Бизнес-школы — это правда полезно? Рассказывает профессор Стокгольмской школы экономики в Риге

«Лучше здесь» — проект «Бумаги» и Банка «Санкт-Петербург», посвященный петербургскому бизнесу. Это серия встреч петербургских предпринимателей, а также рубрика и рассылка «Бумаги» о городском бизнесе.

На «Лучше здесь» уже выступали представители «Лосево», «Светлой музыки», школы #Sekta, сетей «буше» и «Цех 85», пространства «Севкабель Порт», Кировского завода, бюро Delo Design, бренда косметики «Самосвет» и других петербургских компаний.

Если вы занимаетесь бизнесом в Петербурге и хотите поучаствовать в одной из встреч, расскажите нам о себе, пожалуйста, заполнив короткую форму. Мы будем рады с вами познакомиться!

Когда предпринимателям лучше посвятить время специальному обучению, что стоит заранее узнать о бизнес-школе и ее учениках и как подобрать себе бизнес-коуча? Профессор Стокгольмской школы экономики в Риге Петер Зашев рассказывает о специфике бизнес-образования.

7 октября в Академической капелле прошла большая встреча «Бумаги» и Банка «Санкт-Петербург» «Лучше здесь», посвященная обучению в бизнесе. Более 350 предпринимателей слушали выступления Петера Зашева, основателя сервиса iGooods Григория Куниса, CEO диджитал-агентства Nimax Никиты Михеенкова и основательницы издания The Bell Елизаветы Осетинской.

Зачем вообще нужно бизнес-образование?

— Я искренне верю, что в современном мире нужно постоянно учиться и обучаться. Есть одно «но»: каждый этап развития вашей компании требует разных умений и разного подхода к тому, что учить, как учить и у кого эти знания брать.

На первых этапах развития компании нужно только топливо энтузиазма и желание успеть — в комбинации с какой-то более-менее работающей бизнес-моделью. Если вы будете много учиться и узнавать всё, что может произойти во время взлета и во время первых минут полета, — испугаетесь. Это только помешает.

По мере того, как вы набираете высоту, появляется море потребностей. Вам нужно будет управлять своими финансами. Если у вас есть финансовый бэкграунд, наверное, вы справитесь, но у большинства предпринимателей его нет.

У вас появляется команда. Многие люди еще на раннем этапе недооценивают, насколько команда предопределяет успех. В России, в Восточной Европе люди считают, что, если мы все звездные профессионалы, то мы — команда. Но это далеко не так. Команда требует своих правил, критериев, лидерских умений. Всё это тоже нужно где-то взять, у кого-то поучиться, почитать.

Что обязательно нужно знать о бизнес-школе перед поступлением?

— Есть общие правила: какую репутацию имеет эта школа, какие у нее аккредитации. В международном масштабе особенно важно иметь аккредитацию, потому что это некий залог качества.

Многие недооценивают, насколько важно понимать, кем будут остальные участники. Мое мнение, что в любой программе EMBA примерно 60 % успеха — это преподаватели, качество самой программы, и 40 % — это уровень остальных участников группы: насколько они совпадают с вашим мышлением, стилем жизни, насколько, наоборот, они разношерстные и могут расширить ваш кругозор.

Бизнес-школы вряд ли назовут имена и фамилии [участников группы], но могут рассказать в общем. В некоторых программах чаще участвуют топ-менеджеры больших компаний и крупных корпораций, в других — предприниматели. Человек должен сам решать, какую сеть контактов он хочет получить в итоге от своих коллег по курсу. Этот фактор, на мой взгляд, редко оценивается по достоинству.

Всем ли подходят популярные бизнес-коучи?

— У каждого разное понимание, что такое бизнес-коуч. Один представляет себе Йоду из «Звездных войн», другой — Алекса Фергюсона, бывшего главного тренера [футбольного клуба] «Манчестер Юнайтед».

Коуч — это человек, который умело задает вопросы, заставляя вас задуматься и самостоятельно найти решение тех проблем и амбиций, которые у вас есть. Одним этот подход нравится, кажется правильным, для других оказывается исключительно разочаровывающим опытом: человек рассчитывал получить конкретные советы и правила, а получил размытые вопросы.

Можно поинтересоваться, с кем бизнес-коуч работал, с кем можно [о нем] поговорить. Понятно, что любой коуч даст только контакты людей, которые в целом им довольны. Но тем не менее можно узнать, с какими компаниями он работал, какой у него подход, какие основные жизненные правила. И тогда решить, устраивает ли вас его опыт или это самозванец. Последних тоже немало.

Четыре отличительных черты российских предпринимателей

  1. Российские предприниматели — гениальные тактики. Но я считаю, что они очень средненькие в плане своего стратегического мышления. Все видят перспективу максимум на год вперед.
  2. Российским предпринимателям не хватает командного образования. Многие сильные, яркие лидеры считают, что они вытянут на себе весь бизнес. Нет. Может, некоторым это покажется обидным, но в России больше ценится лояльность, а не способность. А если мы окружим себя командой, которая подбирается только по принципу лояльности, то далеко не улетим.
  3. Российские предприниматели не понимают предельную важность маркетинга. И то, насколько важны кросс-культурные отличия. На западноевропейском рынке важно иметь дружелюбное лицо. И таких моментов несколько: лицо, то, как мы говорим, то, как мы обещаем, а потом что-то делаем, что-то нет. В конечном итоге всё это в состоянии сорвать процесс, потому что не создается доверие сторон.
  4. У российских предпринимателей хоть отбавляй решительности. Они способны выжить в сложных условиях. Как я люблю шутить: если западноевропейские предприниматели в любой кризисной ситуации впадают в паралич, то их российским коллегам период кризиса как раз нравится больше всего, это их родная среда.

В работе над материалом участвовала Екатерина Тюрина

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.