11 ноября 2022

В Госдуме одобрили налог на сладкие напитки. К чему это приведет?

Депутаты Госдумы в третьем, окончательном, чтении приняли законопроект о введении акциза на безалкогольные сладкие напитки 10 ноября. Об этом сообщается на сайте нижней палаты парламента.

О каком налоге идет речь. Согласно новому законопроекту, с июля 2023 года акцизом в 7 рублей будут облагать литр сладкого напитка, который содержит сахар более 5 граммов на 100 миллилитров. Правительство ожидает, что это увеличит бюджет государства на 35 миллиардов рублей в год. Кроме того, акцизные деньги, которые будут платить производители сладких напитков, будут направлены на финансирование борьбы с диабетом, следует из текста законопроекта.

Идею о введении налога на безалкогольные напитки обсуждали еще в 2016 году. Тогда ее поддержал Минздрав, назвав акциз эффективным экономическим средством для борьбы с ожирением и сахарным диабетом. Однако кабинет министров отказался от инициативы, так как она могла ударить по отечественным производителям сладких напитков.

Правительство снова вернулось к идее о налоге в июне 2021 года. Позже, весной 2022 года, Минфин планировал обсудить инициативу с Coca-Cola HBC и PepsiCo, писал «Коммерсантъ». При этом Минсельхоз идею об акцизе не одобрил из-за опасений, что он приведет к росту цен и снижению потребления безалкогольных напитков.

Поможет ли налог бороться с болезнями. В разговоре с изданием «Деловой Петербург» президент объединения «Союзнапитки» Максим Новиков заявил, что производители выступили против инициативы. По мнению участников рынка, налог только навредит индустрии.

Новиков также сослался на доклад Высшей школы экономики и аналитического центра при правительстве. Согласно документу, большую часть сахара россияне получают не из газировок. Следовательно, акциз не поможет в борьбе с ожирением, диабетом и сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Подобный налог вводили в более чем 50 странах, включая Великобританию, Мексику и некоторые штаты США, отмечают в «Деловом Петербурге». В большинстве государств после принятия акциза распространение ожирения продолжалось, а занятость населения снижалась из-за экономического влияния на рынок.

Как налог повлияет на российскую индустрию лимонадов. После принятия законопроекта об акцизе компания — производитель безалкогольных напитков «Черноголовка» заморозила инвестиции в России на 5 миллиардов рублей. Об этом сообщили в «РБК».

Из-за сокращения инвестиций «Черноголовка» не сможет открыть вакансии на тысячу новых рабочих мест. Помимо этого, компания отменила строительство заводов из-за «экономической неопределенности», которую создал новый налог.

Производство сладких напитков в 2023–2025-м упадет на «критические» 20 %, считают представители «Черноголовки». По их словам, акциз «неизбежно повысит цены» и приведет к росту импорта лимонадов из стран ЕАЭС.

Что нужно знать. После начала войны в Украине компании Coca-Cola HBC и PepsiCo перестали производить в России напитки под собственными международными брендами. По данным «РБК», их напитки составляли большую часть рынка лимонадов в стране.

Поддержите «Бумагу», чтобы мы с вами могли оставаться на связи 💚

поддержать
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.