Ночной транспорт в городе: за и против нововведений
Активисты движения “Весна”, которые предложили программу круглосуточной работы метрополитена “Метро24», направили губернатору Георгию Полтавченко несколько новых предложений. Все они касаются усовершенствования транспортной системы в ночное время. “Бумага” изучила самые яркие инициативы и узнала у эксперта в области транспорта, возможно ли их реализовать.
Фото: Geoff LMV via Compfight cc

Запуск ночного поезда между станциями метро “Гостиный двор” и “Василеостровская”

Активисты движения “Весна”, инициаторы программы “Метро24»
Владимир Федоров, сопредседатель МОО “Город и транспорт” и руководитель РОД “Петербуржцы за общественный транспорт”
В обращении к губернатору активисты предложили запустить ночной поезд-шаттл между станциями метро “Гостиный двор” и “Василеостровская”. Это дополнительная мера к той, что недавно озвучил сам Полтавченко: связать станции “Гостиный двор” и “Горьковскую” ночным челночным составом. Инициативная группа убеждена, что если эти перегоны будут запущены, то вместе с ночными автобусами в городе появится полноценная ночная транспортная система.

“В период навигации город разделен на несколько частей, а ночные автобусы ходят лишь до разведенных мостов, не обеспечивая столь необходимую связь между севером и югом города, а также с Васильевским островом”

— Предложения по запуску поезда между “Невским проспектом” и “Горьковской”, на мой взгляд, сомнительны. Между “Василеостровской” и “Гостиным двором” — тоже, поскольку метрополитен надо обслуживать. Причем обслуживать конкретный тоннель, по которому ходит состав-челнок, не так сложно. Но в нашем метрополитене для доставки грузов и материалов используются не лифты и эскалаторы, а хозяйственные поезда, которые загружаются в депо и дальше едут по тоннелям. Это самый дешевый и удобный режим для элементарного вывоза мусора, поставки запасных частей и деталей. Соответственно, переключение с одного тоннеля на другой потребует изменения графика движения хозяйственных поездов, а это повлияет на всю ночную деятельность метрополитена. Запуск шаттла приведет к нарушению режима и осложнению работы по обслуживанию метрополитена. А учитывая, что этот перегон — один из самых длинных, это еще больше может усложнить ночную работу. На мой взгляд, достаточно мер, принятых с ночным наземным транспортом.

Продление работы метрополитена

Активисты движения “Весна”, инициаторы программы “Метро24»
Владимир Федоров, сопредседатель МОО “Город и транспорт” и руководитель РОД “Петербуржцы за общественный транспорт”
Другим предложением активистов движения “Весна” стало продление работы метро до часа ночи. Как следует из обращения, горожанам эта мера необходима. Во-первых, об этом свидетельствует опрос общественного мнения. Во-вторых, горожане стали активнее по ночам, “в том числе из-за работы многих учреждений в позднее время”. Активисты уверены, что у метрополитена есть все возможности для того, чтобы вернуться к режиму работы, который существовал до 1996 года.

“С того времени бюджет города значительно увеличился: город имеет все возможности сделать режим работы метро удобнее для петербуржцев”

— Раньше наш метрополитен совершенно спокойно работал до часа ночи, но это было, когда линии были короче. Сегодня их стало больше, а вот депо появилось всего одно. У некоторых линий их нет вообще. Поэтому здесь требуется очень четкий расчет, насколько продление работы технически не помешает метрополитену.
С экономической точки зрения, лишний час работы эскалаторов не так существенен. Освещение можно убавить, тем более, что на многих станциях в вечернее время так и делают. Социальный фактор гораздо важнее: ночью люди смогут успеть домой до закрытия метро, к тому же поезда и самолеты часто отправляются в позднее вечернее, фактически ночное время.

Расширение сети маршрутов ночных автобусов

Активисты движения “Весна”, инициаторы программы “Метро24»
Владимир Федоров, сопредседатель МОО “Город и транспорт” и руководитель РОД “Петербуржцы за общественный транспорт”
В дополнение к существующим ночным маршрутам “Весна” предлагает запустить автобусы, связывающие конечные станции линий. Сейчас ночные автобусы точно повторяют схему метро и пассажирам приходится ехать через центр города, чтобы попасть с одной станции на другую. Все это сильно увеличивает время поездки. В своем письме авторы инициативы предложили несколько примерных вариантов:
  • “Ленинский пр.” — “Московская” — “Международная” — “Пролетарская” — “ул. Дыбенко”
  • “Комендантский пр.” — “Пионерская” — “Академическая”
  • “Спортивная” — “Горьковская” — “пл. Ленина”
— Если это предложение будет воплощено, это будет правильно. По ночам отнюдь не вестибюли метро являются точками притяжения пассажирского потока. Например, людям с проспекта Ветеранов надо попасть в Невский район, и им предлагают ехать через центр города. То есть, имея возможность избежать проблемы метрополитена, у которого нет кольцевых линий, мы почему-то повторяем эту же ошибку — все автобусные линии выстроены строго радиально. Кроме того, заложниками ситуациями оказались инфраструктурные объекты, вокзалы и аэропорты, которые работают 24 часа в сутки. Удобной связи между ними и жилыми кварталами ночью просто нет. Нужно четко продумать, где формируется пассажиропоток и каким образом это происходит. А пока не учтены интересы туристов в центре города и жителей периферийных районов.

Отмена льгот в ночных автобусах

Активисты движения “Весна”, инициаторы программы “Метро24»
Владимир Федоров, сопредседатель МОО “Город и транспорт” и руководитель РОД “Петербуржцы за общественный транспорт”
С точки зрения инициативной группы, водители ночных автобусов заинтересованы в том, чтобы количество пассажиров на их маршрутах было ниже. Для того чтобы лучше контролировать пассажиропоток, “Весна” предлагает установить в салонах видеорегистраторы. Кроме того, активисты движения считают, что на этом виде транспорта можно отменить льготы.
— Надо увеличить интервалы у существующих ночных автобусов, а освободившиеся машины перебросить на другие маршруты. К тому же нужно согласовать расписание, чтобы в точке пересечения автобусы приходили в одно и то же время и можно было осуществить необходимую пересадку. Это скрупулезная работа, и обойтись сегодняшним количеством автобусов, скорее всего, не удастся. Но при грамотно построенной маршрутной сети это может привести к увеличению ночного пассажиропотока и росту рентабельности. То есть необходимые субсидии сократятся, если система начнет работать эффективнее. К тому же ночной тариф во всем мире выше, но для этого нужно предлагать хорошую услугу. Пусть проезд стоит 50 рублей, но человек проедет с пересадкой и до того места, куда ему надо.

Читайте также:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

МЕДИАМЕТРИКИ

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.