20 февраля 2013

Бизнес-паразиты: что приносит чужая слава?

Твиты на рулонах туалетной бумаги, кружки, копирующие фотообъективы известных марок, чехлы для смартфонов и старые добрые магниты с фотографиями из Instagram — «Бумага» выбрала несколько примеров того, как заработать на чужом бренде. Как всемирно известные бренды могут помочь предпринимателю на локальном рынке? Разумеется, даже приблизиться к их успеху — дело трудное, но подзаработать на имени Apple или Instagram — вполне реально. Авторитетные компании добиваются интереса и уважения аудитории, предлагая раскрученные продукты или услуги. Вслед за этим появляется множество небольших фирм, которые этот интерес поддерживают. В рыночной экосистеме они могут соотноситься как паразит и хозяин или же вовсе не мешать друг другу. В природе такой вид существования называется протокооперацией: когда взаимодействие организмов взаимовыгодно, но не насущно.

Большие корпорации могут и не заметить мелких фирм, эксплуатирующих их популярность. Но то, как будут строиться отношения между гигантом и бизнесом-сателлитом, зависит в первую очередь от юридических тонкостей. В частности, от того, нарушаются ли права на интеллектуальную собственность. — Использование чужого логотипа или названия будет нарушением прав на товарный знак при соблюдении трех условий, — объясняет юрист Сергей Спектор. — Во-первых, если такой знак уже зарегистрирован в России. Во-вторых, если он используется для тех товаров или услуг, в отношении которых зарегистрирован основной знак: то есть теоретически назвать молоко Facebook никто не запрещает. В-третьих, нарушением права на товарный знак будет использование бренда в коммерческих целях, чтобы ввести потребителя в заблуждение.

Магниты с фото Instagram

Современные холодильники пестрят уже не географическими названиями, а приятными глазу фотографиями из Instagram. Проворные бизнесмены быстро поняли, как заработать, делая виртуальные фотографии реальными. По запросу «магниты instagram» поисковый сервис «Яндекс» выдает 67 тысяч ответов. А количество участников в одной из подобных групп «ВКонтакте» превышает десять тысяч. Увековечить в магните десять шедевров своего аккаунта любители популярного сервиса смогут за 500 рублей.

Чехлы для iPhone с фотографиями Instagram

Как выяснилось, магниты — не единственное применение фотографий из Instagram. Мобильный сервис предоставляет предпринимателям широкое поле для обогащения. Например, петербургская компания Instacase печатает фото на пластиковых чехлах для iPhone, предлагая пользователям самостоятельно составить коллаж из квадратных кадров. — У нас есть интернет-магазин техники Apple. Покупатели часто жаловались, что на рынке нет оригинальных аксессуаров. Сначала мы попробовали произвести небольшую партию кейсов для друзей. Получив хорошие отклики, мы решили запустить этот сервис в массы, — рассказывает владелец компании Антон Махно. По его словам, продукцией Instacase заинтересовались не только частные заказчики, но и корпоративные клиенты. Благодаря сразу двум известным компаниям бизнес Антона процветает. Теперь он ищет инвесторов для создания филиалов в регионах и думает о том, чтобы выйти на европейский рынок.

Кружки-объективы Nikon и Canon

На сайте компании Lens-cup, которая занимается продажей сувениров для фотографов, говорится, что «гуру фотографии не интересны бессмысленные подарки». «Вы дарите не просто чашку, вы дарите концепцию успеха. Наличие Никона в доме фотографа — символ будущей славы», — уверяют продавцы. Компания не обидела и любителей техники Canon. Кружки-объективы различаются по «фирме-производителю», чтобы учесть вкусы поклонников обоих гигантов фоторынка и точно повторяют модели объективов. Такая «концепция успеха» обойдется от 990 до 1500 тысяч рублей. К слову, отношение самих фотографов к таким сувенирам неоднозначное. — Недавно получил еще одну кружку в подарок. Первая — была прикольной, но третья уже раздражает, — сетует фотограф Александр Беленький.

Сувениры Starbucks

Администратора группы «Сувенирная продукция Starbucks» Марию Гронскую не смущает то, что она «челнок».

— Сейчас любой человек может что-то купить, а потом продать, и не важно, будет ли это телефон Nokia или кружка Starbucks, — призналась она. Предприниматель начала заниматься таким бизнесом из любви к популярному бренду. Очевидно, что главным фактором успеха этого микробизнеса в том, что в большинстве городов на постсоветском пространстве раскрученную кофейню не найти. Помимо кружек, в виртуальном магазине Марии можно найти подставки, брелки и все те же чехлы для iPhone — все с эмблемой Starbucks. Само собой, что с открытием кофеен, интерес к услугам доморощенного интернет-магазина снизится.

Twitter на туалетной бумаге

Американские предприниматели пошли несколько дальше продажи магнитов Instagram. Сервис с говорящим названием Shitter печатает ленту сообщений из Twitter-аккаунта на рулоне туалетной бумаги. У компании индивидуальный подход к каждому заказчику: пользователь может выбрать, какие именно твиты он хочет разместить на своем рулоне. Правильное использование популярных брендов — самый простой и практически беспроигрышный вариант для небольшого бизнеса. Лояльность аудитории уже обеспечена, и предпринимателю остается просто продавать чужое имя. Но у такого подхода есть и обратная сторона — продажа сопутствующих товаров с неопределенным правовым статусом вряд ли сможет вырасти в масштабный бизнес. Кроме того, коммерсант очень зависит от «большой» компании: в конце концов, Starbucks может внезапно открыться в небольшом городке, а Instagram изменить пользовательское соглашение. А уж если локальным бизнесом заинтересуются юристы корпораций, то, возможно, лавочку и вовсе придется закрыть.
Иллюстрации: Катерина Чуракова / «Бумага»

Читайте также:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.