Что будут изучать и кем смогут стать студенты новой программы по беспилотному транспорту? Рассказываем о совместной магистратуре «Газпром нефти» и Университета ИТМО

Университет ИТМО и компания «Газпром нефть» открыли в Петербурге первую в России магистерскую программу, на которой будут готовить специалистов в области беспилотного транспорта. Студентам предстоит изучать программирование беспилотных автомобилей, работать с дронами и разрабатывать новые летательные аппараты. В этом году на программу смогут поступить 30 человек, половина из которых будут обучаться на бюджетной основе.

В партнерском материале с компанией «Газпром нефть» «Бумага» рассказывает, чему будут учить студентов в новой магистратуре, кем смогут работать выпускники и где уже применяются беспилотные технологии.

Партнер материала

«Газпром нефть» использует беспилотные системы для перевозки грузов, мониторинга трубопроводов и получения информации о строении геологических пород. В начале 2020 года компания успешно испытала первые российские беспилотные грузовые автомобили, которые проехали более 3 тысяч километров на месторождениях в Сибири.

Совместная программа по беспилотному транспорту открылась на факультете информационной безопасности Университета ИТМО. Занятия также будут проходить в лаборатории «Газпром нефти» на Новой Голландии

Идея запустить новую магистерскую программу возникла у преподавателей факультета информационной безопасности Университета ИТМО и компании «Газпром нефть» год назад. К тому моменту одним из направлений факультета была функциональная безопасность — разработка систем, которые будут работать, несмотря на сбои в информационном обмене.

Например, если в беспилотном аппарате сломается GPS, он сможет определить, где находится, и самостоятельно вернется на исходную точку. По словам преподавателя ИТМО и руководителя новой программы Ильи Викснина, до ее появления в университете уже занимались разработкой подобных технологий и преподавали курсы, связанные с полной автоматизацией производств. А в результате сотрудничества с «Газпром нефтью» у студентов появилась возможность учиться работать с беспилотным транспортом в реальных условиях.

«Применение беспилотных систем — важное направление трансформации нашей компании. Чтобы технология развивалась, важно наличие квалифицированных разработчиков. Сейчас специалистов в области беспилотного транспорта не так много, и большинство из них самоучки, которые получили знания уже работая в компаниях-производителях беспилотной техники. Поэтому заниматься подготовкой новых кадров необходимо», — говорит руководитель Центра технологий беспилотных авиационных систем «Газпром нефти» Никита Сивой.

Он также рассказывает, что компания инвестирует в развитие цифровых технологий и скоро откроет собственную лабораторию для разработчиков в отреставрированном «Доме 12» на Новой Голландии. Там же будут проводиться занятия для студентов.

На программе будут изучать не только беспилотные самолеты и коптеры, но и разные виды автоматического наземного транспорта. Среди требований к поступающим — знания в области прикладной математики

Всего на программе 30 мест — 15 бюджетных и столько же контрактных. Поступить можно тремя способами: через Конгресс молодых ученых, по конкурсу портфолио или сдав вступительный экзамен по билетам, перечень которых есть на сайте ИТМО. В этом году в связи с пандемией экзамены пройдут в удаленном формате.

По словам руководителя новой программы Ильи Викснина, главное для поступления — знания в области математического аппарата. «При этом нас больше всего интересует не фундаментальная, если можно так выразиться, математика, а скорее прикладная — аспекты, связанные с машинным обучением и data science. Очень бы хотелось, чтобы ребята понимали, что такое беспилотные летательные аппараты, где они могут применяться и зачем. То есть чтобы они знали, на что идут и для чего», — объясняет он.

Новая программа посвящена изучению беспилотных транспортных средств — как летательных, так и наземных, и водных аппаратов. Илья Викснин говорит, что ИТМО не ограничивает себя только одним типом беспилотников, а позволяет студентам в процессе учебы выбрать то, что им интересно. По его словам, в целом, программа нацелена на разработку безопасных систем управления: «Ребята должны будут понимать, что происходит на „железе“, и знать, как с этим обращаться».

Среди предметов, которые будут изучать студенты, — обработка и анализ данных, прикладной искусственный интеллект, моделирование беспилотных систем, программирование, архитектура беспилотных транспортных средств, машинное обучение и нейронные сети.

Планируется, что обучение будет проектным: все курсовые и практические задания в течение второго года будут связаны с выпускной работой

На втором курсе темы выпускных работ согласуют с «Газпром нефтью», все курсовые и практические работы в течение второго года обучения будут связаны с этими темами. Часть задач студенты будут выполнять не только под руководством и кураторством представителей ИТМО, но и под контролем специалистов из «Газпром нефти».

Никита Сивой говорит, что компании интересно обучать студентов по двум основным направлениям. Во-первых, это разработка беспилотных систем в плане программного обеспечения для их удаленного контроля и управления, а также с точки зрения создания самих механизмов. И второе направление — эксплуатация данных систем, то есть выезды на месторождения для установки и обслуживания оборудования.

Беспилотные технологии в «Газпром нефти» применяют с 2014 года. В новой магистратуре студенты будут слушать курсы практикующих специалистов

Чтобы студенты взаимодействовали с практикующими специалистами, университет сотрудничает с представителями разных компаний. Например, планируется, что курс «Системы управления на беспилотниках» частично прочитают сотрудники «Газпром нефти».

По словам Никиты Сивого, в нефтяной компании к беспилотным летательным аппаратам относятся в первую очередь не как к транспортным средствам, а как к инструменту для сбора информации о местности и рельефе земли.

«Газпром нефть» развивает проекты в области беспилотных технологий с 2014 года. Всего в компании определено более 70 сценариев применения беспилотников. С их помощью, например, проводят визуальное обследование трубопроводов и контролируют строительство новых объектов. Для мониторинга используют дроны, оборудованные тепловизорами, фото- и видеокамерами, а также применяют нейронные сети для анализа данных видеопотока.

Кроме сотрудников «Газпром нефти», курсы будут преподавать и представители других компаний. Сейчас университет ведет переговоры с сотрудниками американской IT-компании EPAM Systems и представителями StarLine — российского производителя умного охранно-телематического оборудования для автомобилей.

Помимо беспилотного транспорта студенты будут изучать процессы автоматизации предприятий и домов

Кроме транспорта и сбора данных, беспилотные технологии могут применяться и в других областях — например, в устройстве умного дома. «Идеальная система может выглядеть так: вы выходите вечером с работы, ваши умные часы или смартфон пеленгуются с ближайшим столбом, передают туда информацию о вашей биометрии — температуру, настроение, нехватку витаминов. Затем информация идет по столбам к вам в дом, и вы, открывая дверь, видите любимые тапочки, которые подойдут для грустного настроения. При этом кофеварка автоматически варит вам кофе, а вы просто получаете удовольствие от присутствия дома», — говорит Илья Викснин.

Второй аспект применения беспилотников — автоматизация предприятий. Сейчас часто можно услышать об индустрии 4.0 — концепции, придуманной в Германии и означающей полную автоматизацию производств. Руководитель новой магистратуры объясняет, как работает эта схема: «Например, вы заказываете пуховик на AliExpress, заказ приходит в Китай, автоматически в рамках информационной системы раскладывается на составляющие — пух, пуговицы, молнии — и падает на завод, который автоматически начинает собирать пуховик, после чего он в таком же автоматическом режиме уходит на почту и отправляется заказчику. В результате человек в этой цепочке задействован только как ее инициатор, то есть тот, кто удовлетворяет свои потребности при помощи этого технологического процесса».

При этом, по словам Ильи Викснина, автономный от человека процесс может повлечь за собой проблемы: «Самое страшное, что может случиться — мы получим какой-нибудь «Скайнет» (искусственный интеллект, созданный военными США, в фильме «Терминатор 2» — прим. «Бумаги»). Мы не хотим, чтобы наши студенты приложили руку к созданию штуки, которая всех убьет, поэтому рассказываем им, какие алгоритмы с точки зрения информационной и функциональной безопасности кажутся защищенными, а какие — нет».

Например, студентам объясняют, что многие задачи решаются при помощи алгоритмов, которые, по сути, можно отмотать назад и посмотреть, почему было принять то или иное решение. «Мы говорим, что использование нейронных сетей возможно, но нужно понимать, как их контролировать. Если есть возможность это делать, то всё хорошо», — говорит преподаватель ИТМО.

Выпускники программы смогут работать инженерами беспилотных транспортных средств

Илья Викснин считает, что по окончании программы ребята могут пойти работать дата-сайентистами, дата-инженерами или программистами, но это, по его словам, все-таки будет не совсем работа по профессии.

«Идеальный вариант — когда наш выпускник идет работать в R&D-отдел (от англ. Research&Developmet, отдел разработки стратегии технологического развития компании — прим. «Бумаги») компании, занимающейся разработкой беспилотных аппаратов в области функциональной безопасности. Если кратко, наши выпускники будут инженерами, а если развернуто — инженерами беспилотных транспортных средств», — объясняет руководитель программы.

В «Газпром нефти», в свою очередь, нацелены на то, чтобы трудоустраивать выпускников в компанию. «Конечно, это будет зависеть от того, насколько успешно ребята будут справляться со своими задачами во время учебы. Но уже начиная со второго года магистратуры студенты будут участвовать в наших проектах», — говорит Никита Сивой.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.
Образование и вузы
«Математика заставляет правильно мыслить». Победители международных олимпиад — о том, как с детства изучают точные науки и зачем формулы в биологии
Почему выпускники стали позже устраиваться на работу и из-за чего хобби для них важнее заработка? Рассказывает социолог
Как после нескольких лет в рекламе уйти в финансы, получить стипендию в 40 тысяч фунтов и поступить в вуз Великобритании. Рассказывает бывший сотрудник «Бумаги»
«Главное, чашка кофе и желание работать». Молодые петербургские ученые — о том, как написать исследование на несколько десятков страниц
От полярных исследований до интеллектуальных систем: как получить немецкий диплом, учась в Петербурге
Конфликт на Петровской косе
«Мы все связаны братством». Четыре петербуржца рассказывают, как влюбились в парусный спорт и почему город не должен лишиться яхт-клуба на Петровской косе
Что известно о будущем Речного яхт-клуба и Петровской косы. Яхтсменов выселили в разгар сезона, им негде швартоваться
«Нет консенсуса, нет договоренностей, нет развития». Что будет с речным яхт-клубом и что сейчас происходит на Петровской косе
Глава Ленинградской федерации профсоюзов подтвердил выселение речного яхт-клуба с Петровской косы. Там срезают понтоны, суда вынесут на сушу
Приставы пришли в яхт-клуб на Петровской косе и срезали трапы, ведущие к судам
Поддержка независимых театров
Сколько на самом деле стоит один поход на спектакль? Режиссер Семен Александровский рассуждает, почему бюджету выгодны частные театры
Более 20 независимых театров Петербурга не получили господдержку после пандемии: некоторым грозит закрытие. Десятки миллионов достались патриотическим фестивалям
Независимым театрам Петербурга обещают выделить субсидии в конце августа, заявила член комиссии
Независимые театры пожаловались, что остались без субсидий во время пандемии. Смольный запустил второй этап конкурса на финансирование
Коллеги «Бумаги»
Как ростовские наркополицейские бежали в Украину и задумались о карьере правозащитников
Как приговор по делу Юрия Дмитриева изменит Россию и нас
История отца Сергия, захватившего монастырь
Смягчение режима самоизоляции
В Петербурге 8 августа возобновляется работа парков аттракционов, на улице можно будет проводить культурные и спортивные мероприятия
Петербуржцы жалуются, что пассажиров перестали пускать в метро без масок. В метрополитене говорят, что так было и раньше
В комплексах «МЕГА» и большинстве торговых центров Ленобласти разрешили открыть фудкорты
Петербургские суды зарегистрировали больше 600 дел об отсутствии СИЗ за июль. Протоколы составляли в том числе на горожан, которые ели шаверму без маски
В Петербурге открылись визовые центры десяти стран ЕС
Закон о «наливайках»
Беглов посетил петербургский бар Spontan, попадающий под закон о «наливайках». Губернатор выпил там соку и пригласил владельца на встречу в Смольном
Автор закона о «наливайках» объяснил, почему площадь баров ограничили 50 метрами. Так депутаты борются с заведениями в хрущевках
Беглов призвал до 2021 года изменить закон о «наливайках» в интересах предпринимателей и жителей. Вот как он объяснил подписание «непроработанного» законопроекта
«Принятие закона о „наливайках“ — поспешность отдельных депутатов». Александр Беглов заявил, что в закон внесут изменения
В Петербурге прошло первое заседание рабочей группы по закону о «наливайках». На нем предложили создать особые правила для баров в исторических домах
Снос хрущевок в Петербурге
Какие хрущевки готовятся снести в Петербурге, куда переселяют жильцов и почему проект реновации затянулся на 10 лет?
Как в Сосновой Поляне сносят первую хрущевку по программе реновации. Демонтаж продлится несколько дней
В Петербурге возобновляется программа реновации — первыми сносят дома в Красносельском районе. Что об этом известно
В Петербурге начали сносить первую расселенную хрущевку по программе реновации
Жители попавших под реновацию кварталов смогут переехать в другие районы
Лето в Петербурге
Театр, похожий на космический корабль, старинные церкви и медовуха в купеческом доме. Приезжайте в Великий Новгород
Как долго в Петербурге продлятся дожди и ждать ли лета в августе? Рассказывает главный синоптик города
Во время пандемии центр Петербурга превратился в один большой рейв. Почему одни в восторге от вечеринок на Конюшенной и Рубинштейна, а других это бесит
В Петербурге прошел ливень. Конечно же, улицы по всему городу затопило, а машины «плыли» по дорогам
Сотни людей на набережных, разведенные мосты и военные корабли: как в Петербурге прошел парад в честь Дня ВМФ
Озеленение Петербурга
Петербургские активисты озеленят сквер на улице Марата. Принять участие в высадке растений сможет любой желающий
Жители Петроградского района намерены вернуть виноград, сорванный ветром с дома на Лизы Чайкиной. Вот как они это сделают
С дома на Лизы Чайкиной сорвало виноград, много лет покрывавший половину стены. Местные жители планируют вернуть растение на место
На парковке на Марата на один вечер создали зону отдыха со стульями и растениями в горшках. Вот как она выглядела
На Чкаловском проспекте появился прицеп со скамейкой и растениями. Небольшую зону отдыха оборудовали активисты

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.