26 апреля 2018

Почему приходится стоять в пробках, когда в Петербург приезжает Путин или Медведев, и законно ли перекрывать дороги для чиновников?

Могут ли сотрудники ДПС перекрыть дорогу для проезда госслужащего, почему из-за пятиминутного ограничения возникают многочасовые пробки, как остановка движения для кортежа может повредить скорой помощи и стало ли с годами меньше перекрытий?
«Бумага» объясняет, почему петербуржцам приходится стоять в пробках по несколько часов, когда в город приезжают высокопоставленные лица.

Кто перекрывает или ограничивает движение на дорогах и для чего?

В Петербурге к законным основаниям ограничить или остановить движение относится проведение массовых мероприятий, кино- и видеосъемки, ДТП, неблагоприятные климатические условия, плотный трафик в после- или предпраздничные дни, ремонт или смена дорожного покрытия, а также осуществление государственной охраны. Это закреплено в Федеральном законе «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» и могут дополняться департаментом транспорта города.
Перекрытия или ограничения дорожного движения ради чьего-либо проезда тоже законны. Во всех городах России их проводят сотрудники ДПС по приказу Федеральной службы охраны (ФСО). Сотрудники ДПС действуют по приказу МВД № 260 от 1995 года, согласно которому они обязаны обеспечить должностным лицам, находящимся под госохраной, свободный и безопасный проезд.
Как рассказывает «Бумаге» Петр Шкуматов, координатор движения «Синие ведерки», которое борется с нарушениями чиновников на дорогах, сотрудники ДПС в России не имеют права никого пропускать на проезжую часть, когда дорога перекрыта для лиц, находящихся под госохраной. Шкуматов говорит, что если они пропустят даже машины экстренной помощи, то могут быть обвинены в неподчинении приказу начальства, то есть ФСО.
При этом дорожное движение не могут перекрывать ни для кого из тех, кто не входит в список государственной охраны. Но имена из списка не разглашаются.

Для кого могут перекрывать дорожное движение?

Согласно Федеральному закону «О государственной охране», в список лиц, которые находятся под государственной охраной и ради которых, соответственно, можно перекрывать движение, входит президент России, премьер-министр, федеральные государственные служащие, главы других государств и «иные лица».
Формулировка «иные лица» часто встречается в российском законодательстве, но четкого определения для нее нет: в эту категорию могут входить любые люди, которых туда внесут по приказу президента.
При этом ФСО, определяющая, нужно ли перекрытие, не раскрывает, для кого и зачем именно останавливает движение.
В 2010 году Владимир Путин, занимавший тогда должность премьер-министра России, заявил, что перекрывать дорогу можно только для премьер-министра и президента.
Владимир Путин
президент

— Перекрытие для проезда специального транспорта предусмотрено только для двух должностных лиц: для президента и для председателя правительства РФ. Ни для кого больше никаких перекрытий транспорта не предусмотрено. Если это происходит, то это грубое нарушение.

Тем не менее после этого изменений в законодательстве о лицах под госохраной не было — и дороги продолжили перекрывать для их проезда.

Почему даже из-за коротких перекрытий возникают многочасовые пробки?

Четких правил, регулирующих время, способ или место перекрытий для проезда лиц под госзащитой, не существует. Как пишет «Водитель Петербурга», в Петербурге они «длятся, как правило, не больше нескольких минут».
По словам Петра Шкуматова, даже недолгое перекрытие дороги в мегаполисе «приводит к транспортному коллапсу».
— Даже одно пятиминутное перекрытие дает такой негативный эффект на все дороги города, что водители могут стоять в пробках по несколько часов. В час пик или выходные движение может останавливаться в среднем на четыре часа, — рассказывает он «Бумаге».
По словам Шкуматова, в Петербурге дороги ради чьего-либо проезда перекрывают «в несколько раз реже», чем в Москве.
Когда Владимир Путин и Дмитрий Медведев приезжали в Петербург в марте и апреле 2018 года, на дорогах возникали 9-балльные пробки. Водители связывали это с перекрытиями для проезда чиновников.

Мешают ли кортежи госслужащих работе экстренных служб?

Когда в городах России перекрывают дороги для чьего-либо проезда, водители часто жалуются на неожиданность и последствия многочасовых пробок: опоздания на работу или встречу и невозможность попасть домой.
Скандалы из-за подобных перекрытий возникали в городах России в основном, когда ради проезда кортежа не пропускали машины скорой помощи. Перекрытия также критиковали за потенциальные помехи для работы пожарных.
В 2011 году в Ленобласти из-за пятиминутного перекрытия для проезда кортежа неизвестных лиц сотрудник ДПС не пропустил скорую, и ее пассажир позже скончался в больнице. ФСО тогда объявила, что не имеет к этому отношения, а в ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти заявили, что перекрывали дорогу для проезда Валерия Сердюкова, который на тот момент был губернатором области. Но Сердюков опроверг эту информацию.
Случаи, когда ради проезда неизвестных лиц сотрудники ДПС задерживали скорые, происходили и позже (как минимум четыре раза), но во всех случаях в них либо не было пациентов, либо это не приводило к летальному исходу.
Сами сотрудники ДПС утверждают, что всегда проверяют, в каком состоянии находится человек в салоне скорой помощи. Но, как пишет «Газета.ru», опросы врачей показывают, что «мало кто интересуется судьбой пациента».

Как с годами меняется количество перекрытий для проезда кортежей?

Чиновники отмечают, что с 2012 года количество перекрытий для лиц под госзащитой снизилось.
Максим Ликсутов

— Говорить о том, что из-за этого есть какие-то заметные проблемы, я не могу. Сейчас они (перекрытия — прим. «Бумаги») носят очень деликатный характер, их крайне мало.

Шкуматов, координатор «Синих ведерок», также отмечает, что за последние десять лет «резко сократилось» число перекрытий для лиц под госзащитой и их продолжительность. «Если раньше центральную улицу могли перекрыть на три часа, то сейчас такого либо вообще нет, либо это происходит гораздо реже», — говорит он.

Запретят ли перекрытия дорог и произойдут ли какие-то другие изменения?

После смерти пациента скорой помощи, которую в 2011 году не пропустили из-за проезда кортежа, депутаты Госдумы внесли на рассмотрение законопроект, по которому перекрывать дороги могут только для проезда президента России. Но его практически сразу отклонили из-за противоречия федеральному закону.
Когда об этом случае стало известно, в 2012 году в Госдуму внесли законопроект, предлагающий запретить перекрытия для гослиц дольше чем на десять минут и не останавливать движение по кольцевым дорогам. В первом же чтении его тоже отклонили, так как «внесение указанных изменений приведет к ограничению полномочий органов государственной власти».
Отказы Госдумы принимать законопроекты вызвали недовольство автомобилистов, а активисты создавали петиции, некоторые из них собирали до 60 тысяч подписей. В основном водители предлагали, например, ввести вместо перекрытий полицейское сопровождение или «ездить вместе с народом». Одна из последних подобных петиций была создана в 2016 году.

Как заранее узнать о предстоящих перекрытиях в Петербурге?

Формально Федеральная служба охраны не должна предупреждать о подобных перекрытиях заранее, чтобы не нарушать их безопасность. Информация об ограничениях движения появляется либо за день, либо за несколько часов до начала перекрытий.
Новости о новых ограничениях на дорогах на своем сайте публикует Государственная административно-техническая инспекция (ГАТИ). Иногда там публикуют информацию о перекрытии для проезда лиц под госохраной.
Представители департамента транспорта утверждают, что информацию о готовящихся перекрытиях получают «Яндекс», Google и Mail.ru. Эти сервисы тоже публикуют о них новости.
Получив информацию о перекрытии, можно построить маршрут в обход места, где проедет кортеж. Однако, судя по обсуждениям на автофорумах, объехать такой участок не всегда получается — водители советуют по возможности пользоваться метро.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.