Петербургский программист продает «рыбашаги» — обувь в форме рыб, которая стала мемом. Их надевала Собчак и показывали в «Вечернем Урганте»

Программист из Петербурга Виталий Сотников работал в «Роскосмосе» и Wargaming, основал видеопродакшн Chernika, а сейчас занимается стартапом Watchout!AI, связанным с машинным обучением. Но известность ему принесла продажа тапочек в форме рыб — они появлялись в эфире «Вечернего Урганта» и на шоу Ксении Собчак.

Виталий Сотников рассказал «Бумаге», как начал продавать «рыбашаги», какую роль в их популярности сыграл Александр Гудков и зачем внедрять в домашнюю обувь чип.

Виталий Сотников

основатель компании «Рыбашаг»

Как петербуржец начал продавать тапочки в форме рыб и чем они отличаются от похожей обуви с AliExpress

— В 2018 году я где-то полгода жил в Азии и однажды на вьетнамском рынке увидел тапочки в форме рыб. Как только я их надел, они меня покорили, и я купил несколько пар для себя и друзей. Они стоили около 400 рублей и во время моего путешествия прошли тест-драйв — от песков и гор до поездок на мотоцикле.

После моего возвращения в Петербург у моего друга был день рождения, и я решил вручить ему эти тапки. Все гости были такие красивые, в костюмах, передо мной человек подарил ему AirPods за 20 тысяч рублей, а я стоял в очереди и думал, что сейчас меня ждет полный провал. А потом друг разворачивает мой подарок и говорит: «Это что, тапки в форме рыб?», тут же сбрасывает туфли, надевает их и ходит так весь вечер. На празднике человек 20 спросили у меня, где я взял такие.

Потом я уехал в Москву. Там я выходил в этих тапках, и десятки людей спрашивали меня, где я их купил. Когда за месяц вопрос об этом мне задали около ста человек, я решил узнать, кто их производит, и заказать первую партию — она обошлась мне и партнеру в 500–600 тысяч рублей на двоих вместе с доставкой и лицензированием. Я тогда работал в собственном креативном агентстве [Chernika], разработал концепцию и нейминг. Компанию мы назвали «Рыбашаг».

Мы с самого начала понимали, что наши тапки глупо будет продавать именно как обувь, учитывая, какие в этой сфере высокие ставки. Мы не смогли бы бороться с Lamoda по бюджету на таргетинг, например. Поэтому ситуация с моим другом натолкнула меня на мысль, что «рыбашаги» — это подарок. Я читал много исследований, которые касаются искусства дарения, и пришел к выводу, что нам нужно продавать готовый продукт — чтобы человек не думал об упаковке. Сейчас мы кладем еще и открытку. В общем, мы продаем не тапки в форме рыб, а эмоции. Да, такие тапочки можно найти на AliExpess, но это будут просто тапочки, которые будут идти месяц.

Сначала я думал, что наши тапки не будут покупать люди старше 35 лет, но однажды нам в инстаграм написал взрослый мужчина, который сказал, что очень хотел бы «рыбашаги», но ему не разрешает жена. Мы сказали, что сочувствуем ему и понимаем его боль. А потом нам написала его жена, которая, оказывается, давно их купила и решила подарить их ему на годовщину свадьбы.

Оказалось, мужчина — заядлый рыбак, и этот сегмент стал нашим новым покупательским кластером. То есть не все смотрели на тапки как на странный подарок, кто-то находил ему функциональное применение. Я, кстати, именно благодаря рыбакам узнал, что на наших тапках изображен окунь.

Как «рыбашаги» показали в «Вечернем Урганте» и на шоу Собчак и как это сказалось на продажах

— Перед Новым годом 17 пар «рыбашагов» оказались у Саши Гудкова. Как я понимаю, он стал использовать их по прямому назначению — то есть дарить друзьям. После этого с нами связывается агент Гудкова и говорит, что Саша в восторге и скоро нас ждет сюрприз от него — какое-то интервью. Это было очень приятно! И потом вышло интервью с Ксенией Собчак, которое она взяла у Гудкова в розовых «рыбашагах» (видео набрало почти 3 миллиона просмотров — прим. «Бумаги»).

Потом наши тапки оказались на «Вечернем Урганте», и я точно не могу сказать, как так произошло. Возможно, это можно объяснить тем, что Саша Гудков дружит с Иваном.

Конечно, популярность диким образом сказалась на продажах. Наш рекорд был, когда мы за неделю продали тапок на 1 миллион рублей. А недавно был новый рекорд — за полчаса мы продали более 100 пар (после интервью с Сотниковым на Первом канале — прим. «Бумаги»).

Когда мне позвонили из Forbes, чтобы взять интервью, я сразу заявил, что мне на самом деле обидно, ведь я 3,5 года занимаюсь стартапами и искусственным интеллектом [Watchout!AI], а попадаю в Forbes с «рыбашагами».

Но потом прошла пара дней, я порефлексировал, вспомнил, как много людей писали мне теплые слова, говорили спасибо, и подумал, что наши «рыбашаги» — это что-то, что может сдружить людей в это нелегкое время. Ты сидишь дома, тебе нечего делать, но если ты опустил голову, там могут быть «рыбашаги», которые поднимут настроение.

Какой будет новая модель «рыбашагов» и зачем внедрять в домашнюю обувь чип

— Коронавирус сказался на нашем бизнесе, поэтому сейчас мы переносим производство в Подмосковье. Летом у нас выйдет новая модель — это будет сом. Мы также хотим расширить размерную сетку и уже разработали новую упаковку, которая не мнется. Сейчас у нас есть некоторые жалобы из-за особенностей работы служб доставки.

Главной фишкой новой модели станет NFC-чип — покупатель будет наводить смартфон на наши тапки и понимать, что это не фейк. У владельцев «рыбашагов» также появится возможность общаться в специальном чате.

Я также вспомнил про Nike Run Club и решил, что у нас в тапках будет «рыбшагомер», который будет показывать, сколько и как именно ты ходишь по дому. Плюс хотим сделать коллаборации с известными людьми, чтобы при наведении камеры ты мог получить совет дня, например. Кто именно будет участвовать, я пока не могу сказать, потому что мы находимся в процессе переговоров.

Для меня главная миссия — вручить новую модель в кастомной упаковке и NFC-чипом Илону Маску, чтобы там было написано «Как тебе такое». Думаю он заценит.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.