Два года назад «Старкон» едва не закрылся из-за долгов. Как создатели его спасли и почему сменили формат

«Лучше здесь» — проект «Бумаги» и Банка «Санкт-Петербург», посвященный петербургскому бизнесу. Это серия встреч петербургских предпринимателей, а также рубрика и рассылка «Бумаги» о городском бизнесе.

На «Лучше здесь» уже выступали представители «Лосево», «Светлой музыки», школы #Sekta, сетей «Буше» и «Цех 85», пространства «Севкабель Порт», Кировского завода, бюро Delo Design, бренда косметики «Самосвет» и других петербургских компаний.

Если вы занимаетесь бизнесом в Петербурге и хотите поучаствовать в одной из встреч, расскажите нам о себе, пожалуйста, заполнив короткую форму. Мы будем рады с вами познакомиться!


В августе 2017 года организаторы «Старкона» сообщили, что спонсоры и партнеры фестиваля в последний момент отказались от сотрудничества. У проекта оказалось 11 миллионов рублей долга, создатели объявили о возможном закрытии «Старкона». Но им удалось его избежать и даже добиться условий для существования фестиваля минимум до 2022 года.

Сейчас «Старкон» меняет формат и перестает быть исключительно гик-фестивалем. Генеральный продюсер «Старкона» Игорь Пылаев рассказал «Бумаге», как команда проекта пережила кризис, зачем запустила конкурс урбанистики и почему считает фестиваль важной частью Петербурга.

Фото: vk.com/starcon

Как «Старкон» оказался в кризисе

— Финансовые трудности у «Старкона» возникли из-за того, что за две недели до фестиваля его крупные партнеры воспользовались пунктом в договоре, который позволил им уйти.

Первым [нашим] решением было полностью закрыть фестиваль. Только «Экспофоруму», где проходит «Старкон», мы были должны 8 миллионов рублей, а в сумме, с учетом задолженности перед участниками, долг достигал 11 миллионов.

Мы заморозили фестиваль, потом перешли к долгим и сложным, но в итоге успешным переговорам с «Экспофорумом». Подготовили план переходного периода, расписали затратную часть и план возвращения долгов, предоставили гарантии: если у нас не получится исполнить задуманное, «Экспофорум» получит все деньги назад. Они увидели, что мы ответственно подходим к процессу, и забронировали нашу работу на их площадке на пять лет.

Сейчас мы отдали где-то треть долга. Это деньги, заработанные с фестиваля. Бюджет летнего фестиваля превышает 30 [миллионов рублей], а прибыль мы с 2017 года не получаем — всё идет на погашение образовавшихся долгов. Партнеры практически не дают денег, в том числе из-за финансового кризиса.

Как долги повлияли на репутацию «Старкона»

— Мы получили не только финансовый удар, но и репутационный. Трудно донести до людей, что ты делаешь всё правильно, когда ушел в долги.

На фоне этого некоторые предприимчивые товарищи увидели в ослабших позициях «Старкона» возможность организовать схожие, но ужасные по качеству мероприятия. Так что теперь нам нужно отстаивать свою репутацию перед людьми, которые побывали на таких мероприятиях и говорят: там было плохо, у вас наверняка так же.

Все эти трудности стимулируют нашу команду. Это как вызов, возможность понять, можешь ли ты добиться чего-то большего, обладая небольшими ресурсами. Нам неинтересно бросать, потому что мы делаем большое общее дело, которое приносит пользу не только нам, но и окружающим.

Зачем фестиваль изменил формат

— После возникших трудностей «Старкон» повзрослел с точки зрения контента. Мы продолжили нашу экспансию в науку и образование через популярную и массовую культуру. В этом году мы ушли в урбанистику и провели первый конкурс в этой области.

Изначально мы видели потенциал в направлении работы в официальном русле, вместе с городом. Но городу под его нынешним руководством это не нужно. Поэтому мы сейчас будем вносить корректировки во второй конкурс будущего года, делая упор на частные компании, у которых и ресурсов больше, и есть понимание, что городскую среду нужно менять к лучшему.

Мы также модифицировали наш конкурс короткометражного кино, со следующего года у него изменится концепция. «Старкон» перестает быть чисто «гиковым» фестивалем.

Как «Старкон» будет меняться дальше

— Финансово перемены [после изменения формата] пока мало заметны. Этот год будет показательным: в прошлом была задача просто пережить год и провести большое мероприятие без партнеров, не уйдя в минус.

Есть понимание, каким я хочу видеть фестиваль после окончания договора с «Экспофорумом». Условно, «Старкон» должен стать круглогодичной площадкой — с лекциями, спецпоказами, мастер-классами, помощью участникам конкурса короткого метра. Это то, к чему мы стремимся. Но пока нет понимания, где это будет проходить.

Чем фестиваль интересен для иностранцев

— После изменений в формате стало больше внимания со стороны иногородних и иностранных участников и зарубежной прессы. «Старкон» действительно вышел за пределы России. Ежегодно его посещают иностранцы из разных уголков мира. Их привлекают наши идеи, наше стремление изменить мир вокруг нас. Порой они сами служат примерами для нас в выборе будущих направлений. И мне кажется, что аудитория будет расти именно за счет того, что мы расширим еще и международные границы.

Но в плане интереса жителей города изменения пока не особо заметны. Такая ситуация в стране: когда людям трудно покупать еду, они меньше думают о том, как учиться чему-то новому.

Зачем «Старкон» Петербургу

— Это площадка для самореализации большого количества людей. По сути, уникальная городская площадка, на которой можно проявить себя в совершенно разных областях: от науки до разных форм творчества.

Самовыражение участников можно увидеть во всем: в их костюмах и одежде, работах в [конкурсах] кино и урбанистики, вопросах лекторам и способах прохождения нашего квеста. И каждый год возможностей всё больше.

«Старкон» стал неотъемлемой частью культурной среды Петербурга. Он как «Новая Голландия» — смелый, современный и развивающийся проект, только в своей сфере. Убери «Новую Голландию» из центра — и что случится? Как по мне, ничего хорошего. Потому что это часть единого городского организма.

Если «Старкон» закроется — это будет большая потеря для Петербурга. Я люблю и город, и то, чем занимаюсь. Поэтому здесь важен не только финансовый момент, но и идейный.

Какие выводы сделали организаторы после кризиса

— Нужно внимательнее относиться к формальностям в договоре. Большие компании и их юристы, понятное дело, делают всё, чтобы в плюсе в любой ситуации оставались они. Поэтому и мы должны составлять договоры так, чтобы в случае чего выходить победителями.

Нельзя сдавать позиции, отстаивая интересы своего дела и компании. Нельзя идти по принципу «здесь мы дадим пару поблажек, и, возможно, в следующий раз нам это пойдет в плюс». Это никогда не пойдет в плюс. В отношениях с партнерами всегда должен быть «вин-вин». И крупные компании больше уважают тех, кто способен отстаивать свои интересы.

И необходимо рассматривать все возможные варианты. Нужно составить список любых развитий событий. И в этом списке уже выбирать меньшее из зол.

Ближайший фестиваль фантастики, науки и самовыражения «Старкон» пройдет в «Экспофоруме» 29 и 30 июня.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.