23 октября 2020

Петербурженка с начала 90-х ищет старинное стекло на берегу Финского залива на Васильевском острове. В ее коллекции — десятки аптечных пузырьков, пробки и часть распятия

Театральная художница Наталья Белова с начала 90-х собирает стекло на берегу Финского залива у Шкиперского протока. В ее коллекции — десятки аптечных пузырьков разного размера, часть стеклянного распятия и черепки от кузнецовского фарфора. Предположительно, вещи относятся к началу XX века.

Петербурженка дарит находки знакомым, а иногда приносит их на занятия со студентами в СПбГУ. При помощи кусочков стекла они создают предметную анимацию. «Бумага» поговорила с Натальей о ее увлечении и о том, как оно помогает ей в творчестве.

Наталья Белова

театральная художница

— Я родилась в Нижнем Новгороде. Мы с родителями жили в старом доме дореволюционной постройки, который считают прообразом ночлежки из пьесы Горького «На дне». Он находится недалеко от кремля, чуть ниже — набережная Волги.

Весной с высокого берега сходил грунт и там можно было найти какие-то черепки от посуды, камни, железки. Мне с самого детства нравилось там ковыряться. Плюс я росла в советское время и у нас была полная свобода гуляния — так что мы лазили не только там, но и по всяким чердакам, подвалам, оврагам и руинам.

Когда я приехала в Петербург учиться в театральной академии на Моховой, то жила в общежитии на Опочинина на Васильевском острове. Мы с друзьями часто ходили на залив через Шкиперский проток: жгли там костры, читали книги.

От старого морпорта до гостиницы «Прибалтийская» был дикий берег. Как мне рассказывала бабушка, которая жила в Ленинграде во время блокады, туда сваливали разрушенные бомбами дома. Там были не только кирпичи, но и предметы быта.

Первые находки на берегу сделали мои знакомые. Один нашел военную пряжку с орлом — судя по внешнему виду, времен Первой мировой войны. А второй обнаружил старинный револьвер без барабана. Находили монеты, пуговицы, но металл при контакте с водой быстрее всего поддается коррозии, а стекло переносит всё лучше, хоть и может разбиться. Одна из моих первых находок — небольшой аптечный пузырек с содержимым. Тестировать то, что внутри, я, конечно, не стала.

С каждой прогулкой я что-то выкапывала, причем случайно, просто ковырнув землю ботинком. Было довольно много мелких толстостенных пузырьков, пробки в стиле модерн, попадались фрагменты кузнецовского фарфора — его легко определить по клеймам. Я находила и просто какие-то красивые камни, которые обкатало море, куски мрамора и гранита.

Я не религиозный человек, скорее агностик, но мне нравятся интересности, в том числе религиозного толка. Однажды мне попался кусочек распятия из синего стекла. Мы со знакомыми пытались атрибутировать его, предположили, что это конец XIX века. Тогда была такая мода скорее у католиков.

Находить что-то на берегу — это всегда восторг и азарт. Я ведь даже не специально ищу, я иду на прогулку. Возможно, есть люди — природные поисковики, и их навык касается не только камней и стекла, но и, например, грибов. Нужно просто настроиться.

К сожалению, за последние 15 лет в Петербурге всё сильно поменялось. Берег больше не дикий, там практически ничего не осталось. Но можно насобирать кирпичи с кусочками клейм.

Все мои коллеги-художники положительно относятся к моему увлечению, потому что все такие же собиратели. Приходишь в мастерские, а кто-то собирает камни, кто-то деревяшки, кто-то железки. Для художников это нормальная практика. Мой мастер по академии, Геннадий Петрович Сотников, работал в Якутии, у него была большая коллекция: старинные бубны, фрагменты упряжи.

Сначала из стекла я хотела сделать скульптуру, но потом решила, что найденные вещи вдохновляют меня больше в том состоянии, которое есть. Когда я начинаю делать какую-то графику или театральную историю, то рассыпаю по столу стекляшки и керамику, перебираю — и это дает мне творческий импульс.

Я преподаю в СПбГУ на кафедре мастерства художника кино и телевидения. Несколько лет назад мои студенты делали мультфильмы и для предметной анимации я принесла им часть моей коллекции. Из этих вещей они подготовили учебные работы.

У меня есть мечта — кафе, где можно было бы сделать столы-контейнеры и высыпать в них мои находки по тематикам. Чтобы они были не на витрине, а их можно было трогать.

Мне кажется, в современном мире не хватает тактильной информации, за исключением быта. Иногда я вижу это по своим студентам и пытаюсь приучить их, что мир существует не только на плоскости.


Ранее «Бумага» рассказывала про необычное увлечение петербуржцев — магнитную рыбалку. При помощи мощных магнитов люди ищут металлические предметы на дне Фонтанки и канала Грибоедова.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Утрата памятников архитектуры
«Вся моя жизнь осталась на Большой Зелениной». Жительница рухнувшего дома о сообществе соседей, молчании властей и о страхе оказаться на улице 
Руководство Мариинского театра готово через суд обжаловать решение строить метро под зданием-памятником
«Критерий несколько устарел». В Заксе обсудили изменения закона об исторической застройке города
КГИОП сократил список «несредовых» исторических зданий, которые могут снести
Металлические цветы, гипсовые атланты и окна разных размеров. История доходного дома Лумберга — образцового примера модерна в Петербурге
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.