Архитектор-реставратор Сергей Доспехов больше 20 лет фотографирует старые двери Петербурга. Более 300 снимков опубликованы на сайте Pastvu.com, остальные пока хранятся в личной коллекции. Благодаря фотографиям Доспехова градозащитники и активисты смогли воссоздать двери дома Станового и дома Бака.
«Бумага» поговорила с Сергеем о том, как и зачем он начал снимать старинные двери, почему в Петербурге их часто меняют на железные и какие интересные объекты еще можно встретить в центре города.
Как появилась коллекция фотографий петербургских дверей
— В 1994 году я окончил факультет архитектуры института имени Репина (Академия художеств) и устроился в институт «Ленпроектреставрация», где проработал 20 лет. В начале я как раз занимался фотографированием дверей — чаще всего по утрам, по пути в институт. Это можно считать обычной практикой архитектора-реставратора: мы собираем материал и исследуем архитектуру всеми возможными способами.
До того как составить коллекцию фотографий дверей, я также занимался инвентаризацией культурного наследия, выполняя заказ мастерской. Приходилось много фотографировать, и я хорошо освоил эти процессы: съемку, проявку, печать. К тому же еще с первых институтских лет я рассматривал фотографию как один из видов изобразительной деятельности, которым должен владеть архитектор. Двери, как мне кажется, отлично подходят для языка черно-белой фотографии.
Сейчас я больше занимаюсь непосредственно реставрацией — уже в частных организациях. Двери для своей коллекции фотографирую от случая к случаю, потому что теперь это делают очень и очень многие. Но каждый объект, с которым мы работаем в мастерской, мы фотографируем и до, и во время работ, и по их окончании.
Лично для меня фиксация и сохранение архитектурного наследия — борьба с некоторым оскудением ума. Когда все детали в городе на месте, то в пространстве одновременно присутствует много разных языков архитектурной формы. Способность «читать» архитектуру чем-то похожа на владение иностранным языком.
И можно отдельно рассматривать архитектуру дверей. В одном элементе могут концентрироваться разные смыслы, которые можно обнаружить в остальной архитектуре здания. Облик двери менялся от эпохи к эпохи, как и облик фасада, и почти всегда можно безошибочно определить к какому времени и архитектурному стилю она относится.
Как много дверей утратил Петербург и почему происходит этот процесс
— Полностью утерянных объектов не так много. Как правило, остаются тамбурные, то есть вторые, двери. Лицевых сохранилось не очень много, но примерно в 75 % они идентичны тамбурным. В остальных случаях вторые двери несколько скромнее.
Утрата наследия происходит в силу естественной ветхости, плохого ухода — точнее его многолетнего отсутствия. Совпали два процесса: социально-экономический слом 1990-х и то, что эти изделия уже физически стали приходить в негодность. Они же пережили войны, советский суровый и варварский капитальный ремонт.
С конца 1980-х годов в сознании жителей центра города на первый план вышли вопросы безопасности: подъезд нужно было обязательно закрыть, чтобы туда не могли попасть квартирные воры или наркоманы. С точки зрения обывателя это нормальная логика: металлическая дверь лучше, чем деревянная, тем более со стеклом.
Процесс этот не останавливается, на что есть элементарные экономические и психологические причины. Пренебрежение к сохранению вещественной культурной среды с ее уникальными деталями выглядит как выражение чувства потери перспективы, какого-то вечного, непроходящего кризиса.
Какие двери можно увидеть в Петербурге и чем их в разное время украшали
— В большинстве случаев двери в Петербурге филенчатые — есть какая-то обвязка, рамная основа, которая заполнена филенкой. Она окружена калевками — профилированными брусочками, удерживающими филенку в рамной основе.
Входные двери изготавливали обычно из дуба, потому что он прочнее и дерево этой породы более влагоустойчиво, а влажность в городе высокая и постоянно меняется. Даже внутри квартир во влажный период года двери набухают и иногда перестают закрываться.
Дальше начинается разнообразие, в зависимости от времени и вкусов архитектора. В 1930–1950-е была популярна разбивка, подобная кессонированному потолоку, на квадратные филенки. В дверях периода модерна есть варианты, когда стекло, обычно большой площади, дополнительно разделялось горбыльками.
В оформление дверей часто вставляли разные орнаментальные элементы. В эпоху эклектики любили очень сочные, крупные калевки, чтобы была богатая игра светотени. А в эпоху классицизма калевки делали плоскими и простыми, в период неоклассицизма — еще проще, но это такая лаконичная красота.
Пять сохранившихся дверей в центре Петербурга
Как снимки Сергея Доспехова помогают восстанавливать двери
— Благодаря моим снимкам удалось восстановить одну из дверей дома Станового [на Мытнинской улице]. Я дал координатору фонда «Внимание» Нике Артемьевой топографический указатель к каталогу своей коллекции, где систематизированы мои фотографии, и там нашелся снимок с оригинальной дверью. Получилось, что он был единственным источником информации о первоначальном виде двери.
В Доме Бака [на Кирочной улице] в нулевых по вине управляющей компании пропала одна из исторических дверей. УК пыталась доказать, что двери никогда не было — жильцы ее придумали. Сообщество жителей этого дома ведет страницу в социальных сетях, где представлены и исторические фотографии дома, я добавил туда свои снимки 1998 года, и они помогли жильцам доказать существование двери.
В том же 2019-м случилась громкая история с ремонтом тротуаров на Большом проспекте Петроградской стороны. Одновременно с ним решили также заменить некоторые дверные заполнения первых этажей. Тогда неравнодушные жители возмутились и обнаружили, что заказ на производство новых дверей разместили и выполнили без учета [того факта], что во многих местах еще сохранялись или цельные подлинные двери или их фрагменты. А в некоторых случаях двери даже прошли через реставрацию. Но деньги освоены, двери заказаны и рабочие пошли всё это клепать и устанавливать.
Тогда я передал жильцам несколько фотографий, касающихся Большого проспекта. Так как здания не были объектами культурного наследия, процесс не удалось остановить, но история получила огласку, а жители укрепили моральные позиции в споре с подрядчиком, конечно, утверждавшим, что сделал всё в соответствии с историческим обликом.
Читайте также интервью «Бумаги» соосновательница проекта «Двери с помоек». Она рассказывает, как петербуржцы спасают исторические двери из мусорных баков.