13 ноября 2014

Как работает первый благотворительный медиапроект «Летающие звери»

Мультсериал «Летающие звери» родился из волонтерского проекта, где больные дети учатся создавать рисованные истории. Сегодня лицензия на покупку изображений крылатых слонов, лошадей, зайцев и другого зверья стоит несколько сотен тысяч рублей. Все, что зарабатывают аниматоры на своем мультсериале, уходит в фонд AdVita, который занимается лечением детей с онкологическими заболеваниями.

Директор проекта Надежда Федяевская рассказывает об уникальной схеме, благодаря которой удается поддерживать работу мультипликационной студии и зарабатывать деньги на благотворительность с помощью веселья, а не жалости.
Надежда Федяевская. Фото: Егор Цветков / «Бумага»

Как родилась студия

В 2008 году мы создали студию детской анимации «Да». Группа режиссеров и художников начала ходить в больницу и заниматься мультипликацией с детьми вместе с сотрудниками благотворительного фонда AdVita. Первый экзистенциальный опыт, который ты получаешь, придя волонтером в больницу, такой: это не склеп и не кладбище — эмоции там совсем другие. В больницах тебя встречают обыкновенные дети. Они носятся, играют в футбол, зачастую с капельницами, гоняют на них как на самокатах в коридоре. Они хулиганят и смеются, как сверстники, просто в настоящий момент в их жизни есть ряд обстоятельств, которые необходимо преодолевать. Как это ни парадоксально, количество позитива и негатива в больнице такое же, как и в обычной жизни.
Как волонтерский проект мы пытались рассказать, что, вообще-то, дети там тоже смеются и, приходя к ним, ты получаешь море приятных эмоций и драйва. Во время каждого визита нам навстречу неслась толпа с криками «Мультики приехали!».
В благотворительности часто эксплуатируется эмоциональный террор. Ребенок со слезами на глазах на постере — это то, что в профессиональной среде называется «собачкой об забор», то есть попытка любыми способами выжать слезу и сыграть на сострадании, через него залезть в сердце и кошелек. В действительности можно совсем по-другому: не через слезы, а через радость, потому что ее там очень много. И это будет правдой, потому что жизнь не заканчивается, когда ты попадаешь к врачу на прием.

«Летающие звери»

Историю про летающих зверей придумали пациенты. Дети захотели сделать микромультик про то, как волшебник подарил крылья зверям. Так появился образ.
Затем мы попросили огромное количество петербургских художников нарисовать разных летающих зверей и начали выпускать с ними сувениры. Средства от продажи шли в AdVita. С Леной Грачевой (координатор проекта — прим. «Бумаги») организовали фонд и ООО «Помогать легко», которые могли заниматься коммерческой деятельностью.
Года три мы существовали только в режиме продажи сувенирной продукции. Специально под это создали лофт «Легко-Легко», продавали наши сувениры на мероприятиях. В какой-то момент возникновение мультфильма с этими героями стало неизбежно.
Тут же возникла сложность. Дело в том, что большинство специалистов, которые пришли работать в волонтерский проект, как правило, ради этого уволились с анимационных фабрик. Работа над сериалом на студии выглядит так: в течение всего дня ты работаешь, и дай бог, если к концу сделал 1,5–2 секунды анимации. Главное качество аниматора — усидчивость. Это очень кропотливая и в значительной степени занудная работа, которая не сравнится с бешеным драйвом, который ты получаешь от работы с детьми.
Прямо скажем, немногие решились вновь подписаться на студийную работу. На первом этапе, когда нужно было собирать команду, было очень нелегко. Сейчас в проекте работает около 70 человек: 30 человек в офисе и сотрудники, которых мы привлекаем по мере необходимости: актеры, звукорежиссеры, композиторы, сценаристы.
На этапе разработки первой серии у нас было пять человек основной команды и еще восемь аниматоров. С их стороны согласиться на работу, когда в проекте не было никакой конкретики, стало большим шагом. Но люди, которые три года назад пришли в сериал, работают у нас до сих пор.

Как это продавать

Для нас очень важно, чтобы схема, по которой мы функционируем, была максимально простой и прозрачной. Мы делаем мультфильм, передаем все права на него фонду «Помогать легко», фонд в свою очередь продает права на использование персонажей в товарах, на упаковке, в рекламе, а также сами мультики — на каналы. Все средства от продажи лицензии идут на лечение детей и не возвращаются в производство, на студию.
От классической схемы любого медиабренда, который живет за счет продажи лицензии, нас отличает только то, что все деньги поступают не владельцу компании, а в благотворительный фонд.
Основной источник финансирования — это один-единственный анонимный благотворитель, мы его знаем как Капитана Немо. Он просто поверил в проект и поддержал нашу идею «дать не рыбу, а удочку»
Сначала (на этапе детских занятий) студия жила за счет прямых адресных пожертвований: первой нас поддержала компания «Янтарный дом». Потом стали работать уже с партнерами. С «Трансаэро» мы делали первый детский сериал об истории воздухоплавания. Вторым крупным партнером был KIA, они в большей степени выступали как меценаты. Для подобных компаний партнерство с нами — это чистая благотворительность.
Кроме того, мы ежегодно подаем заявки на гранты, но проблема фандрайзинга была и остается актуальной. Зарплаты платим частично из денег, которые как анимационному проекту нам ежегодно выделяет министерство культуры. Масштаб этой поддержки разный, в этом году, например, не получили ничего. В прошлом году мы получили около двух миллионов рублей, при том что налогов платим около девяти миллионов — то есть государству еще приплачиваем.

Основной источник финансирования — это один-единственный анонимный благотворитель. Он просто поверил в проект и поддержал нашу идею «дать не рыбу, а удочку». Обычно он и так помогает деньгами фонду AdVita, а в данном случае вложился в нашу студию анимации, которая сама впоследствии должна зарабатывать.
У нас полностью белая бухгалтерия. Иначе существовать мы не можем, потому что работаем с благотворительностью, а все некоммерческие организации сейчас находятся под пристальным вниманием. У нас даже речи не может быть о некой серой схеме ухода от налогов, потому что иначе мы подставим фонд.

Уникальное торговое предложение

Специфика лицензионного бизнеса такова, что от первоначальной договоренности до непосредственно покупки товара проходит много времени. Дело даже не в том, что договоры по полгода подписывают, — это общее явление для любой сферы. Основная часть производства находится в Китае. Производство там идет сезонами: определенная продукция выпускается, например, только осенью. После этого следует длительный этап логистики: сначала к нашему региональному партнеру, от него — по всей стране. Товары с нашими летающими зверями продаются в Хабаровске, туда мы сами бы никогда не дошли и оставались бы на уровне локального бренда.
За счет продажи лицензии и работы с крупными производителями по всей стране, у нас есть возможность быть представленными на федеральном уровне. Это важно не только для бренда, но и для AdVita. Благотворительный фонд работает с пациентами со всей страны, при этом в сознании людей это локальная петербургская организация. Пока ситуация такова, она не в состоянии прокормить всех, кто обращается в фонд за помощью: пациенты едут со всей страны, а сборы идут только по Питеру.

Производство, дистрибуцию и заход на полку в ритейл берет на себя наш лицензиат. Под брендом «Летающие звери» выходят игрушки, канцелярские товары, кондитерские изделия, шоколадки, сейчас появились раскраски. Благотворительная составляющая влияет по-разному. С одной стороны, узнаваемости нашего бренда недостаточно, если сравнивать со «Смешарками» или «Фиксиками», например.
С другой стороны, с точки зрения уникального торгового предложения у бренда большой потенциал. Если у вас на упаковке написано, что это больше чем шоколадка, это добавляет ценности. Потребитель получает дополнительные эмоции: я не просто печенье купил, а еще и детям помог. Бывает, что предложения на покупку лицензии приходят со стороны, но в большей степени это наши активные продажи. Ноль процентов прибыли от лицензии идет на работу студии. Это сильно воздействует на партнеров. Человек выплачивает условные 100 тысяч рублей и получает отчет, согласно которому эти деньги пошли на лечение конкретного ребенка. Это гораздо приятнее, чем когда эти деньги потратили просто на зарплаты или оплату аренды. Для системы благотворительности очень важно понимать, на что идут твои деньги.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.