встреч петербургских предпринимателей и рубрика «Бумаги» и Банка «Санкт-Петербург» о петербургском бизнесе.

Если вы занимаетесь бизнесом в Петербурге — расскажите нам о себе, пожалуйста, заполнив короткую форму в конце материала. Мы будем рады с вами познакомиться!


Приложение Foodism, которое разработали в Петербурге, позволяет пользователям просматривать меню большинства городских заведений, оценивать блюда и оставлять отзывы. Там же отображаются места поблизости, где можно попробовать, например, рамен, круассаны или шаверму. Так, при его помощи «Бумага» искала еду для встречи петербургских предпринимателей «Лучше здесь».

«Бумага» рассказывает, кто скачивает Foodism и сколько у него активных пользователей, почему авторы отказались от идеи «тиндера для еды», зачем в приложении нужны отзывы и оценки для блюд и сколько стоит разработка такого приложения.

Что это такое?

Foodism — это мобильное приложение с каталогом блюд из петербургских кафе и ресторанов. При первом запуске оно показывает все блюда в радиусе 50 км. Но затем блюда можно отфильтровать по стоимости, калорийности, расстоянию до заведения и режиму его работы.

Например, «Бумага» искала в Адмиралтейском районе открытый с 11 до 13 часов стритфуд, где стоимость заказа должна быть до 1 тысячи рублей, а калорийность блюда — не больше 700 ккал. Foodism предложил 21 блюдо, лучшими из которых, по оценкам пользователей, оказались будда боул из «Квартиры Кости Кройца» и классическая шаверма из ресторана «Rыба».

В приложении также есть поиск по конкретной позиции — борщ, вок, круассан: в выдаче появятся рестораны, где эти блюда готовят. Так, к примеру, выглядит список находящихся неподалеку от редакции «Бумаги» мест, где можно попробовать рамен.

Foodism в августе 2017 года запустили петербуржцы Герман Доманский, Анри Бер и Марат Супоницкий. Изначально оно задумывалось как «тиндер для еды». Но, поработав над приложением, команда отказалась от механики матч-мейкинга, характерной для Tinder, и сосредоточилась на информационной функции.

Сейчас приложение агрегирует меню более 400 заведений-партнеров, среди которых рестораны сетей Ginza, Italy Group, Probka Family, Duo Band. Всего в каталоге более 10 тысяч блюд, к каждому из которых пользователь может оставить отзыв.

Фотографии для большинства блюд делают штатные фотографы Foodism — эту услугу заведениям предоставляют бесплатно. Чужие фото берут редко. Это обусловлено требованиями приложения не только к качеству, но и к формату: снимки ресторанов в основном горизонтальные, а для приложения нужны вертикальные кадры.

Доманский утверждает, что Foodism — «сервис с самой крупной базой блюд в России». На старте в него вложили 5 млн рублей, средства привлекали у друзей и знакомых. Сейчас две трети расходов идут на разработку, оставшаяся часть бюджета — на инфраструктуру приложения.

При этом нынешняя версия приложения еще не финальная. В конце 2018-го и начале 2019 года запланированы масштабные обновления для iOS и Android соответственно. В приложение внедрят фуд-квесты и внутреннюю программу лояльности с баллами за отзывы на блюда. На момент написания материала приложение временно отсутствует в магазине Google Play из-за работы над обновленной версией.


Герман Доманский, сооснователь Foodism:

— В фуд-квестах пользователи смогут выполнять задания: например, за один день в Петербурге нужно съесть десять выбранных нами блюд. Накопленные баллы можно будет обменивать в нашем магазине на ценные призы: билеты на тематические события, фестивали, сертификаты в рестораны, мерч.


Предполагается, что фуд-квесты станут источником мотивации для пользователей и способом монетизации для создателей: попадание в авторский фуд-квест Foodism для заведений будет платным. Ресторан за деньги также сможет создать свой фуд-квест на базе приложения. Пока что фуд-квесты представили лишь лояльной фокус-группе, состав которой не раскрывается.

Кому нужно это приложение?

Сейчас Foodism постоянно пользуются 2 тысячи человек. Всего, по словам Доманского, приложение скачали 10 тысяч раз, а его оценка в App Store составляет 4,7.

Называть Foodism популярным приложением, по мнению Доманского, рано. Как объясняет PR-директор Foodism Евгения Сюндюкова, это нишевой продукт, но у приложения есть потенциал к росту аудитории.


Евгения Сюндюкова, PR-директор Foodism:

— Доля петербуржцев, которые регулярно ходят в рестораны, не так велика. Это приложение для людей, которые любят еду и гастрономический опыт, или для тех, кто уже не ест дома. Это растущая аудитория.


Приложение бесплатное, для пользователей оно таким останется и после обновлений. Основная монетизация заложена в сфере b2b: сначала создатели приложения предлагали заведениям подключаться бесплатно, чтобы набрать базу, но после релиза партнерство для новых заведений будет платным. Тарифы пока согласовываются.

В 2019 году команда Foodism рассчитывает увеличить аудиторию приложения в Петербурге до 10 тысяч активных пользователей.


Герман Доманский, сооснователь Foodism:

— Сначала мы рассказали о себе тематическим СМИ, потом участвовали в партнерских программах ресторанов. Речь идет в основном об офлайн-рекламе на мероприятиях заведений. В онлайн-рекламу мы не вкладывались.


На что это приложение похоже?

На создание Foodism команду вдохновило англоязычное приложение Entre, в описании которого как раз была фраза «тиндер для еды». Впрочем, в функционале приложений мало общего: в Entre блюда группируются вокруг ресторанов, там также можно заказать еду, а в Foodism на первом месте стоят блюда.

Среди российских приложений создатели Foodism аналогов тоже не находили. Набирающие популярность приложения по доставке еды, вроде Delivery Club и «Яндекс.Еды» предлагают иную услугу, а команда Foodism пока не думает о том, чтобы заниматься доставкой еды из ресторанов. Среди приложений, сотрудничающих с ресторанами, можно также выделить Foodle — в нем пользователи предзаказывают блюдо в заведении, чтобы забрать его во время визита.

Кто и зачем скачивает Foodism?

Свою аудиторию создатели Foodism делят на две категории. Первая — внутренний рынок, который состоит из петербуржцев и тех, кто часто бывает в городе. Это миллениалы, привыкшие к связанным с едой приложениям, и менеджеры и предприниматели, которым необходимо оперативно найти кафе или ресторан. Внешний рынок представляют туристы, которым нужно быстро сориентироваться в городском общепите.

Foodism пытался запуститься и в Москве, но команда всё же сосредоточилась на Петербурге: небольшое количество столичных ресторанов, которые подключили к приложению, сейчас скрыли, чтобы не путать пользователей. При этом в будущем Foodism планирует работать в Москве, а также в городах Европы.

Что может пойти не так?

Проработка архитектуры приложения и его оптимизация заняли у команды больше всего времени. Процесс также тормозился из-за смены разработчиков на одном из этапов.

Доманский также опасается, что из-за нехватки опыта в будущем у команды могут возникнуть проблемы с маркетингом. А из-за ограниченности ресурсов не всегда получается добавлять новые инструменты: так, в Foodism хотят добавить таргетинг, которым сможет пользоваться бизнес, но сейчас у разработчиков приложения другие приоритетные задачи.

Три факта о Foodism

1.

Механика приложения масштабируется. Можно, например, сделать «тиндер с кошками»

Архитектура Foodism позволяет создавать на ее основе самые разные приложения — не только про еду. Доманский воспользовался этим, чтобы избежать утечки идеи: потенциальным разработчикам он говорил, что они будут работать над приложением для поиска кошек — по породе, цене, весу и другим критериям.

2.

Спустя время рестораны стали сами предлагать Foodism сотрудничество

Когда с момента запуска прошло больше года, в Foodism заметили, что рестораны стали первыми предлагать сотрудничество. Некоторые заявки теперь приходят в том числе из Москвы.

3.

В будущем из Foodism хотят сделать социальную сеть

До конца первого квартала 2019 года команда Foodism намерена добавить в приложение элементы социальной сети. Пользователи смогут подписываться на отзывы других пользователей и новости заведений, а также заводить друзей и узнавать, что они едят и как оценивают различные блюда. В будущем Foodism, скорее всего, будет больше похож на Facebook или Instagram.

При помощи Foodism «Бумага» нашла для встречи «Лучше здесь» рестораны «Зеленый сад», Charlie, Bao Mochi, Meat_coin, «Циммес», Pinch, Mad Espresso Team, Simple, «Траппист», «Лепим и Варим».

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.